Напряжение на медиа-рынке удалось разрядить. Глава агентства по печати назначен. О том, как это происходило и какие проблемы существуют у Министерства по культуре и агентства по СМИ, Михаил СЕСЛАВИНСКИЙ рассказал в своем первом интервью на новом посту корреспонденту "Известий" Миле КУЗИНОЙ.
- Почему так долго происходило ваше назначение на должность руководителя агентства?
- Причины известны. Предложение сначала было сделано Михаилу Юрьевичу Лесину. По понятным причинам он взял паузу для осознания этой ситуации и размышлений, и только после того, как Михаил Юрьевич отказался, стали рассматривать мою кандидатуру. Три дня назад я написал заявление на имя председателя правительства, в четверг вечером оно было подписано.
- Как вы считаете, почему Лесин отказался от этой должности?
- Это решение естественное, учитывая тот авторитет, ту энергию и совокупность полномочий, которые существовали у Михаила Юрьевича как у министра по делам печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации. Новая структура правительства предполагает серьезное разделение функций. Принято политическое решение, по которому агентство существует в структуре Министерства по культуре и массовым коммуникациям. Это определяет подчиненность агентства министру. Указ президента прописывает полномочия министра по отношению к руководителю агентства. Создать эксклюзивную ситуацию для федерального органа, занимающегося СМИ, при этом раскладе невозможно. Думаю, что исходя из этого Лесиным и было принято такое решение. Для меня же вопрос совокупности полномочий не является таким болезненным и таким острым, поэтому мне легче принимать новые правила игры.
- Два года назад на Индустриальном комитете по СМИ Михаил Лесин сам озвучил идею о реструктуризации Минпечати и даже о своем уходе. Но теперь, когда это произошло, создалось ощущение, что решение о реорганизации стало неожиданным.
- Конечно, неожиданным, как неожиданна была и отставка правительства. Думаю, что даже те чиновники, которые говорили, что знали об изменениях за два-три дня, готовились к нему и одобряли свое понижение, серьезно лукавили. Для меня - думаю, и для Михаила Юрьевича - это было неожиданным решением. Мы, как и все остальные, предполагали, что все события будут происходить после выборов.
- То есть получается, что два года назад Михаил Лесин угадал свою отставку...
- Михаил Юрьевич - человек, у которого есть чутье. Это проявлялось и в бытовых, и в политических ситуациях. Многие подтвердят. Так что, возможно, слова, которым на той конференции, он сам не придавал большого значения (тогда это воспринималась как очень далекое будущее), стали провидческими.
- И все же были реальные мотивы для реорганизации Министерства печати?
- Логика та же, что и по остальным ведомствам. Что касается нашей сферы, мне кажется, не до конца были учтены тонкости работы на медиа-рынке. В первую очередь это касается вопроса лицензирования. В указе президента не прописана служба, которая должна им заниматься, соответственно вопрос лицензирования не является до конца проясненным.
- Какие есть варианты решения этого вопроса и чем они грозят?
- Прежде всего надо определиться с текущей ситуацией. Пока - либо до создания специальной службы, либо до внесения поправок в нормативные акты - вопросами лицензирования может заниматься Федеральное агентство или Министерство по культуре.
- Получается довольно большая разница.
- Разница действительно существенная. Моя позиция заключается в том, что лицензирование должно остаться в сфере деятельности агентства в первую очередь для того, чтобы не было никаких потрясений на рынке. Главное, чтобы процесс лицензирования не останавливался ни на минуту. Рождение новых телекомпаний не должно прерываться искусственным образом, это касается и пролонгации лицензий. Каждый день у той или иной компании заканчиваются лицензии. Если из-за бюрократических процедур прекратить процесс пролонгации, то прекратится процесс вещания. Напомню, что вещание без лицензии - это незаконная предпринимательская деятельность, и любой сотрудник правоохранительных органов, занимающийся борьбой с экономическими преступлениями, может возбудить уголовное дело.
- Такая угроза реально существует?
- Трудно сказать. Я разговаривал с новым министром. У него другая позиция. Он считает, что даже временно этим должно заниматься министерство. Я не представляю себе, как это может быть. То есть сейчас все базы данных, архивы должны быть переданы министерству, где еще нет конкретных людей и нет опыта работы, не существует ни одного руководителя, который бы знал сферу средств массовой информации. Причем через несколько месяцев все это снова надо будет передавать некоей службе. Такая лихорадка отразится на всем рынке. Лихорадка не нужна.
- Почему новый министр культуры так заинтересован в лицензировании? Это лакомый кусок бывшего Министерства печати?
- Очевидно, что лицензирование - это серьезные функции, серьезный рычаг. Это все понимают. Я откровенно сказал, что публично буду отстаивать свою позицию. Не хочется, чтобы эта проблема перерастала в конфликт. Пока есть проблема, но нет конфликта. Очень не хочу, чтобы она отражалась на человеческих отношениях и потом стала причиной неурядиц. Думаю, что масс-медийная индустрия меня бы не поняла, если бы я стал сдавать одни позиции за другими.
- Есть мнение, что Министерство печати расформировано, так как его основные функции - политический контроль за СМИ - больше не актуальны.
- Не соглашусь с этой оценкой работы Минпечати. Дело в том, что многие направления работы министерства не были заметны медиа-сообществу. Это была наша ошибка. Действительно, благодаря авторитету Михаила Юрьевича, благодаря существующим рычагам на пути многих нависающих над нашей сферой угроз ставился железный блок, и никто не испытывал проблем. Достаточно сказать, что за прошлый год было внесено около двадцати пяти законодательных актов по вопросу внесения изменений и дополнений в закон о СМИ. Два раза в месяц мы направляли на них отрицательные отзывы в правительство, общались с аппаратом правительства, убеждали вице-премьеров подписать отрицательный отзыв, работали с депутатами Госдумы, чтобы даже не выносить подобные законопроекты на первое чтение. Таким образом в обществе создалась иллюзия, что никаких особых нападок на СМИ не существует. Хотя это не совсем так...
- То есть вы плохо занимались пиаром.
- В этой части нашей работы не занимались. Кроме того, каждый год вставал вопрос о сохранении льгот в сфере налогообложения СМИ, тяжело обсуждался вопрос о том, можно ли относить рекламу на себестоимость продукции, до сих пор действует льготный режим таможенного оформления ввозимой продукции для СМИ. Это все естественные и незаметные вещи, если вдруг они не исчезают из нашей жизни.
- Можно сказать, что, если бы Михаил Лесин чаще предавал огласке конфликтные ситуации в отрасли, у министерства была бы другая участь?
- Неправильно говорить о конфликтных ситуациях, скорее, это демонстрация напряжения. И дело даже не в участи, а в оценке работы министерства. Я бы не хотел, чтобы она сводилась только к истории с шестым протоколом (небезызвестное соглашение с Владимиром Гусинским. - "Известия"). Не думаю, что стоит останавливаться на событиях двух-трехлетней давности, на естественных претензиях к Минпечати. И все же за последние четыре года в два с половиной раза выросло количество СМИ, активно развиваются СМИ в интернете. Надеюсь, мы и дальше будем продолжать финансировать две тысячи районных и городских газет, которые, если прекратить это финансирование, попадут в зависимость от губернаторов и глав администраций. Мы делали и, надеюсь, будем делать все возможное для развития отрасли книгоиздания. Например, в 2003 году по сравнению с 2002-м количество зарегистрированных изданий возросло более чем на 15%. В этом году книжный рынок сравнялся по показателям, которые характеризовали весь книжный выпуск во всем СССР в середине 80-х годов. Работу других министерств оценивают по развитию вверенной им отрасли. Медиа-рынок такая же индустрия.
- Уже понятно, куда пойдет работать Михаил Лесин?
- Насколько я знаю, ему сделано несколько интересных предложений, которые он сейчас рассматривает. Надеюсь, что мы узнаем о его решении в самом недалеком будущем.
- Вы уже общались с новым министром по культуре Александром Соколовым? Какое впечатление от встречи?
- Мы не были раньше знакомы. Впечатление от общения с министром и его первым заместителем благоприятное. Хотя, действительно, у нас есть разные точки зрения на какие-то вопросы.
- Понятно, какая будет структура министерства и агентств и какие будут у вас полномочия?
- Это будут типичные полномочия, которые существуют и у других органов правительства. Хотелось бы о них говорить после того, как они будут закреплены за агентством. Скорее всего у меня будет два-три заместителя. Численность агентства будет порядка 250 человек (немногим меньше, чем раньше в Минпечати). Предполагается, что территориальные органы сохранятся, но число сотрудников в них сократится. Это произошло из-за того, что регистрацией СМИ теперь будет заниматься Минюст.
- В каком здании будет находиться агентство?
- Агентство остается в том же здании, где традиционно были Совинформбюро, Радиокомитет, Госкомпечати, Минпечати, то есть на Страстном бульваре, 5.
Михаил Лесин пока не трудоустроился
Вчера на входе в здание Министерства печати меняли вывеску. Теперь здание на Страстном стало Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям. О будущем агентства не известно ничего, кроме того, что руководить им будет Михаил Сеславинский. Почти все участники медиа-рынка отреагировали на эту новость положительно. Функции и полномочия агентства не определены, неизвестно пока и кто займет посты заместителей министра культуры Александра Соколова. Наиболее реальные кандидатуры на этот пост - бывшие заместители министра печати Андрей Романченко и Владимир Григорьев. Михаил Лесин пока не определился с будущим местом работы. Называются самые разные варианты - вплоть до администрации президента, где вскоре тоже должны произойти структурные изменения.
При полном или частичном использовании материалов активная индексируемая ссылка на сайт OnAir.Ru обязательна! Портал работает на PortalBuilder2 R5 HP.Свидетельство на товарный знак №264601, №264991 Российское агентство по патентам и товарным знакам.