27 февраля радиостанция "Энергия 104.2 FM" объявила о начале эфирной акции "Музыкальная мобилизация". Проект представляет собой новую для радиовещания технологию - SMS-парад, с помощью которого радиослушатель сам руководит музыкальным наполнением эфира. Подробно об этой акции OnAir.ru рассказал генеральный продюсер "Энергии 104.2 FM" Руслан Николаев.
OnAir.ru: С какой целью был запущен этот проект и что побудило к его запуску? Руслан Николаев: Цель у нас у всех одна - повышение рейтинга. Средства могут быть разные. А также способы и технологии. Вот "Музыкальная мобилизация" и SMS-парад, как первый этап этой акции, это как раз ноу-хау. Точнее будет сказать так: мы первые нашли реальный способ использования на радио уже существующих технологий. Кому как ни нам, собственно, ведь "Энергия - радио нового поколения"
OnAir.ru: Почему, имея такую технологию, вы решили "включить в игру" именно программирование эфира? Руслан Николаев: Ну, а что ещё включать? Это же мечта любого программного директора - моментальная обратная связь. Тут такие возможности открываются - неделю можно рассказывать! И то, что начать мы решили именно с музыки - тоже понятно. Музыка занимает 90% эфира, да и для слушателей проще. Всё-таки это новый сервис, к нему ещё привыкнуть надо. Самой большой проблемой всех музыкальных редакторов и программных директоров всегда было то, что они страшно далеки от "народа". То есть от своей аудитории. Да, можно заказать огромное количество исследований, музыкальных тестирований. Но это, во-первых, долго, во-вторых, дорого, ну и, наконец, главный недостаток - слушание происходит в непривычной, оторванной от реальной, обстановке. Да и песенки, понятно, слушаются не целиком, а 10-12-секундные фрагменты. А если ещё и по телефону.… Да ещё и танцевальная станция.… В общем, новый материал, например, вообще не проходит.
OnAir.ru: А принцип, по которому радио "Попса" сейчас программируется - на основе всех возможных чартов и хит-парадов? Руслан Николаев: Ну, этот принцип как раз не нов и не оригинален, и опять же - что это за чарты? На Западе все понятно - это бестселлеры, то есть лучше всего продающиеся альбомы и, что важнее, синглы. А здесь на что ориентироваться? На сводный чарт, airplay, еженедельное тестирование? Но его недостатки я уже перечислил, плюс ещё один - ограниченное количество тестируемых композиций. А у меня - пожалуйста, весь плэйлист, каждый день, круглосуточно. К тому же, с помощью SMS-парада мы получаем объективную картину пристрастий именно нашей аудитории.
OnAir.ru: Каким образом осуществляется голосование? Руслан Николаев: В любой момент для и ночи, услышав по радио песню, человек может проголосовать sms-сообщением за нее (послав цифру "1") или против нее ("0"). Голосующий не обязан знать название песни, за которую голосует, главное - отправить сообщение во время звучания этой композиции. К нему приходит уведомление о том, что голос принят за (или против) такой то песенки (обязательно название) с припиской от станции - их несколько вариантов. Например: "Мне тоже нравится. Результаты голосования слушай в эфире или смотри на сайте. Твоя "Энергия".
OnAir.ru: Сколько стоит отправить сообщение? Руслан Николаев: 15 центов без НДС. В общей сложности получается 17 центов. Но есть несколько стимулирующих моментов. Во-первых, человек получает в ответ название композиции (а как показал форум радио "Энергия", очень многих интересует, как называется то, что звучит в эфире). Во-вторых, ежедневно разыгрываются мобильные телефоны, MP3-плееры, плюс - сувениры от самой радиостанции. Ну и, самое главное, слушатели сами участвуют в формировании эфира. Это игра такая - "настрой Энергию под себя"
OnAir.ru: Что происходит с поступившими голосами? Руслан Николаев: Специальные компьютерные программы тут же их фиксируют и обрабатывают. Система подсчета очень интересная и сложная, и в результате мы получаем максимально близкий к реальному хит-парад с учетом количества проголосовавших, количества голосов с одного и того же номера, времени суток и того, сколько раз прозвучала сама песня в эфире….
OnAir.ru: Голоса с одного и того же номера учитываются при составлении хит-парада? Руслан Николаев: Если за одну и ту же песню, то нет. Но эта база используется нами при раздаче призов. Кто больше сообщений прислал - получает приз. Ну и интересно, у кого больше фэнов. Для слушателей на сайте "Энергии" результаты голосования обновляются каждые 10 секунд. Кстати, у нас есть и анти-хит-парад. Но пока мы не акцентируем на нем внимание, чтобы не стимулировать количество отрицательных голосов. Как только аудитория привыкнет к этому сервису, у нас появятся следующая игрушка - "Убей песню", и станет еще интереснее. Принцип простой - песня-антилидер на неделю убирается из эфира. Вот народ оторвётся :).
OnAir.ru: Как вы используете полученные данные при программировании эфира? Руслан Николаев: Как руководство к действию. Вот видите, у меня на мониторе развернутая таблица. Она ежесекундно обновляется. Сюда выведены все данные: кто, сколько, за кого… Можно посмотреть информацию за час, за день, за неделю, график нарисовать, если надо. Нравиться народу песенка - пусть звучит чаще, начала надоедать - приберём, совсем надоело - уберём.
OnAir.ru: А если какая-то песня просто игнорируется? Руслан Николаев: Да, есть такая категория "прокладочных" песен, которые ни раздражения, ни особых восторгов не вызывают. Они не так уж часто у нас идут, эфир строится не на них. Может быть, позже и до этих дойдут руки…
OnAir.ru: Каким образом идет обновление музыкальной базы? На новинках делается особый акцент в эфире, чтобы более активно шло голосование? Руслан Николаев: Да. Как правило, в неделю появляется 5-6 новых песен. Мы делаем и обычную нарезку из новинок, и подводки, и ди-джеи обращают на них внимание. Но мы не кричим открытым текстом: "Вот новинка - голосуйте!" Потому что не хотелось бы так навязчиво агитировать слушателей, да и, пока технология новая, нужно дать время людям к ней привыкнуть.
OnAir.ru: Сколько человек должно ежедневно проголосовать, чтобы эта система работала? Руслан Николаев: Я думаю, она будет работать в любом случае. Пока нет причин беспокоиться за активность голосования. В первый же день пришло порядка 3000 сообщений больше, чем с 1000 номеров. Три дня спустя эти цифры удвоились. Дальше - больше.
OnAir.ru: Какая активность! Руслан Николаев: Да, но это благодаря специфике аудитории. Если бы мы запустили эту систему сначала на "Авторадио", например, не уверен, что она нашла бы хоть какое-то понимание - люди среднего возраста вообще очень мало пользуется SMS-ками. А наша молодежь - с удовольствием. Нет, люблю свою молодёжь - они активные, мобильные, живые, быстрее схватывают. Правда, и надоедает им всё гораздо быстрее. В общем, с ними не соскучишься. Кстати, когда мы только начали изучать аудиторию, которую хотели бы привлечь на "Энергию" (20-28 лет), оказалось, что более-менее подробных исследований по ней просто нет. Пришлось проводить довольно масштабное качественное исследование, результатами которого мы, собственно, и пользовались. Так вот, в том, что касается радио вообще, они твердо убежденны, что там сидят какие-то бородатые дяди, которым всем давно за 40, и решают за них, что, собственно, должно звучать в эфире молодёжной радиостанции. Мы это учли и фактически предлагаем им самим руководить эфиром. Голосуйте! Вам не нравится песня - я понял, я ее убираю. Нравится - ОК, завтра же она будет звучать чаще.
OnAir.ru: Как вы определяете музыкальный формат "Энергии 104.2 FM"? Сколько песен в базе радиостанции? Руслан Николаев: Dance Oriented CHR, причем dance - радийный, мейнстримовский. В эфире одновременно звучат чуть меньше 200 композиций. Одно время мы пытались делать жёсткий Top 100, но как-то не любит наш народ, когда песенки через час повторяются, даже если и хитовые песенки. По-моему, для такого формата пока просто время не настало. Опять-таки, из-за трудностей с определением того самого пресловутого реального рейтинга той или иной композиции. Может быть, с нашей новой технологией можно будет "ужаться" до хорошего CHR, посмотрим.
OnAir.ru: Каких финансовых вливаний потребовала эта система голосования? Руслан Николаев: С нашей стороны - никаких. В том-то и прелесть, что - помимо всех очевидных преимуществ - радиостанции этот непрерывный мониторинг ничего не стоит. Правда, и ни о каких суперприбылях речи не идет - большая часть денег уходит операторам связи и компании-посреднику, но и не в этом цель. Главное, как я уже говорил, - получение того самого интерактива, который волнует умы радийщиков все время существования радио. Возможность обратной связи - это возможность для эксперимента, когда не страшно пробовать что-то новое, потому что получаешь моментальный отклик и можешь быстро исправить ошибки... Почему на радио до сих пор работал такой узкий круг людей? Потому что раньше этому нигде не учили, и профессионалы опирались во всех начинаниях больше на собственный опыт, интуицию. Молодые специалисты, не имея ни этого багажа, ни обратной связи со слушателями, фактически работали "вслепую". А реакция аудитории часто приходила с опозданием, и некоторые ошибки становились для станции смертельными - примеров тому масса. Сейчас, благодаря новым технологиям, неограниченным возможностям для интерактива, в бизнес могут приходить и молодые специалисты, и они могут смело экспериментировать, тут же отслеживая реакцию. Мне кажется, что начинается своеобразная "вторая жизнь" радио - более молодого, мобильного и имеющего уже какое-то право на ошибку.
21 марта 2004 г.
* Meta, Facebook, Instagram решением суда признаны запрещенными на территории России экстремистскими организациями.
При полном или частичном использовании материалов активная индексируемая ссылка на сайт OnAir.Ru обязательна! Портал работает на PortalBuilder2 R5 HP.Свидетельство на товарный знак №264601, №264991 Российское агентство по патентам и товарным знакам.