Вот уже второй год московская продакшн-компания i-RADIO выставляет свои работы на соискание Национальной Премии «Радиомания». В этом году в номинации «Оформление эфира» выставлена звуковая продакшн библиотека «Эволюция». О библиотеке и о компании, которой исполняется 3 года в мае 2004 года, OnAir.ru рассказал директор i-RADIO Андрей Лаупер.
OnAir.ru: Андрей, рынок продакшн-компаний только начал развиваться в России. Когда и почему Вы решили в него включиться? Андрей Лаупер: Действительно, рынок продакшн в нашей стране стремительно растет и развивается. Что касается нашего решения, то вход в этот бизнес произошел несколько лет назад, когда мы поняли его потенциал. Теперь мы с удовлетворением может заявить, это была правильная ставка.
OnAir.ru: Что служило Вам руководством к действию, примером - опыт отечественных аналогичных компаний, или же западные образцы? Андрей Лаупер: Несколько лет работы на отечественном радио послужили хорошей школой, а примером для подражания и источником вдохновения был развитый британский радиорынок.
OnAir.ru: Чем Вы занимались ранее, и чему пришлось учиться, какие добирать навыки, чтобы руководить новым делом? Андрей Лаупер: С детства я мечтал о музыке, радио и обо всем таком. И я считаю, что мне очень повезло, потому что мои мечты претворились в жизнь. В 16 лет я работал «говорящей головой», был информационным ведущим и ди-джеем. Позднее серьезно увлекся производственным процессом и креативом. Со временем пришли некоторые знания, опыт, поэтому появление собственного дела я воспринимаю как само собой разумеющееся.
OnAir.ru: Какой набор сотрудников был необходим на начальном этапе? Андрей Лаупер: Начинали с одного компьютера на троих и небольших заказов на рекламу. Сейчас дело обстоит куда лучше :). С тех пор штат увеличился, теперь каждый целенаправленно занимается своим участком: продюсеры – проектами, саундпродюсеры – звуком, менеджеры – продажами и дистрибуцией.
OnAir.ru: Трудно ли сегодня подобрать хорошего звукорежиссера, креативщика? Андрей Лаупер: Найти в Москве толковых звукорежиссеров, продюсеров и креативщиков безумно сложно. Эти позиции самые востребованные. Увы, в нашей стране нет учебных заведений, которые бы выпускали специалистов достойного уровня. Вот и пожинаем плоды – на московском радийном рынке, как карты в колоде, тасуются одни и те же персонажи. Сегодня он работает на одном радио, завтра его переманивают на другую, и так по замкнутому кругу. Я подчеркну, что сами специалисты в этом не виноваты, просто на рынке реально мало профессиональных и адекватных людей. С этим приходится сталкиваться систематически.
OnAir.ru: Как обстояли дела по началу с клиентурой? Андрей Лаупер: По началу приходилось выезжать исключительно на своем имени и прошлых клиентах. Со временем, к счастью, ситуация менялась. На данный момент у нас значительный послужной список, постоянные клиенты, большое количество проектов, проведенных кампаний и мероприятий.
OnAir.ru: Обращаются ли к вам из регионов, и дифференцируется ли стоимость заказа для них и столичных заказчиков? Андрей Лаупер: Хочу сказать, что в последнее время мы ощущаем огромный интерес со стороны регионов. Особенно это касается оформления эфира. Финансовая стабильность в стране и развитие регионального радио сделали свое дело. Люди готовы тратить деньги, готовы заказывать профессиональную «упаковку» в столице. Теперь основные критерии - качество и профессионализм. И это отрадно подмечать.
OnAir.ru: Каким образом происходит взаимодействие с заказчиком: он приносит уже полностью готовый сценарий, или вы составляете его по получении задания? Андрей Лаупер: В работе с заказчиком возможны различные варианты. Если в роли клиента выступает рекламное агентство, то эти ребята точно знают, чего они хотят, и, как правило, предоставляют готовые тексты для продакшна. При работе с «прямыми» заказами в дело вступают наши креативщики и копирайторы. На основании клиентских брифов и выкладок, они разрабатывают сценарный план или рекламную кампанию в целом.
OnAir.ru: Сложно ли выполнять заказы по оформлению эфира диаметрально противоположных станций? Андрей Лаупер: Сейчас в нашем активе уже более 60 оформленных радиостанций в нашей стране и за ее пределами. У нас накоплен достаточный опыт, для того чтобы не мешать все заказы, форматы, стили в кучу. Ведь каждая радиостанция сама по себе неповторима, в виду своего музыкально формата, работающего персонала и слушательской аудитории. Именно это и является основополагающим моментом в производстве джинглового пакета. А наше дело нехитрое - произвести огранку этого дорогого камня.
OnAir.ru: У Вас не возникает ощущения, что оформление большинства станций аналогично друг другу? Очень немногие станции можно было бы "опознать", не звучи в эфире ID. С чем это связано? Андрей Лаупер: Верно подмечено, но боюсь, это вопрос не ко мне. Пусть на него ответят программные директора и продюсеры этих радиостанций.
OnAir.ru: К «Радиомании-2004». Расскажите вкратце, что представляет собой звуковая библиотека «Эволюция», и где она применяется? Андрей Лаупер: Это серия сборников на компакт-дисках с короткими музыкальными произведениями. Все треки – эксклюзивны, то есть, написаны музыкантами специально для каждого диска. Треки универсальны, основное их применение – это радиореклама, оформление эфиров радиостанций, создание мультимедийных презентаций. То есть они задействованы везде, где есть потребность в звуке. Кроме того, вся музыка на "Эволюции" уже "очищена" и может использоваться без дополнительных отчислений в РАО или самим авторам, что реально упрощает жизнь нашим подписчикам. Для продвижения библиотеки на рынках других стран мира мы используем марку “i-VOLUTION Sound Production Library”.
OnAir.ru: Вы позиционируете "Эволюцию" как первую звуковую библиотеку в России. С какими же библиотеками работали звукорежиссеры раньше? Андрей Лаупер: Она и есть первая отечественная. До этого были только западные библиотеки, такие как TM Century, De Wolfe и другие. Жутко дорогие – их могли себе позволить лишь столичные звукорежиссеры, в основном на крупных радиостанциях, телеканалах и в крупных рекламных продакшн-студиях. И совсем небольшой процент региональных вещателей, очевидно, из тех, кто побогаче. Остальные были вынуждены искать пиратские копии этих дисков или просто использовать музыку из популярных песен. Некоторые, я знаю, до сих пор пользуются этим на свой страх и риск, ведь это противоречит авторскому законодательству.
OnAir.ru: В чем ее основные отличия от западных аналогов? Существует ли принципиальное отличие "Эволюции" от других звуковых библиотек? Андрей Лаупер: Принципиальное отличие – в цене. В остальном "Эволюция" – это отечественный продукт, сопоставимый с зарубежными аналогами – и по качеству, и по разноплановости музыкальных коллекций.
OnAir.ru: Прослеживается ли классификация по стилям и направлениям? Андрей Лаупер: Да, конечно. Каждый диск – это определенная идея, воплощенная в музыке. К примеру, последний, уже вышедший диск называется "Жывага" – в нем собраны в основном треки в стиле рок, индии, экстрим, техно, индастриал, исполненные живыми музыкантами на живых инструментах; есть вещи, напоминающие фрагменты известных песен. Скоро выходит очередной диск под названием "Синематика" – здесь будет много музыки, словно цитирующей, но не копирующей известные телевизионные мелодии, песни из фильмов. Своего рода звуковые дорожки к таким жанрам как триллер, комедия, фэнтази, анимация и др.
OnAir.ru: Кто пишет музыку для библиотеки? Были ли сложности с репертуаром? Андрей Лаупер: Пишут профессиональные музыканты. Есть основной состав авторов, но есть и "сессионные". В этом смысле мы открыты для сотрудничества с талантливыми композиторами и музыкантами, поэтому, пользуясь случаем, хочу отметить, что мы рады новым лицам и контактам. Критерии отбора треков для каждого диска очень и очень высоки. Каких-то особых сложностей с репертуаром не было. Мы работаем с профессиональными авторами, им легко объяснять, чего мы от них хотим. Хотя, конечно, определенный процент отбраковки есть всегда.
OnAir.ru: Были ли сложности при реализации проекта? Где наибольшее количество подписчиков - в столицах или регионах? Андрей Лаупер: У русских есть национальная черта – недоверчиво относиться ко всему новому, если оно сделано в России. Конечно, поначалу приходилось подолгу объяснять, что мы делаем. Кроме того, как я уже сказал, многие звукорежиссеры вообще не работали со звуковыми библиотеками раньше, так как импортные библиотеки им были не по карману. Так что, пришлось еще и объяснять, почему нужно работать именно с музыкальной библиотекой, а не «юзать» без отчислений в РАО куски популярных песен, пояснять, что мы гарантируем нашим подписчикам полную «чистоту» авторских произведений на международном ISRC-уровне. Сейчас у нас таких проблем уже нет.
OnAir.ru: Библиотека рассчитана только на использование в рекламе, или есть другие области применения? Андрей Лаупер: В Рекламе с большой буквы. По сути, любая презентация – это реклама: джинглы на радио – это само-Реклама, звуковое оформление каких-то мероприятий – тоже реклама. Помимо этого, еще и такие сферы как Кино, ТВ-сериалы, Интернет, Мультимедиа, где также есть потребность в качественном авторском музыкальном материале.
OnAir.ru: Насколько востребованы эти диски? Андрей Лаупер: Скоро выходит уже пятый диск "Эволюции". По-моему, это ответ на ваш вопрос. В последнее время велик интерес к нашему продукту и со стороны иностранных компаний. Сейчас ведутся переговоры с крупными реселлерами по репрезентации «Эволюции» в странах Европы и Южной Америки.
OnAir.ru: Вы принимаете участие в нынешней «Радиомании». Как Вы оцениваете ваши шансы на получение приза в номинации «Оформление эфира»? Андрей Лаупер: Мы не оцениваем шансы. Для нас главное – заявить об "Эволюции" как о серьезном отечественном продукте для отечественных же радиостанций. Фактически мы выдвинули на соискание Премии не какой-то один джингловой пакет, а сотни джингловых пакетов, которые уже сделаны или могут быть сделаны на основе нашей библиотеки.
OnAir.ru: i-RADIO впервые участвует в Премии? Как вы вообще относитесь к премиям в области отечественного радиовещания? Андрей Лаупер: Для нас это вторая «Радиомания». А что касается появления большого количества премий и узкоспециализированных конкурсов, то это в очередной раз доказывает стремительный рост и развитие Российского Радио. Причем, это замечают и уважаемые мною западные специалисты в области медиа. То, что в других странах развивалось десятилетиями, мы проходим семимильными шагами. Конечно, мы во многом еще уступаем, но общемировое развитие цифровых технологий, богатство нашей земли «Кулибиными» и все это, помноженное на российское трудолюбие… Так что, догоним и перегоним.
12 апреля 2004 г.
* Meta, Facebook, Instagram решением суда признаны запрещенными на территории России экстремистскими организациями.
При полном или частичном использовании материалов активная индексируемая ссылка на сайт OnAir.Ru обязательна! Портал работает на PortalBuilder2 R5 HP.Свидетельство на товарный знак №264601, №264991 Российское агентство по патентам и товарным знакам.