Ровно год назад, 22 апреля 2003 года, в питерском FM-диапазоне на частоте 88.4 МГц зазвучала новая радиостанция - "Авторадио-Санкт-Петербург". Техническое вещание сменилось полноценным, и уже с августа 2003-го одна за другой проходили промо-кампании станции, обеспечивая ей все более высокие рейтинги. О первом и единственном региональном филиале "Авторадио" OnAir.ru рассказал Президент Вещательной Корпорации "Проф-Медиа" Александр Варин.
OnAir.ru: 22 апреля «Авторадио-Санкт-Петербург» отмечает год со дня своего запуска. Судя по последним рейтингам, слушатели уже сделали станции свой главный подарок. Вы ожидали такого успеха? Александр Варин: Нет, честно говоря, мы ожидали успеха большего – там рейтинги явно недостаточные для нас. Но с точки зрения коммерческих результатов реальность превзошла наши ожидания. Мы считаем, что за этот год успешно реализованы все задачи первого этапа: создание радиостанции, вывод ее на рынок, формирование коллектива редакции, начало вещания, промоутирование станции и выход на текущую рентабельность. На данный момент проект «Авторадио-Санкт-Петербург» является прибыльным.
OnAir.ru: Давайте проследим ситуацию с самого начала. У вас не было проблем с получением частоты? Александр Варин: Нет, – мы ее просто приобрели, частоту бывшей радиостанции «Петербург FM». Купив частоту у компании-владелицы, мы прошли через ФКК, где просто внесли все необходимые изменения в лицензию.
OnAir.ru: Это единственный региональный филиал «Авторадио», осуществляющий самостоятельное вещание? Александр Варин: Да.
OnAir.ru: Почему вы решили выбрать именно такую форму организации вещания для Санкт-Петербурга? Александр Варин: Во-первых, потому что питерский рынок очень значимый – второй после Москвы. И, так как заинтересованы мы были в серьезных дивидендах, серьезной прибыли с этого филиала, просто сетевой партнер нас не устраивал. Поэтому изначально нами велся поиск не партнера, а именно собственного проекта. А во-вторых, было понимание необходимости организации оригинального вещания. Учитывая своеобразие питерской ментальности, мы стремились, сохранив особенности бренда, сделать продукт практически локальный. И сегодня из Москвы на Питер транслируется только утреннее шоу, все остальное – это собственное вещание. По наработанным приемам и клише, которые используются в Москве, но – собственное. Это местные новости (в начале часа и «Народные» в 30 минут), местные ди-джеи, программы по заявкам и так далее. Но главное – это уникальный голос, очень правильный, совершенно не похожий на московский русский язык, своеобразные интонации, не говоря уже о «булках», «трубках», «ларьках» и «парадных»…
OnAir.ru: Каким образом подбиралась команда на станцию? Сложно было найти адекватных людей? Александр Варин: Подбиралась она путем открытого кастинга, и было очень сложно. Есть как минимум три фигуры, вокруг которых формировался весь коллектив. Это Константин Людиновсков, бывший генеральный директор Радио MAXIMUM-Санкт-Петербург, ныне генеральный директор «Авторадио-Санкт-Петербург». Екатерина Герлинг – коммерческий директор «Авторадио», до этого она работала на «Нашем Радио» и «Радио Модерн». И Наталья Маркова – главный редактор «Авторадио-Санкт-Петербург».
OnAir.ru: Каков механизм взаимодействия питерской и московской команды? Есть ли у них какое-то «пространство для маневра», или все решения-инициативы остаются за центром? Александр Варин: Нет, у нас получилось, как с ребенком, – плоть от плоти, передача генов. Наши люди, которые реализовывают программную политику в Москве, находились достаточно продолжительное время в Петербурге, обучая и работая с ребятами. Сейчас мы постоянно находимся на связи, согласовываем различные акции, слушаем эфир по Интернету.
OnAir.ru: Часто Вам лично приходится туда ездить? Александр Варин: Да, раз в месяц точно. Налаживать взаимоотношения со всеми государственными структурами, с которыми довольно тесно сотрудничает «Авторадио» в Москве – с администрацией города, с ГАИ и так далее.
OnAir.ru: Возможно ли там воплощение того масштабного проекта по мониторингу дорожной ситуации, который больше года назад при поддержке ГИБДД был запущен «Авторадио» в Москве? Александр Варин: Там, к сожалению, чисто технически это пока не может быть реализовано – нет такой системы телекамер, как в Москве. Но сотрудничество с питерским ГАИ есть, и все его возможности уже используются.
OnAir.ru: Аудитория «Авторадио» в Санкт-Петербурге аналогична московской? Александр Варин: Да, по всем показателям полная аналогия: 62% мужчин, 38% женщин. Работающие, с высоким образовательным цензом, индекс соответствия – полное соответствие аудитории 25-45.
OnAir.ru: В Москве у вас налажены очень крепкие связи со слушателями – есть сеть «народный корреспондентов», «Авторадио-клуб», который периодически собирается на слеты-пикники. Организовано ли в Питере что-либо подобное? Александр Варин: Да, как и в Москве, ведущие в эфире призывают слушателей участвовать в проекте «Народная пробка», присылать сообщения, а, когда приходят сообщения, у людей берутся обратные телефоны и в какой-то момент происходит их встреча на слете народных корреспондентов. И практически с момента первой встречи клуб начинает жить собственной жизнью. Первый слет наркоров в Питере прошел в ноябре в огромном боулинг-клубе, на нем присутствовало 3000 человек, причем приехали на слет «делегаты» и из Москвы, Казани, Нижнего Новгорода.
OnAir.ru: Все это обеспечивали вы? Александр Варин: Наркоры ехали сами, а мы делали программу, приглашали представителей питерского и московского ГАИ. Это был большой радостный праздник, с концертом.
OnAir.ru: А переезды, например, кто оплачивал? Александр Варин: «Авторадио-клуб» - это общественная организация, которая кормит сама себя. Мы помогаем, конечно, но не финансируем каждый их шаг.
OnAir.ru: Насколько, на Ваш взгляд, для продвижения радиостанции важны подобные клубы, слеты, эффект «сарафанного радио», возникающий впоследствии? Александр Варин: Очень важны. «Авторадио-клуб» - это активнейшая часть аудитории, это наши помощники во всех делах, люди, которые, что называется, «гонят позитивную волну» вокруг «Авторадио» - по своим знакомым, семьям. Но кроме всего прочего это еще и общественная организация, клуб по интересам, та среда, в которой люди проводят свое время. Они социально активны – ставят вопросы и ищут на них ответы – в эфире «Авторадио», на встречах с чиновниками. В Москве у них есть свой клуб (помещение), в который приезжал, будучи на своей должности, вице-премьер РФ господин Яковлев. Сначала «Авторадио-клуб» посещал Белый дом, а потом он – клуб. Регулярно проводятся встречи с главами управления ГИБДД...
OnAir.ru: А теперь главный вопрос: как вам удается выстроить настолько эффективную коммуникацию со слушателями? Очень показательно – за год «завербовать» 3000 народных корреспондентов, инициировать создание общественной организации… Александр Варин: Я убежден, что у любой радиостанции должен быть миф. Роль брендов в сегодняшнем мире колоссальна – практически мы живем в мире мифов. Мы пьем сок «Рич» – банальный апельсиновый сок, стоящий неоправданно дорого, – а представляем себе картинки из богатой и счастливой жизни. То же самое, только в большей степени, применимо к радио. Для чего, почему роль брендинга во всем мире так велика? Потому что одним контентом в условиях такой дикой конкуренции не обойтись – все возможные приемы могут быть реализованы твоим конкурентом. И технология перестала быть конкурентным преимуществом – бесполезно пытаться сделать самый лучший телефон в мире, потому что твой конкурент уже завтра сделает еще лучше. То же самое можно сказать и про информационные технологии. Поэтому основу для брендинга надо искать другую – мотивация слушателя к слушанию, потребителя к потреблению должна состоять не в технологических моментах, а в идеологических, ментальных. И роль промо в этом очень велика. Мы считаем, что промо-программа «Авторадио-Санкт-Петербург» в 2003 году была организована очень эффективно.
OnAir.ru: Можно ли проследить ее пошагово? Александр Варин: Конечно. Весь прошлый год шла работа по запуску радиостанции. В феврале начался процесс формирования коллектива. Персонал был набран и обучен. Какое-то время шла работа «вхолостую» - не в эфир. 22 апреля началось вещание радиостанции и «обкатывалось» уже в эфире. В августе стартовала рекламная кампания «Включайся! «Авторадио» 88.4 FM – радио для всех!». Как раз 6 июля по центральному телевидению прошла трансляция юбилейного концерта «Авторадио», и в стык с ней, в цветах и стилистике этого концерта прошла кампания. Следующий этап – середина октября – запуск утреннего шоу из Москвы «Мурзилки International». С 1 по 7 ноября - «Авторадио-революция» - утреннее шоу транслировалось на всю сеть из Санкт-Петербурга. Мурзилки работали там как выездная редакция - в пробках, на дорогах, все это было очень интересно и зажигательно. Не могу утверждать, что такого никто до нас не делал, и никакого технического ноу-хау тут нет, но сам по себе прием оригинальный. Обычно все сетевые станции транслируют утренние шоу из Москвы, а мы решили на одну неделю сделать так, чтобы сигнал шел из Петербурга. Первый слет питерского «Авторадио-клуба» также состоялся в начале ноября. Затем – промо-кампания «Дискотеки-80-х» и сама «Дискотека» в Питере, которая состоялась 13 декабря в Ледовом Дворце. Там выступили все артисты (и отечественные, и западные), которые выступали в Москве, в зале был переаншлаг, атмосфера – просто потрясающая. Все это произвело огромное эмоциональное впечатление, и на нас в том числе.
OnAir.ru: С прошлым и настоящим разобрались. Что же дальше? Александр Варин: Теперь задача второго этапа – достижение тех рейтинговых показателей, которые «Авторадио» имеет в Москве. Наши уважаемые коллеги – Европа Плюс, «Русское Радио» – имеют в Питере рейтинги, аналогичные московским. Мы пока – нет, но будем бороться за то, чтобы они были такими же.
При полном или частичном использовании материалов активная индексируемая ссылка на сайт OnAir.Ru обязательна! Портал работает на PortalBuilder2 R5 HP.Свидетельство на товарный знак №264601, №264991 Российское агентство по патентам и товарным знакам.