III ежегодная церемония вручения Национальной Премии «Радиомания», по признанию зрителей и организаторов мероприятия, прошла ровно, динамично и в целом более успешно, чем все предыдущие.
26 апреля в столичном ГЦКЗ «Россия» собрались сотрудники всех номинированных на «Радиоманию» радиостанций, «связисты», журналисты, множество специально приглашенных и очень важных персон и просто активные радиолюбители. Вниманию всех присутствующих было предложено двухчасовое шоу, имитирующее ведение хит-парада в прямом радиоэфире. Ведущие – Лолита Милявская, Андрей Малахов и Гарик Харламов (капитан московской команды КВН «Незолотая молодежь») – находились в символической студии, объявляли песни, номинации и принимали «звонки от радиослушателей».
Музыкальное сопровождение шоу, по словам ведущих, должно было «охватить все многообразие вкусов аудитории» Премии. Что ж, если предположить, что вся эта аудитория – приверженцы музыкальной политики Первого канала, задача была выполнена. Выступили на сцене Карина Сербина и Николай Носков, группа «Корни», Олег Газманов и «Фабрика 4», Лариса Долина, «Блестящие», Юля Савичева, Леонид Агутин, Жасмин, Лолита и хор Турецкого, а также Сергей Мазаев и солисты ансамбля «Мелодия» под руководством Георгия Гараняна.
Как и в прошлый раз, номинации были разбиты на тройки, каждую из которых объявлял специальный гость церемонии. Так, первыми награды были вручены Федором Бондарчуком в номинациях «Информационная программа», «Публицистическая программа» и «Спортивная программа». Победителей в номинациях «Литературная программа», «Просветительская программа» и «Детская программа» объявили Лариса Долина и президент «Балтийского Банка» Олег Шигаев. Лучшего информационного, музыкального ведущего и репортера назвали Екатерина и Александр Стриженовы. «Радиошоу» и «Радиоигра» были озвучены группой «Блестящие». «Оформление эфира», «PR- проект» и «Рекламная Кампания» остались за Сергеем Мазаевым и Георгием Гараняном.
Как и обещалось, в рамках церемонии был вручен ряд специальных призов в дополнительных «технических» номинациях, учредителями которых стали Федеральное агентство связи и МедиаСоюз. Для вручения этих наград на сцену был приглашен руководитель Федерального агентства связи Дмитрий Милованцев. В номинации «Радиотрансляция» за качественное доведение до 8.5 миллионов жителей Москвы по проводным каналам государственных программ «РадиоРоссии», «Маяка» и региональной «Говорит Москва» был награжден генеральный директор Федерального Государственного Унитарного Предприятия «Московская городская радиотрансляционная сеть» Александр Хабин. Приз в номинации «Стереофоническое Радиовещание» за высокое качество эфирной трансляции стереофонических звуковых программ популярных радиостанций в диапазоне 66-74 МГц и 100-108 ФМ на территории Москвы и Московской области получил генеральный директор ООО «Окод» Григорий Клигер. Приз за «Спутниковое Радиовещание» - за качественное распространение федеральных программ телерадиовещания в цифровом формате через спутниковые средства на приемную сеть страны – принял исполняющий обязанности директора Федерального Государственного Унитарного Предприятия «Космическая связь» Юрий Измаилов. За организацию цифровых каналов для передачи данных и подачу вещательных программ по цифровым каналам с помощью подвески ВОЛС на радиотрансляционных стойках – номинация «Новые услуги» - был награжден генеральный директор Федерального Государственного Унитарного Предприятия «Ленинградская городская Радиотрансляционная сеть», Владимир Антонов (Санкт-Петербург).
Отдельное внимание, по просьбам членов жюри Премии, было уделено радиостанции «Маяк», празднующей в 2004 году свой сорокалетний юбилей. Информационная справка, озвученная ведущими, напомнила, что летом 1964 года было принято решение о создании принципиально новой информационно-музыкальной радиостанции, которая должна была работать круглосуточно, вместо «старой» 2-ой программы Всесоюзного радио. С тех пор прошло сорок лет, без «Маяка» отечественный радиодиапазон уже невозможно себе представить, поэтому, сказала Лолита, «мы не могли не воспользоваться такой великолепной возможностью и в рамках церемонии «Радиомания-2004» не наградить специальным призом радиостанцию «Маяк».
Но на этом перечень специальных призов не заканчивается. Тройственный союз информационных спонсоров Премии – информационный портал OnAir.ru, «Rambler Audio» и журнал «Среда» – еще месяц назад объявил об учреждении специальной категории «Приз слушательских симпатий». Победитель в ней определился по результатам альтернативного голосования в сети Интернет, куда были выложены все работы-конкурсанты «Радиомании-2004». Первым из всех работ всех номинаций с отрывом в более чем тысячу голосов «финишировало» «Утреннее шоу» радио MAXIMUM. Вручать диплом «Самому зубастому шоу» и спецприз с глубоким философским подтекстом – шоколадную шахматную доску с набором фигур – вышли редактор раздела «Радио» журнала «Среда» Виктория Сухарева, специалист PR-отдела «Рамблера» Иван Куринной и редактор OnAir.ru Ольга Кербабаева. Геннадий Бачинский и Сергей Стиллавин были единственными номинантами, уже точно знавшими о своей победе, поэтому из процесса вручения призов сделали настоящий спектакль.
Еще одним информационным спонсором Премии журналом «Radio To Radio» был учрежден приз «За самое оригинальное продвижение радиостанции». Бесплатную годовую подписку и диплом главный редактор журнала Святослав Бирюлин вручил радиостанции «Динамит-FM – Казань» за акцию «Лето в эфире».
По традиции, в конце церемонии был вручен приз в самой почетной номинации Премии «Радиолегенда». После того, как призы во всех номинациях были вручены, а все песни – спеты, в зале зазвучала запись голоса Юрия Левитана: «Внимание! Говорит Москва!», а на экране пустили видеоролик о настоящей Радиолегенде XX века. Для вручения премии глава МедиаСоюза Александр Любимов пригласил на сцену дочь Юрия Борисовича Наталью Левитан. С первой до последней минуты награждения зал стоял.
По окончании церемонии OnAir.ru обратился к директору МедиаСоюза Андрею Шамраю с просьбой прокомментировать ход конкурса и особенности организации Премии «Радиомания» в 2004 году.
OnAir.ru: Андрей Григорьевич, в 2004 году «Радиомания» состоялась уже в третий раз. Чего больше в этой Премии – следования уже наработанным традициям, или все еще какого-то поиска, изменений в организации конкурса? Андрей Шамрай: Три года, конечно, небольшой срок, но в ходе подготовки к этой «Радиомании» сложилось ощущение, что все настолько быстро развивается, что, возможно, уже в следующем году надо будет вносить что-то новое. Мы не можем, наверное, следовать какой-то традиции, мы должны меняться каждый год, вслед за радиоиндустрией. А радио развивается в России очень интенсивно. Может быть, по сравнению с телевидением, это не так заметно со стороны – по эфиру, по звуку, но по работам, присылаемым на конкурс, развитие отрасли прослеживается отчетливо. Сейчас, например, мы видим, что, с одной стороны, определяются региональные лидеры. С другой стороны, есть ощущение некого кризиса у известных сетевых московских радиостанций. И все эти явления нам как Премии нужно отслеживать, чтобы идти в ногу со временем и, может быть, даже в чем-то его опережать. Одним из сегодняшних успехов «Радиомании» я считаю то, что уже появились региональные лидеры. Не будь этой Премии, я думаю, они оставались бы неизвестными и по сей день.
OnAir.ru: Если говорить о формулировании некоторых номинаций, что изменилось в этом году? Или, наоборот, что не изменилось – уже не первый год идут разговоры об уточнении, например, номинации «Музыкальная программа». Почему она не была уточнена к «Радиомании» 2004 года? Андрей Шамрай: Мне кажется, что этот вопрос нужно задать Гильдии радио, в которую входят руководители многих московских и региональных радиостанций. Они сами определяют те реперные (если так можно выразиться) точки, по которым надо производить замер состояния, развития индустрии. От них должны исходить все инициативы по уточнению номинаций. В скором времени Гильдия радио соберется снова, обсудит ход конкурса в 2004 году и внесет все необходимые изменения в номинации. Быть может, введет какие-то новые.
OnAir.ru: Можно ли считать, что критерии отбора кандидатур в номинации «Радиолегенда» в этом году были определены уже окончательно? Андрей Шамрай: Пока нет. Главной задачей этой номинации всегда было отметить какое-то событие, связанное с конкретной личностью в радиоотрасли. И Виктор Татарский, и Левенбук отвечали тому уровню, который был заявлен. Как эта номинация трансформируется в дальнейшем, пока не известно, потому что дебатов среди членов жюри было довольно много: должен ли это быть человек, либо программа, либо радиостанция. Пока никаких жестких рамок в этой номинации не установлено.
OnAir.ru: Что произошло с номинацией «Публикация о радио», которая в этом году была снята с конкурса? Андрей Шамрай: Если вы помните, изначально «Публикация о радио» была призвана привлечь к отрасли внимание СМИ, чтобы к радио в большей степени был обращен общественный интерес. Как показал опыт этого года, цели своей мы не достигли. Мы даже не смогли провести конкурс по этой номинации – был только один претендент, книга одного из петербургских журналистов, которая, к сожалению, не подпадала под критерии номинации «Публикация о радио». Очевидно, нужно будет обсуждать с членами жюри и Гильдией радио, как проводить конкурс впредь. У нас уже есть предложения, как изменить подход к этой номинации, например, можно предложить членам жюри самим выдвигать понравившиеся им за год публикации, а не ждать этого от журналистов, которые не всегда имеют возможность это сделать, да и журналистов, которые пишут только радио, наверное, практически нет.
OnAir.ru: Каким в итоге стал принцип формирования жюри? В 2002 году это были профессиональные слушатели, в 2003 – преимущественно радиодеятели, что теперь? Андрей Шамрай: Действительно, в первый год мы побоялись вводить в эксперную комиссию представителей радиостанций, потому что не были уверены в их беспристрастности, боялись какого-то лоббирования… Но потом мы поняли, что объективная оценка происходящего интересна, прежде всего, самому радиосообществу, и ввели в жюри руководителей радиостанций. Я думаю, что количество членов жюри может и увеличиваться, но это опять-таки вопрос к Гильдии. Они должны сами решить, кому доверять судить себя. Формирование экспертной комиссии – это серьезный саморегулируемый процесс.
OnAir.ru: Вопрос от наших читателей: в процессе приема заявок отсеиваете ли вы наиболее слабые работы, или допускаете до конкурса все пришедшие? Андрей Шамрай: Мы принимаем все заявки, которые отвечают формальным и техническим требованиям, творческим критериям, изложенным в условиях участия. Фактически мы никого не отсеиваем.
OnAir.ru: А каков вообще механизм оценки работ? Андрей Шамрай: Членам жюри раздаются диски, видеокассеты (номинации «PR-проект» и «Рекламная кампания»), специальные каталоги, в которых происходит оценка по 25-балльной системе, и из всех проставленных оценок выводится среднее арифметическое. Поэтому, если какой-то член жюри не успел прослушать одну-две номинации, в этом нет ничего страшного. Тройки финалистов и победителей в прошлом и позапрошлом годах высчитывались независимой юридической конторой. В этот раз каталоги были персонифицированы, поэтому обращаться к юридической компании не было смысла – все каталоги хранятся в МедиаСоюзе, под каждым стоит подпись, и, если возникнет какой-то спор, можно будет найти эти бумаги, показать проставленные оценки и разрешить все сомнения.
OnAir.ru: В этом году оргкомитет Премии пошел навстречу информационным спонсорам и позволил выложить в Интернете все конкурсные работы. Чем этот проект привлек непосредственно Вас? Андрей Шамрай: Это связано, прежде всего, с тем, что мы развиваемся и хотим двигаться вперед, учитывая все свои недочеты. И независимая оценка в этом смысле очень для нас важна. Поэтому, когда появилось предложение от наших спонсоров, которых вы представляете, мы с благодарностью его приняли. Это очень здорово, что любой желающий может зайти на сайт, прослушать работы, самостоятельно их оценить, это выводит Премию на новый уровень.
OnAir.ru: Еще одно нововведение этого года – технические номинации для работников отрасли связи… Андрей Шамрай: Да, мы, совместно с нашим партнером Федеральным агентством связи, создали комиссию, которая, разумеется, не на конкурсной основе, без выставления каких-то баллов, определила, что же для радиоотрасли является действительно достижением с точки зрения техники и обеспечения эфира. В ходе обсуждения мы выбрали четырех претендентов и сформулировали соответственно четыре номинации. Надеюсь, в следующем году мы так же сможем отметить какие-то новые технологии и достижения в этой области.
OnAir.ru: К самой церемонии. Почему в этом году вы отказались от идеи вручения Премии непосредственно в День радио 7 мая? Андрей Шамрай: Мы сделали это специально, чтобы дать отдохнуть нашему радиосообществу в майские праздники. К тому же по старому стилю День радио приходится на 25 апреля.
OnAir.ru: Как бы вы сами оценили прошедшую церемонию? Андрей Шамрай: Много говорить о ней нет смысла – в майские праздники она будет показана на Первом канале. Но мне показалось, что она прошла наиболее динамично и успешно, чем все предыдущие. Наработанный опыт, конечно, дает о себе знать.
28 апреля 2004 г.
* Meta, Facebook, Instagram решением суда признаны запрещенными на территории России экстремистскими организациями.
При полном или частичном использовании материалов активная индексируемая ссылка на сайт OnAir.Ru обязательна! Портал работает на PortalBuilder2 R5 HP.Свидетельство на товарный знак №264601, №264991 Российское агентство по патентам и товарным знакам.