Как уже сообщала "РГ", в ближайшее время должно начать вещание FM-радио "Культура". Этого события любители искусства ждали очень давно: наконец-то в российском эфире, переполненном стандартными поп-рок-форматами, у них появится своя зона, свободная от музыкальной дешевки. Новое радио отпочковалось от телеканала "Культура", неуклонно набирающего популярность. О дальнейшей жизни обоих каналов мы беседуем с Генеральным директором ГТРК "Культура" Александром Пономаревым.
- Каким вы видите радиоканал? Это самостоятельное образование, или он будет работать в связке с телеканалом? - Необходимость тесного взаимодействия между ними кажется бесспорной. У меня нет иллюзий по поводу числа журналистов, способных готовить качественные программы культурной тематики. Только желания для "культурного журналиста" недостаточно. Как нигде важно быть глубоко и серьезно погруженным в тему, иметь соответствующее образование и воспитание. И многие из этого небольшого количества журналистов уже работают на канале "Культура" или с ним сотрудничают. Не использовать такой потенциал просто неразумно. Кроме того, радио в своих передачах может развивать темы, затрагиваемые в телепрограммах, в более свободном, "просторном" для мысли радиоэфире. Уверен, что у многих участников и зрителей "Культурной революции", других ток-шоу нашего телеканала возникала досада по поводу того, что те или иные интересные повороты дискуссии не получили развития. Радиоверсия позволяет "договорить", да еще привлечь к разговору слушателей. Я уже не говорю о классической музыке, присутствующей на телеканале в сравнительно малом объеме, в том числе и из-за чисто технического несовершенства передачи в телеэфире звука - в моноварианте. А радиостанция в FM-диапазоне транслирует стереозвучание приемлемого качества. Совместная работа радио и телевидения по освещению того или иного музыкального события даст в результате возможность аудитории получить гораздо более полное и адекватное представление о происходящем в концертном зале. Телевизионный репортаж дополнится возможностью послушать произведение целиком, в хорошем звучании - по радио. Способов интересного и полезного для публики взаимодействия телевидения и радио много...
- А разве на телеканале не предполагается внедрять стереозвук? - Конечно, есть и планы, и реальные разработки. Но это не только техническая проблема записи и передачи стереозвука в эфир из Москвы (требующая, кстати, достаточно заметного финансового обеспечения) - к этому мы готовы более всего. Должна быть возможность принимать и распространять такой звук у местных передающих телецентров, а у потребителей должны быть телеприемники, способные стереозвучание воспроизвести. Таких телевизоров у населения гораздо меньше, чем кажется. А вот стереозвук по радио значительно более доступен.
- Есть в сегодняшнем радиоэфире формат, наиболее близкий вашему представлению о радиоканале "Культура"? - Очень близкого нет. Более других, может быть, - "Эхо Москвы". Мы исходим из того, что современный культурный процесс - чрезвычайно динамичный, живой, драматичный, пронизывающий все сферы человеческой деятельности. Радио "Культура" должно не только создавать адекватное представление об этом процессе, но быть его влиятельной составляющей. Поэтому наряду с собственно художественным вещанием в значительном объеме - полемика, дискуссии, много прямого эфира, радиошоу...
- Как понять этот термин применительно к радио? Ведь шоу в буквальном переводе - зрелище, его надо показывать. - Если толковать его как представление, то у радио достаточно выразительных средств. Другое дело, что у него своя эстетика - более тонкая, строгая, требовательная. Недостаток таланта или бедность мысли не удастся компенсировать пышным антуражем и яркостью картинки. Но по способности "активировать" воображение, побудить слушателя к сопереживанию, "сотворчеству", хорошее радио вряд ли уступит телевидению.
- Радио намного старше телевидения - накоплены огромные коллекции великолепных старых передач. Вы будете их использовать? - Мы и сейчас ведем работу с телерадиофондом. Там есть уникальные вещи, но публика не имеет к ним доступа. Вспомним одного только Литвинова с его детскими передачами - классика! Сохранилось множество замечательных радиоспектаклей: начинаешь слушать - и забываешь, что нет картинки, что работает только слух, а все остальное - воображение.
- А это искусство не ушло в прошлое? Примерно так, как немое кино умерло в эпоху звукового? - Совсем нет. В мире - ренессанс радио. И о радиоспектакле нельзя думать как о сколько-нибудь ущербном жанре. Это просто другое искусство. Люди, которые умеют все это делать, работают с нами, и, судя по пробным записям, их мастерство не утеряно. Очень хотят и готовы участвовать в радиотеатре и многие артисты, режиссеры.
- А ресурсы для этого есть? - Все есть - есть студии, кадры, сценарный портфель. А теперь появится и эфир. Правда, по поводу сроков первого выхода в эфир есть тревоги, связанные с изменениями структуры правительства и соответствующих ведомств. Поэтому мы обращаемся к министру культуры и массовых коммуникаций и всем причастным - помогите радио "Культура" выйти в эфир как можно раньше. Это из ряда тех красивых дел, которые помнят долго и с благодарностью.
- И все-таки у вас нет ощущения, что вы занимаетесь реставрацией Помпей? Ведь целая радиоцивилизация, по существу, разрушена и сегодня уже не существует. - Есть ощущение, что мы строим - новое, светлое, красивое, очень нужное. Проект наш основан на замечательных традициях, но устремлен в будущее.
- Поговорим о том, как живется культуре на телевидении. По моим ощущениям, не слишком уютно. Хотя есть сдвиги - по примеру вашего канала коммерческое ТВ тоже стало показывать хорошее кино и серьезно говорить о серьезном искусстве. - Я выступал перед студентами МГУ, были традиционные вопросы о "кошмаре" на нашем телевидении. Точка зрения штампованная и не всегда справедливая. Я ответил, что не вижу никакой трагедии. И что следующий сезон, по моему убеждению, будет сезоном возвращения к культуре на больших каналах. В один из дней на Первом в прайм-тайм давали "Улицы разбитых фонарей", а потом "Загадка императора" Радзинского, потом "Фабрику звезд". Знаете, какие были рейтинги? "Улицу..." смотрело 39 процентов аудитории, Радзинского - 20 с лишним процентов, "Фабрику звезд" - 19 с небольшим. И это нормально: естественным образом наступило время, когда и канал готов отдать прайм-тайм познавательной передаче Радзинского, и публика хочет это смотреть. Неважно, в силу каких причин - устала от сериалов, надоела попса, обрыли боевики. Важно - хочет. Публика готова - и у коммерческого канала появилась возможность, не теряя рейтинга и, стало быть, рекламных денег, представить товар другого качества, уровня и направления. Я уж не буду вспоминать о сериале "Идиот". Убежден также, что в будущем сезоне на всех ведущих каналах появится специально отведенное, причем хорошее время под документальное кино. Потому что и к этому публика уже готова. В ней все дело - в публике. Не может канал, рассчитанный на широкого зрителя, предлагать этому зрителю то, что ему неинтересно!
- Телеканал "Культура" в этом смысле стоит особняком - у него своя публика. Вы ощущаете какие-то изменения в предпочтениях вашей аудитории? - Наша публика довольно консервативна, и ее предпочтения сильных изменений не претерпели. Она любит документальное кино, исторические передачи, любит творческие портреты актера, художника, режиссера. Но она же смотрит и "Бригаду"!
- Аудитория растет? - Существует исследование "Телевидение глазами телезрителей в 2003 году". Там есть вопрос: "Если бы из всего телевидения остался только один канал - какой бы вы оставили?". По стране 3 % зрителей, а в Москве 8 % ответили, что оставили бы канал "Культура". Тогда вопрос слегка изменили: какие три канала вы бы оставили, если бы пришлось себя ограничить? И здесь уже 10 % по стране и 21 % в Москве ответили, что оставили бы "Культуру". Это говорит о том, что увеличилась наша лояльная аудитория. При этом надо иметь в виду, что еще недавно "Культура" распространялась до Урала, восточнее ее не могли принимать. Так что мы медленно, но растем. В начале измерений наша доля аудитории была 0,3 - 0,4 процента, а сейчас - 2,6 - 3,2 по России, а по Москве - до 5. Три процента от всех включивших телевизор в стране - это очень большая цифра.
- Телеканал "Культура" много сделал, чтобы стать современным - по стилю и содержанию. Но пока главным образом в дизайне. А вот в составе программ еще много консерватизма. - Мне кажется, архаики нет. А консерватизм - хорошее слово. Я вообще очень боюсь победы одного из направлений. В том и прелесть, что внутри телекомпании есть силы, которые тянут к современным веяниям, и есть другие силы, которые хотят придерживаться традиций.
- Вернемся к будущему радиоканалу - где его смогут слушать? - Лицензию на вещание мы получили в Москве. Но собираемся развивать вещание и по стране, распространяя сигнал через наш телевизионный спутник. Уже есть партнеры в очень многих городах, которые хотят сотрудничать с новым радио. Так что задача - стать Всероссийским радиоканалом.
- Как сложится сетка вещания, какие будут пропорции между музыкой, которую нужно просто слушать, и разговорным материалом - комментарием, дискуссиями, новостями? - Мы не будем дублировать радио "Орфей" - музыка займет приблизительно четверть объема суточного вещания. Примерно столько же будет отдано под радиоспектакли, художественные постановки. Остальное - новости и публицистика. Будет много музыки крупных форм - опера, симфония, балет, прямые трансляции.
- Как идет подготовка к началу вещания? - Записали много музыки, несколько радиоспектаклей. А чтобы вернуть затраченные деньги, вошли в сотрудничество с Институтом новых технологий - там есть программа подготовки просветительских кассет для школ. Мы собрали свои записи и подготовили комплект дисков - собрания уникальных голосов России, инструментальной и вокальной музыки, диски, посвященные ансамблям, народным инструментам, симфоническим оркестрам... Получилась серия "Классика в классе". В школах это так понравилось, что уже есть запросы на дополнительный тираж.
- Вопрос о финансах. Был у ВГТРК один едок - канал "Культура", потом добавился второй - канал "Спорт", теперь еще радио "Культура", а бюджет все тот же? - Более того, в 2004 году бюджетные средства уменьшены на 36 процентов по сравнению с прошлым годом. Бюджет вообще занял жесткую позицию по отношению к государственному телевидению. ВГТРК взял на себя обязательство покрыть разницу за счет зарабатывания рекламных средств. Но денег не хватает, и многие планы рушатся. К примеру: мы покупаем права на разовый показ опер. У них хороший рейтинг. За эти права мы платим не очень большие деньги. Но компании, которая производит такую запись, она обходится порядка миллиона фунтов стерлингов за спектакль. На покупку прав у нас денег худо-бедно хватает. А чтобы произвести такого качества продукт - нет. В Москве сейчас очень оживленная театральная жизнь, и по крайней мере десять спектаклей в год достойны того, чтобы их увековечить для будущих поколений. Ведь у нас молодые артисты и режиссеры уже признаются в том, что им даже творчество Товстоногова неизвестно! А потом и от них ничего не останется...
- Когда-то была целая программа "фильмов-спектаклей", которые тогда много бранили, но благодаря им мы теперь можем увидеть в расцвете и МХАТ, и Малый театр, и Александринку, и Театр Российской армии. - Я убежден, что и теперь нужно целевым образом выделять средства, чтобы хоть какую-то часть спектаклей записать без скидок на бедность.
- Привлекать спонсоров пока не удается? - Есть первые обнадеживающие звонки. В частности, "Интеррос" выделил каналу "Культура" солидный грант, и это позволило нам сделать целый ряд работ, о которых мы не могли бы и помышлять, исходя из нашего бюджета. Если пример будет заразителен, дело пойдет.
- И последний вопрос: прошел слух, что телеканал "Культура" собираются сделать платным. Наши читатели встревожились и уже прислали нам несколько писем. Это действительно так? - Не представляю, откуда берутся такие слухи. Разумеется, нет.
* Meta, Facebook, Instagram решением суда признаны запрещенными на территории России экстремистскими организациями.
При полном или частичном использовании материалов активная индексируемая ссылка на сайт OnAir.Ru обязательна! Портал работает на PortalBuilder2 R5 HP.Свидетельство на товарный знак №264601, №264991 Российское агентство по патентам и товарным знакам.