«Специального „закона об интернете“, который якобы готовится Советом Федерации в глубокой тайне, просто не существует», — сообщила Людмила Нарусова, член Комиссии Совета Федерации по информационной политике. Тем не менее, регулироваться Рунет будет. Как сообщила г-жа Нарусова в интервью «Радио ООН», то, что было ошибочно воспринято как попытка создать свод документов, регламентирующих использование интернета в России, на самом деле является процессом подготовки новой редакции закона «О средствах массовой информации». «Старая редакция закона была подготовлена более 10 лет назад и за это время морально устарела. Устарели, разумеется, не фундаментальные принципы свободы слова, заложенные в этом законе. Просто в то время еще не были так распространены современные информационные технологии, — рассказала она. — Поэтому сегодня, например, интернет-издания далеко не всегда находятся в рамках правового поля. Это, кстати, создает неудобства для самих интернет-изданий, которые не могут воспользоваться льготами, положенными средствам массовой информации. Поэтому в новой редакции закона „О СМИ“ будет уделено отдельное внимание интернет-изданиям».
Ранее ряд СМИ распространил сообщение о том, что Совет Федерации намерен разработать законопроект, регламентирующий сеть интернет в России. Это сообщение было основано на заявлении вице-спикера верхней палаты Федерального Собрания, руководителя комитета по информационной политике Дмитрия Мезенцева. На самом деле, единственным существующим на данный момент законопроектом, который имеет отношение к регулированию Рунета, является именно новая редакция закона «О СМИ», а именно раздел, касающийся деятельности интернет-изданий.
В то же время, слухи, на протяжении нескольких месяцев будоражившие российскую интернет-общественность, воплотились в реальность в соседней стране — Министерством транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики на днях был разработан проект закона «О государственной политике по использованию и развитию сети интернет». В распоряжение CNews.ru попал этот документ.
Эксперт Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», координатор рабочей группы Проекта «АнтиСпам» Евгений Альтовский так прокомментировал содержание этого документа: «Первое, что бросается в глаза, — несоответствие названия законопроекта и его содержания. Строго говоря, название документа вообще не вызывает особого интереса — государство как бы объявляет „urbi et orbi“ о своих планах по регулированию национального сегмента сети интернет. На самом деле, законопроект претендует стать рамочным законом, фундаментом для развития киргизского законодательства, регулирующего правоотношения, возникающие при использовании Сети, и даже еще шире — при использовании сетей связи. Когда же доходит до дела, то начинается чехарда. Вместо того, чтобы перечислить особенности правоотношений, возникающих в связи с использованием сетей связи, лишь обозначить их с дальнейшей отсылкой к конкретизирующим подзаконным актам, разработчики пытаются конкретизировать эти отношения прямо в тексте закона».
«Не зная структуры киргизского законодательства, сложно делать однозначные выводы, но по аналогии с российским, в законопроект включены куски Гражданского кодекса, закона „О связи“, закона „Об электронной коммерции“ и др. — то есть законодательных актов совершенно разного уровня. Причем степень проработки, детализации разных частей законопроекта сильно варьируется, от бланкетных до конкретных норм, — рассказал г-н Альтовский. — Однако, у законопроекта есть безусловно положительные стороны. Во-первых, уделено внимание проблеме спама и намечен механизм борьбы с ним. Во-вторых, установлено, что оператор связи в общем случае не несет ответственность за содержание информации, которую распространяют его клиенты, а также установлено, что оператор связи в общем случае не должен заниматься цензурой интернет-ресурсов, размещенных его клиентами. Кроме того, разграничены публичные и государственные (потенциально конфиденциальные) информационные ресурсы; установлено, что рассматриваемые правоотношения могут регулироваться не только законодательно, но и на основе самоуправления, корпоративных стандартов, разработанных участниками рынка; установлено, что разработка законодательных актов в рассматриваемой области обязательно должна проходить при участии экспертов, операторов связи и представителей интернет-общественности; уделено внимание обеспечению сохранности личных данных при работе в интернете. Таким образом, выступая противником принятия специального „закона об интернете“ в России (это просто нелогично с точки зрения права), должен отметить, что разработчики киргизского законопроекта стоят на очень правильных позициях».
* Meta, Facebook, Instagram решением суда признаны запрещенными на территории России экстремистскими организациями.
При полном или частичном использовании материалов активная индексируемая ссылка на сайт OnAir.Ru обязательна! Портал работает на PortalBuilder2 R5 HP.Свидетельство на товарный знак №264601, №264991 Российское агентство по патентам и товарным знакам.