На днях Российское авторское общество приняло решение предъявлять судебные иски водителям маршрутных такси за трансляцию музыки в салонах. Иски будут предъявляться как за громкое звучание музыки по радио, так и за аудиокассеты.
Российское авторское общество объясняет такое решение статьей 39 Закона об авторском праве, в котором говорится, что за любое публичное исполнение музыкальных произведений необходимо платить, причем не автору произведения, а обществу по коллективному управлению правами, то есть в данном случае – Российскому авторскому обществу. Эта норма действует еще с советских времен и выполняется с большей или меньшей старательностью при воспроизведении музыкальных произведений в кинофильмах, по радио, на телевидении и т.д.
Проблема заключается в том, что водители маршрутных такси, в салонах которых играет музыка, формально попадают под действие этого же закона. При этом совершенно безразлично то, что радиостанция, играющая музыку, уже заплатила за право воспроизведения. Дело в том, что фактически человек, слушающий радио, поневоле публично воспроизводит музыку без согласия радиокомпании. Подобное воспроизведение, осуществляемое бесплатно (к примеру, через динамики, орущие на всю улицу), нарушением закона не является, а вот за плату – является. К несчастью водителей маршруток, маршрутка априори является местом с платным входом, что, по трактовке закона, является основанием для взимания платы за воспроизведения в таком месте музыки.
Решение Российского авторского общества вызвало понятное беспокойство среди водителей маршрутных такси, впрочем, вскоре сменившееся на более спокойные чувства. В российской реальности совершенно очевидно, что подобные иски будут неудачны для Российского авторского общества, так как неизбежно возникнет масса проблем с доказательной базой и оценкой нанесенного ущерба.
С другой стороны, при желании местных властей, имеется возможность централизованно утверждать некий плей-лист разрешенных к воспроизведению мелодий, за которые каждый водитель маршрутного такси будет вынужден отчислять некую сумму в обязательном порядке, независимо от того, играет у него в салоне музыка или нет. Камнем преткновения в таком решении неизбежно окажется разница в музыкальных вкусах водителей, большинство из которых, хотя и предпочитают репертуар "Русского радио" или "Радио шансон", но, тем не менее, могут значительно расходиться во взглядах на то, какой репертуар крутить в своей машине весь день.
Мировая практика также свидетельствует не в пользу водителей такси. Статья 39 Закона об авторском праве полностью согласуется с европейскими законодательными стандартами, по которым осенью 2003 года за радио в салоне стали платить таксисты в Хельсинки, а с 1 сентября станут платить и таллиннские таксисты. Законодатели проводят в этом вопросе прямую аналогию с ретрансляцией радио и телепередач в сети Интернет, которая осуществляется исключительно за плату.
Должен насторожить заинтересованные стороны тот факт, что Российское авторское общество за последние годы выиграло практически все гражданские процессы, связанные с нарушением авторских прав. В частности, в мае 2002 года были поданы иски Российского авторского общества к иркутским телекомпаниям "АИСТ" и "АС Байкал ТВ", причем Российское авторское общество, будучи фактическим монополистом в творческом мире, не только выиграло процесс, но и поставило телекомпании в очень сложные условия, предложив кабальную форму договора на трансляцию музыкальных произведений.
Впрочем, у водителей есть прекрасный выход. Они могут совершенно спокойно, не беспокоясь о возможном нарушении закона, слушать в своих салонах произведения музыкальных классиков, большая часть из которых находится в ином мире и при всем желании не может потребовать компенсации за нарушение своих прав...
* Meta, Facebook, Instagram решением суда признаны запрещенными на территории России экстремистскими организациями.
При полном или частичном использовании материалов активная индексируемая ссылка на сайт OnAir.Ru обязательна! Портал работает на PortalBuilder2 R5 HP.Свидетельство на товарный знак №264601, №264991 Российское агентство по патентам и товарным знакам.