«Как же много человеку надо, когда у него много есть. Я т-те выключу! Реклама на «Русском радио».
«Медиа» бывают разные: печатные и непечатные (электронные то есть), информационные и развлекательные. А еще бывают ожиданно убыточные, неожиданно убыточные и прибыльные. Последних и в России и, тем более, в Иванове зна-а-ачительно меньше, чем первых двух (так или иначе убыточных). Конечно же, потому что это не теневая швейка и не ларечная коммерция – не тот бизнес, который приносит быстрые деньги. Тут мало быть бизнесменом-технологом – только с добавлением артистизма, трезвого авантюризма, философского стоицизма из обычного предпринимателя может получиться медиа-магнат, пусть даже и местного масштаба. Итак, знакомимся. Геннадий Тряхалов – владелец медиа-холдинга: «Русское Радио», «Авторадио», газеты «Автотранзит». 41 год. Отец-водитель, мать- ткачиха. Женат, имеет двоих детей. Закончил 65-ю школу в Иванове. Служил в Афгане. После госпиталя вернулся домой, поступил на физфак ИвГУ. («У меня склонность к точным наукам. Тем более еще в школьные годы участвовал в разных математических олимпиадах – получалось, нравилось».) Уже в студенческие годы начал сотрудничество с конструкторским бюро ИСПО: Владимир Павлович Кабаидзе отобрал группу из семи студентов для разработки первых лазерных станков. Естественно, после окончания ИвГУ ушел к Кабаидзе. Пока работал в КБ ИСПО, получил второе высшее образование – в Москве, в «станкине». С удовольствием вспоминает, что в их отделе именно у него первого появился первый компьютер образца 1988-89 года. («Как меня уговаривали «не терять» время на его изучение: да брось ты, за кульманом быстрее».) А в 1990 году с ИСПО ушел – сначала в СП «ASI», потом в «Микротех» инженером, а затем (перестройка же началась!) – в другую частную фирму главным бухгалтером.
- А как вы поучаствовали в приватизации? - Свой ваучер продал, купил бутылку красного вина и выпил за здравие и процветание тех, кто его ваучер в конечном итоге купит («Если бы мне дали возможность вложить его в «Газпром» - конечно, вложил бы. Но нам ведь не предложили «Газпром». Поэтому оставалось два варианта: продать или… все равно продать».) Кстати, если говорить о приватизации или прихватизации – отношусь к этому философски. Да, кому-то в начале перестройки крупно повезло: я был наблюдателем, как господа-руководители растаскивали заработанное трудовыми коллективами имущество по своим карманам. Но протекционизм в России был и будет. Они делали это ради детей – как могли, как им предлагали обстоятельства. Я ведь тоже сейчас работаю ради своих детей – лишь бы они наработанное мной не разбазарили. Но не биться же мне головой об стену, что чьи-то родители что-то прихватили, а я начинал с нуля?
- Итак, будущий медиа-магнат становится главным бухгалтером… - Шили «постельку», рубашки, короче, делали деньги на ширпотребе. Сам я коммерцией не занимался, но работал главным бухгалтером - этот опыт потом помог мне в создании собственного бизнеса. По сути, я до сих пор бухгалтер. Но ивановский текстиль то в гору, то загибается – короче, в какой-то момент мы из этого бизнеса «вывалились». Наверное, я мог бы стать директором ларька. Но у меня другие претензии в жизни. И в долгих мучениях у троих экс-коммерсантов родилась мысль – открыть бизнес на радио. Благо, тогда, в 1993 году это не стоило баснословных денег: заплатил 1200 рублей за частоту – и вещай себе на здоровье. Опять же, вспомните, тогда был рекламный бум всяких хопров, ммм и прочих пирамид: если пирамиды так разбрасываются деньгами – почему бы не взять (коммерческий расчет). Физическое образование захотелось куда-то приложить – почему бы не в радиоволны. Ну и опыт – мы в бизнесе уже что-то понимали. В 1993 году мы с компаньонами организовали FM-радио станцию «Ностальжи». Это была одна из первых станций в городе. Начинали работать с нуля, в первые месяцы работы вошли в минус. То есть это был ожидаемый минус – для меня ожидаемый: ну, глупо было надеяться, что радио станет прибыльным с первых же дней – в него надо было вкладывать и вкладывать.
- А из каких денег вы вкладывали? - Пылесосами параллельно торговали, бензинчиком, нефтепродуктами. Вложения-то, в общем, в отличие от сегодняшних дней, были не сумасшедшими – тут не столько средства требовались, сколько терпение. Я оказался самым упертым в нашей команде. Я остался, другие отодвинулись. Итак. 1993 год – радио «Ностальжи». 1997 год – «Русское радио». Приблизительно тогда же умерло «Ностальжи», но в эфире появилось радио «5 этаж» («Куда-то надо было девать накопленный творческий потенциал».) 2002 год – «Русское радио-2» (некоммерческий проект). 2003 год – на смену «5 радио» пришло «Авторадио». В том же году начала выходить газета «АвтоТранзит». Рейтинг «Русского радио» в Иванове – непременно в тройке лидеров вместе с «Европой Плюс» и «Радио 104,2».Соответственно, и доходность.
- Когда вы поняли, что дело пошло, что бизнес стал приносить доходы? - Я до сих пор этого не понял. Денег не хватает всегда. Это нормальное состояние. Идей больше, чем денег. Бизнес - вещь непредсказуемая. Сегодня ты в плюсе, завтра уйдешь в минус. Главная задача - бизнесмена этот процесс контролировать, постоянно соизмеряя свои желания с возможностями. Проблемы в принципе всегда одинаковые, только масштаб разный. Десять лет назад я думал как снять 10 квадратных метров для станции, сейчас я думаю как снять 400 квадратных метров под офис холдинга. Хотя должен сказать, что в московском офисе ивановское «Русское радио» на очень хорошем счету – мы доказали, что на УКВ можно делать деньги.
- Вы считаете себя баловнем судьбы или всего приходилось добиваться своим трудом? - Нет, фортуна меня не баловала. Только труд. Кропотливый труд. Надо анализировать, думать, рассчитывать что делать, когда делать и как делать. Спишь и все равно что-то обдумываешь. Манна с неба никогда не сыпалась. Удача сама по себе никогда не приходит. Для того чтобы что-то получить, надо работать. Если и были удачи – в чистом виде, то лишь на ошибках конкурентов.
- Но, наверное, доставалось и от конкурентов тоже? Наверняка в вашей практике случались неудачи, проколы, что-то не получалось. Как вы вели себя в подобных ситуациях? - Мы живем в обществе, а не в закрытой колбе. И, конечно, бывает все. Неудачи - это нормальное явление. Они даже полезны для бизнеса. Это накопление опыта. Если конкурент проявляет акульи повадки – ну что, это тонизирует, заставляет оставаться в форме. Уместно вспомнить, как в начале 90-х город буквально захлестнула волна «ларечников». Ларьки ставили на каждом углу, конкуренция была страшная. Прошло время, и две трети таких торговых точек закрылись. Остались лишь самые сильные, предприимчивые, которые не ждали у моря погоды коммерсанты – естественный отбор. Нам всем хуже от этого стало? Нет. У кого-то хватает сил, у кого-то нет. Есть одно «но». Можно и, наверное, нужно стремиться к монополизму (только не подумайте, что я на это претендую!), но не дай Бог, остаться одному на этом рынке и загнуться от тоски. Я, к сожалению, чем дальше, тем больше замечаю, что и медиа-бизнес превращается просто в бизнес: машина крутится, все технологично, структурировано – но для меня креативность уходит на второй план после управления. Наверное, это не только у нас, наверное, это закономерно. Возможно, и газета у нас появилась потому, что надо было разнообразить бизнес не ради самого бизнеса, а ради и нас в том числе. А формула успешного предпринимательства - интуиция и опыт в равных долях. И проблем хватает. Причины разные. Ну, например, сейчас нас областной комитет по управлению госимуществом выселяет буквально на улицу (холдинг арендует у областных властей офисы). Да, я могу понять - они хозяева. Что хотят, то и воротят. Но в инфраструктуру вложены деньги, и нам не выгодно их терять. Это, пожалуй, первое наше, мягко говоря, недопонимание с властями – до сих пор мы друг другу жить не мешали.
- Были ли такие моменты, когда руки просто опускались? Казалось, что очередная неудача вас сломит... - Таких моментов не было. Их и не надо допускать. Каждый негатив надо превращать в позитив, встать с другой стороны проблемы и подумать, как это можно использовать во благо. Можно, конечно, мечтать и рисовать замки на песке, а потом жаловаться, что тебе их не дали построить. Но чего таким способом добьешься в жизни? Это не значит, что можно останавливаться на достигнутом. Но стремление к лучшему должно быть поступательным, шаг за шагом к успеху. Главное - фундамент такой лестницы. Поднимаясь выше, стоит время от времени оглядываться назад и задавать себе вопрос: «А не рухнет ли это все?».
- А поднимаясь по социальной лестнице, вы часто оглядываетесь назад – посмотреть на тех, кто не смог или не захотел подниматься выше? Что Вы о них думаете? - Я философски отношусь к тем, кто собирает бутылки на улице - каждому свое: цена любого места в обществе - та ответственность, которую ты несешь в этой жизни. Видимо, того же бомжа его жизнь устраивает. И может быть, он прав больше, чем я, который надумывает себе проблемы: помыть машину, отремонтировать офис, заменить компьютер. А у него стоит на каждый день одна-две задачи – он с ними справляется. Если он сядет за руль троллейбуса – его статус, в нашем традиционном представлении, повысится, но за это ему придется взять на себя ответственность за пассажиров, за технику.
- Никогда не хотелось сменить вид, заняться чем-нибудь другим? - Я больше ничего не умею. Хотел бы лепить пельмени, но я не умею. Иногда вдали от суеты, думаешь, не плохо было бы колбасу выпускать или котлеты. Хочется делать что-то реальное, что можно потрогать. Сейчас продукт нашей фирмы виртуален, радиоволны нельзя пощупать. Но приходишь на работу, тебе звонят люди, что-то просят, о чем-то спрашивают, и думаешь - «Ну надо же! Ты еще кому-то нужен». И все мечты уходят на второй план. Уйти из медиа-бизнеса никогда не хотелось. Возникает усталость, но не более того. Я приведу по этому поводу такой пример. Ткачиха, стоя за станком, день изо дня совершает монотонные, отточенные движения. Она профессионал в своем деле. Так же и мы совершаем каждый день отточенные движения. Но иногда хочется заняться чем-то новым. Я нахожусь в постоянном поиске.
- Геннадий Викторович, вернемся к вашему холдингу. Не секрет, что одна из состаавляющих успешного бизнеса – слаженный профессиональный рабочий коллектив. Как вы решаете внутренние проблемы? - Бизнес- это командная игра. И главная задача руководителя фирмы - не допустить революционной ситуации, когда «верхи не могут, а низы не хотят». Надо поддерживать баланс между твоими желаниями и возможностями и желаниями и возможностями работника. Важно уметь выслушать человека и популярно объяснить ему, что ты от него хочешь.
- Проблема текучки кадров никогда не возникало? Если да, то как вы с ней справляетесь? - Текучка кадров есть всегда, но не лавинообразная. С одной стороны, незаменимых кадров нет. Однако за профессионалов надо держаться – не только потому, что на оттачивание квалификации работника тратится немало времени и денег, но и потому что найти по-настоящему способного работника (пусть неопытного, но перспективного) сложно.
- Вы считаете себя состоявшимся бизнесменом? - Об этом судить не мне. Могу лишь сказать, что я пытаюсь состояться и никогда не останавливаюсь на достигнутом. Проблем не боюсь. И возвращаясь к Вашему вопросу о роли фортуны в моей жизни, наверное, признаюсь: мне везет всю жизнь – просто я умею радоваться маленьким удачам, к проблемам отношусь не как к тупику, а как к стимулятору, и все время мне чего-то хочется…
* Meta, Facebook, Instagram решением суда признаны запрещенными на территории России экстремистскими организациями.
При полном или частичном использовании материалов активная индексируемая ссылка на сайт OnAir.Ru обязательна! Портал работает на PortalBuilder2 R5 HP.Свидетельство на товарный знак №264601, №264991 Российское агентство по патентам и товарным знакам.