Помимо длинных новогодних каникул Госдума преподнесла гражданам России еще один подарок, приняв новую редакцию закона «О рекламе». По новой редакции количество роликов в эфире теле- и радиокомпаний снизится на треть.
По мнению председателя комитета по экономической политике и одного из авторов законопроекта, Валерия Драганова, это «достаточно честный законопроект, в котором баланс интересов близок к 100-процентному». По мнению депутатов, главная цель законопроекта – защита несовершеннолетних от рекламы, дискредитирующей родителей, и от рекламы всех социально опасных товаров.
Новая редакция закона предполагает размещение рекламы в детских программах, что до сих пор было запрещено. Теперь же «детские и образовательные передачи продолжительностью 25 минут и более могут прерываться рекламой». Правда, не чаще чем раз в 25 минут, а продолжительность рекламного блока не должна превышать 4 минут.
На этот шаг депутатов вынудила необходимость привлекать средства для создания детских программ.
Но не всякую рекламу пустят в детскую программу. Те ролики, в которых наблюдается «дискредитация авторитета родителей и воспитателей, подрыв доверия к ним у несовершеннолетних; побуждение несовершеннолетних к тому, чтобы они убедили родителей приобрести рекламируемый товар, и создание у несовершеннолетних искаженного представления о доступности товара для любой семьи», будут безжалостно изгнаны не только из детских, но и из любых программ. Общее количество рекламы на телевидении и радио не должно превышать 20% эфирного времени в сутки, что позволит снизить количество рекламы практически на треть.
А прежде чем прервать телепрограмму или телепередачу рекламой, теперь нужно сообщить, что все, что сейчас зрители увидят или услышат, носит рекламный характер.
Вовсе запрещено прерывать трансляции спортивных соревнований, матчей; реклама может быть размещена лишь в перерывах.
Либеральность законопроекта коснулась в первую очередь алкоголя, но либеральность эта не безгранична. Авторы законопроекта предлагают ослабить действующий запрет на рекламу алкоголя, разрешив рекламировать спиртное в прессе: кроме первой и последней полос газет и первой и последней страницах и обложках журналов. Можно использовать для рекламы и образы людей в возрасте до 35 лет.
А вот на телевидении и радио распространять ее по-прежнему не получится. Как и в наружной рекламе, то есть на стенах магазинов, торгующих алкоголем, которая по закону «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта...» сейчас считается местом продаж, где рекламировать водку можно.
Производителям табака также разрешено использовать образы людей до 35 лет, но введен запрет на рекламу сигарет и курительных принадлежностей на радио и полностью запрещена наружная реклама сигарет.
Существенно ограничивает законопроект и рекламу «зонтичных» брендов, так что желающим продвигать под видом воды или конфет водку это запретит закон, а не ФАС.
Разработчики намерены исправить недоработки, допущенные при принятии закона об ограничении пивной рекламы, разрешив ставить в телеэфир рекламные ролики спонсоров спортивных соревнований.
Из комментариев к документу, правда, неясно, могут ли оказаться этими спонсорами производители крепкого алкоголя. Однако депутаты говорят, что речь идет лишь о пиве.
Производителям пива разрешили использовать в рекламе образы людей, животных и мультипликационных персонажей, хотя действующий в настоящее время закон «О рекламе» запрещает подобные ролики уже с 1 января 2005 года. Вместе с этим предупреждение о вреде чрезмерного употребления пива в роликах должно занимать не менее 5 секунд рекламного времени.
Новый закон о рекламе во многом ужесточает правила рекламирования некоторых групп товаров. Впервые в законодательство о рекламе вводится глава, посвященная биологически активным добавкам, кроме того, впервые отдельная глава закона будет регулировать работу телемагазинов.
В случае принятия закона они будут обязаны сообщать информацию о производителях рекламируемого товара, а также о местонахождении продавца, к которому можно будет обратиться с претензией по качеству. Ужесточены требования и к рекламе лекарств. В роликах или объявлениях будет запрещено использовать образы медицинских работников, результаты исследований, а также предположение о наличии у потребителей тех или иных заболеваний. Участники рынка считают, что новый законопроект гораздо более либерален, чем ныне существующий. Они уверены, что закон нуждается в существенной доработке, которая, как они надеются, будет производиться не в отрыве от индустрии.
* Meta, Facebook, Instagram решением суда признаны запрещенными на территории России экстремистскими организациями.
При полном или частичном использовании материалов активная индексируемая ссылка на сайт OnAir.Ru обязательна! Портал работает на PortalBuilder2 R5 HP.Свидетельство на товарный знак №264601, №264991 Российское агентство по патентам и товарным знакам.