Уходящий год окончательно сформировал в нашей стране клановый принцип музыкальной индустрии
В уходящем году число западных гастролеров возросло, и география их выступлений в России увеличилась. На внутреннем рынке музыкальные стандарты стали еще более навязчивыми.
Многое из того, что будут слушать россияне в новом году, определяют «музыкальные олигархи», к которым относятся такие персоны, как Игорь Крутой, Иосиф Пригожин, Максим Фадеев, руководство «Русской медиагруппы», владеющей пятью радиостанциями FM-диапазона, и другие медиамагнаты. Соединение ресурсов звукозаписывающих компаний, радио и ТВ закрывает дорогу для сторонних проектов. Поэтому ссора гендиректора Первого канала Константина Эрнста и Игоря Крутого стала главным скандалом года в шоу-бизнесе. Большая часть поп-артистов и их продюсеров оказалась в щекотливой ситуации: в их задачу входило не поссориться ни с Эрнстом, ни с Крутым, чтобы не потерять золотое место ни на Первом, ни на Муз-ТВ.
Конкуренция на эстраде в минувшем году возросла настолько, что сделать музыкальный проект прибыльным «с нуля» становится почти невероятным. Невесть откуда появляющиеся поющие девицы и парни – либо получают один-два миллиона долларов в качестве презента от своих богатых покровителей, либо являются «рабочими лошадками» разнообразных «фабрик звезд». «Лошадок» предпочитают максимально загружать работой, поскольку «одноразовый проект» работает в первые полгода – год. Затем «звезды» сходят с экранов как отработанный материал.
Плей-листы радиостанций стали еще более похожими друг на друга. В минувшем году прекратили вещание две самобытные станции – «Открытое радио» и «Радио Ультра». На их волнах теперь звучит вполне «форматная» музыка: соответственно «Радио Попса» и Best FM. Еще одна рок-волна – «Максимум» перешла в ведение «Русской медиагруппы», контролирующей «Русское радио», «Динамит» и «Монте Карло». Крупнейший рок-фестиваль «Нашествие» переехал из Раменского в Тверь: подмосковные чиновники стали ставить препоны.
Укрупнение музыкального рынка и унификация популярной музыки в последние годы приводят к тому, что новых интересных проектов на российском небосклоне не видно. Единственная группа, которой удалось о себе громко заявить в 2004 году, – «Уматурман». Однако и здесь не обошлось без PR-технологий: никому не известную «Уматурман» каким-то образом пригласили записывать саундтрек к самому раскрученному высокобюджетному российскому фильму «Ночной дозор».
Группа «Тату», феерически прокатившаяся по миру, в уходящем году давала пищу в основном для желтых изданий, пристально следивших за родами Юли Волковой. Пока «Тату» были в декрете, их успех планировали повторить парни из проекта Smash, устроившие тур по Юго-Восточной Азии. Однако резонанса эта поездка не дала, а в конце года один из «Смэшей» и вовсе хлопнул дверью, уйдя из проекта. Алсу пока тоже не удается закрепиться на европейском музыкальном небосклоне, несмотря на дуэты с персонами ранга Энрике Иглесиаса. А провал Юлии Савичевой на Евровидении многие в России восприняли как личное оскорбление.
Зато западных артистов мы принимаем у себя все чаще и теплее. Российские гонорары заграничных звезд обычно выше стандартных, но приближаются к среднеевропейским. Уитни Хьюстон, Пласидо Доминго, Энрике Иглесиас, Би Би Кинг, Moloko, Таркан, Kraftwerk, Пинк, Дио, Сара Брайтман, Ник Кейв, Rasmus, Сезария Эвора, Rammstein и Эмир Кустурица – главные концертные персоны 2004 года. Одним из самых ярких событий стало выступление Пола Маккартни на Дворцовой площади Санкт-Петербурга в разгар «белых ночей».
Любопытно, что столпы российской рок-музыки впервые после долгого перерыва стали обращаться к политическим темам. Если американских и европейских музыкантов волнует война в Ираке, наши встревожились ситуацией в Белоруссии. Вячеслав Бутусов специально ездил в Минск и выступал на концерте в поддержку местных «запрещенных» групп. Борис Гребенщиков и Александр Васильев («Сплин») в числе других деятелей культуры подписали письма Александру Лукашенко с просьбой отпустить двух политзаключенных. А у «Сплина» в последнем альбоме есть песня «Урок географии» («В Белоруссии бесится злой Лукашенко»). Грядущий год обещает еще большее разделение музыки на «форматную» и «неформатную». Меломаны продолжают пребывать в ожидании некоего прорыва, которым может быть как появление «новой Земфиры», так и зарождение в недрах андеграунда принципиально другой субкультуры, которая будет с успехом конкурировать со сложившимися «форматами» и навязчивостью нынешних «музыкальных технологов».
* Meta, Facebook, Instagram решением суда признаны запрещенными на территории России экстремистскими организациями.
При полном или частичном использовании материалов активная индексируемая ссылка на сайт OnAir.Ru обязательна! Портал работает на PortalBuilder2 R5 HP.Свидетельство на товарный знак №264601, №264991 Российское агентство по патентам и товарным знакам.