Театр у микрофона — золотой фонд нашего радио. Это многие поколения замечательных артистов, которых выбирали по голосам. Да таким, чтобы каждый, сидя у приемника в столице или у Полярного круга, мог воскликнуть: “Я это вижу!” Зримость радиотеатра 44 года создавала профи высшей пробы с фантастическим чувством юмора Лия Веледницкая. Cегодня у нее юбилей.
Не было артиста, кто бы ее не знал. Более того, ради нее отменяли съемки, сдвигали графики, переносили премьеры. А все почему? Потому, что эта Лия, не обладая средством Макропулоса, продлевала артистам молодость. Вот, скажем, Олег Табаков — в свои 40 он сыграл 12-летнего мальчишку в “Дикой собаке Динго”. Рядом с ним у микрофона работали тоже “мальчишка” и “девчонка” — Олег Ефремов и Ия Саввина. А великая Мария Бабанова? Ей было немало лет, когда она за кадром играла 18-летнюю девушку. 44 года на Всесоюзном радио в редакции для детей и юношества. И более ста работ, которые вошли в золотой фонд радио. Можно сказать, что в эфире она дала вторую жизнь русской классике.
— Олег Борисов, когда он только впервые приехал в Москву из Ленинграда, отправился не в театр. Мы его практически сняли с поезда, — вспоминает Лия Борисовна.
И тогда прекрасный актер записал лучший свой на радио спектакль — “Неточка Незванова” по Достоевскому. Уникальная работа была у Аркадия Райкина в спектакле “Золушка” — других своих следов на радио великий комик не оставил. А Евгения Весника вообще на радио держали за многостаночника — разными голосами он работал сразу за нескольких персонажей. Его любимая шутка по этому поводу: “Единственное, что я не сыграл у Веледницкой, — это противозачаточное средство”. Михаил Ульянов записал великолепный спектакль “Судьба человека”, Юрий Яковлев, Ия Саввина оставили много замечательных работ. Другой радиодолгожитель — Олег Табаков — свой первый спектакль записал в 58-м году, а последний — два года назад. И при каких обстоятельствах! Во МХАТе им. Чехова назначили прогон премьеры, но, поскольку студию дали только на один день, Табаков отменил прогон. Как паинька он простоял восемь часов у микрофона и записал спектакль по Аверченко “Три мужчины и одна женщина”.
— Веледницкая - это уникум, а то, что сейчас радиотеатра практически нет, — говорит Олег Табаков, — это колоссальная потеря. И для радио, и для искусства. Я приехал из Екатеринбурга, так на выступлениях большая часть записок от людей именно про радиотеатр, на котором они выросли.
Говорить о его пользе — все равно что агитировать за солнце. Не всякий гражданин России мог добраться до театральной Мекки — Москвы — и попасть на хороший спектакль. Радиотеатр эту возможность давал каждому. А проводником выступала маленькая хрупкая женщина — профи высочайшего класса с потрясающим чувством юмора Лия Веледницкая, которая записывала и сохраняла искусство лучших артистов нашего времени.
* Meta, Facebook, Instagram решением суда признаны запрещенными на территории России экстремистскими организациями.
При полном или частичном использовании материалов активная индексируемая ссылка на сайт OnAir.Ru обязательна! Портал работает на PortalBuilder2 R5 HP.Свидетельство на товарный знак №264601, №264991 Российское агентство по патентам и товарным знакам.