Привычки живучи. Во многих семьях с давних пор заведено смотреть программу “Время”, и ничто не может поколебать устоявшийся порядок. Исключение — поколение-next, которое “на ты” с Интернетом, да подростки, у которых на уме ролики и компьютер. Для молодых “Время” — апофеоз официоза. Ведущий “Времени” Петр Марченко попытался убедить меня в обратном.
Тяжелее всего не корчить рожи
— А где же ваш строгий рабочий костюм с галстуком? — спросила я, поскольку, несмотря на эфирный день, Петр был одет по-спортивному, в джинсы и футболку. — Последнее время не люблю постоянно ходить в костюме. Привожу с собой и переодеваюсь. — Как с “Эха Москвы”, где вы начинали работать, попали на НТВ? — Подошел на улице к Евгению Алексеевичу Киселеву и попросился взять меня на работу. Он согласился. Максимум, на что я рассчитывал, — стать корреспондентом, минимум — редактором. А меня сразу попробовали в качестве ведущего. Через четыре года поставили в вечерний эфир. Тогда случился кризис на НТВ, и люди уходили. Некого было ставить. — Как вы себя чувствовали в ситуации, когда коллектив начал разваливаться? — Тяжело. Но каждый делал свой выбор: уйти или остаться. Я сделал свой. — Потом не жалели? — Это был мой выбор. Лучше жалеть о том, что сделал, чем о том, чего не сделал. — Неужели и на Первый канал сами просились? — Нет, было предложение. И в определенный момент я созрел для того, чтобы поменять место работы. — Что для вас было сложным в работе телеведущего после четырех лет на радио? — Тяжелее всего “держать” лицо. Когда сидишь на радио с микрофоном, то в нестандартных ситуациях лицом можешь показать что угодно. А на экране нельзя себе такого позволить. Если говорить еще о различиях, то радио более всеохватывающее с точки зрения новостей. На телевидении ты привязан к картинке — человеку надо обязательно показать, что произошло. Бывает, и сюжет хороший, а картинка у него тусклая, неинтересная. — Чему работа на радио научила? — Именно на “Эхе Москвы” нашли самый удачный вариант с точки зрения подачи новостей, который потом применили на НТВ, а сейчас — везде: рассказывать о событиях доступным, а не сухим языком. Когда пишу текст, то стараюсь сделать его таким, как если бы что-то рассказывал друзьям. — Корреспондентом на ТВ вы так и не поработали? — Нет. Хотя мне нравится ездить в командировки. Они хороши тем, что попадаешь в такие уголки, куда сам вряд ли бы отправился: Тюмень, Новосибирск, Калининград. Даже при желании.
“Время” портит атмосферу
— Вы легко привыкли к работе по ночам, в “Ночном “Времени”? — Для меня, как для “совы”, это несложно. Приезжаю на работу к полдвенадцатого утра и уезжаю полпервого ночи. За смену у меня получается три выпуска: надо помнить, что кроме “Времени” в 23.30 есть еще и орбитные выпуски — мы ведь вещаем на всю страну по поясам. Смешно делать новости только для Москвы и Центрального региона. — Самая лучшая новость для журналиста — это плохая новость. Вы с этим согласны? — Я считаю, что самая лучшая новость — та, о которой есть что рассказать, яркая, интересная. Хорошая она или плохая — это другой разговор. Считаю своим лучшим эфиром выпуск о мультфильме “Ежик в тумане”, который был признан лучшим мультфильмом всех времен и народов. Новости должны быть разными. Конечно, рождение восьмикилограммового мальчика никогда не встанет первой новостью. Но передачу оживит и разбавит. Мне кажется, нельзя добивать новостями. А то иногда смотришь свой же выпуск и понимаешь, что получилась сплошная “чернуха” — там наводнение, там землетрясение. Тем более что, к сожалению, у нас в стране телевизионные новости играют большую роль в создании атмосферы, люди воспринимают их как некую “указиловку”. Хотя новости существуют только для того, чтобы рассказать о происходящем. — Может, это традиция, оставшаяся с советских времен? — Возможно. Все привыкли к тому, что программа “Время” — некий официоз, кондовость, вести с полей. Но мы стараемся меняться: новая верстка, неожиданные повороты. — В то же время телевидение становится все более развлекательным… — Это нормально. Нельзя переоценивать роль телевидения как четвертой власти в стране. Телевидение не должно быть императивом. Раз люди хотят чего-то легкого, им надо это дать. — Поэтому сейчас на ТВ так много юмористических передач не самого высокого уровня? — Что поделать, если у подавляющей части населения такое чувство юмора. — Чего вы не можете себе позволить на работе? — Безответственности. Ведь ведущий — это вершина огромного айсберга, и если он ошибается, то ставит под удар всю команду. Моя вина, если в эфир вышел плохо сделанный сюжет, — недосмотрел. Должен был настоять, чтобы материал переделали.
Прямая дорога к психоаналитику
— Вы по жизни оптимист или пессимист? — Скорее пессимист. — В работе такой подход не мешает? — Стараюсь, чтоб мои личные качества в работу не вмешивались. В жизни я совершенно другой человек. Если дома могу вспылить так, что мало не покажется, причем и отходить достаточно тяжело, то с коллегами такого себе не позволяю. — А покаяться и сказать, что “был не прав”, можете? — Повиниться могу. — Вы человек завистливый? — Мнительный. Меня обычно беспокоит, что у меня все получается неважно, а не то, что у кого-то получается хорошо. Что я хуже, а не они лучше. — А вы пошли бы на прием к психоаналитику, почувствовав необходимость? — Я ходил, и отчасти помогло. Это был интересный опыт, как все новое. И не вижу в этом ничего зазорного. У каждого из нас бывают кризисы, из которых тяжело выбраться самостоятельно. — Сами телевизор смотрите? — По минимуму. На выходной неделе стараюсь выпадать из новостей. Конечно, следить приходится. — Вашим близким приходится подстраиваться под ваш график? — Да. С сыном вижусь только на нерабочей неделе. — Вы как-то прыгали с парашютом. Это стало вашим хобби? — Нет, это был разовый опыт. Предпочитаю “баклажанный” вид отдыха — полежать, почитать, поиграть в компьютерные “стрелялки”.
* Meta, Facebook, Instagram решением суда признаны запрещенными на территории России экстремистскими организациями.
При полном или частичном использовании материалов активная индексируемая ссылка на сайт OnAir.Ru обязательна! Портал работает на PortalBuilder2 R5 HP.Свидетельство на товарный знак №264601, №264991 Российское агентство по патентам и товарным знакам.