"Комсомольская правда", 23.02.2005 Сергей Малиновский
Казалось, норма о 75% белорусской музыки в fm-эфире расчистит дорогу для талантливых белорусских исполнителей. Но на практике оказалось, что таланта у белорусской эстрады намного меньше, чем отведенных под нее процентов. И в музыкальный эфир повалил блатной шансон.
Яркий пример – fm-станция “Радио Рокс”, заявившая о смене формата. Раньше крутили рок, сейчас – шансон, в том числе и приблатненный. Требования к качеству музыки значительно снизились — лишь бы исполнители не лезли в политику.
Вся “малина” у Калины
Ну, кто знал раньше о Викторе Калине? А сейчас это один из самых популярных исполнителей Первого музыкального канала, его клипы про “минчанку-партизанку” и “Люблю жену” постоянно заказывают телезрители. А альбом “Володарка” разметается слушателями на концертах. “Володарка, Володарка, по тебе поет гитарка, и слеза стекает со струны”. И хотя язык не повернется возводить его песни в ранг высокой поэзии, народу нравится. Частные вечеринки “Малины у Калины” входят в моду в определенных кругах состоятельных людей Минска.
Сейчас Виктор гастролирует по Беларуси. На бэк-вокале у него выступают две соблазнительные девушки, называющие себя “Новенькими мурками”.
И все это мы вынуждены слушать! Ведь заполнять эфир приятными попсовыми иностранными мелодиями нельзя.
«Лекарство от меланхолии» тоже может быть приблатненным
Совсем недавно в белорусском шоу-бизнесе возникла группа “Лекарство от меланхолии” («ЛОМ»). “Прости-прощай! Не говори останься! Пусть был не прав, не поминайте лихом! Мои следы засыплет ветер странствий, Мой силуэт вдали растает тихо”. В принципе, “ЛОМ” близок к шансону. Тем более что и в жизни лидера группы Евгения Солдатенко хватало историй с романтически-криминальным оттенком. В студенческие годы он даже дрался на дуэли из-за девушки. Оба дуэлянта получили серьезные ранения, и чтобы не попасть за решетку, Солдатенко был вынужден бежать из Минска в Сибирь, прожил там два года. Для него это был не только период испытаний, но и творчества — в добровольной ссылке было написано порядка 250 песен, которые Евгений собирается издать в ближайшие годы на 5-6 альбомах.
“Ляписы” покончили с блатной лирикой, когда повзрослели
Многие уже подзабыли, ранние песни “Ляписа Трубецкого” “Паренек под следствием”, “Пастушок”, “Метелица” из изданного в 1996 году альбома “Ранетое сердце”. Чем не шансон! “В синем небе солнышко лyчики на землю шлет, А за стенами сyда следователь дело шьет…” Это сейчас “Ляписы” ударились в рэггей и ска.
А ведь главное кому-то одному начать. Остальные подтянуться. Именно так было с “Леприконсами” в конце 90-х. Стоило “Ляписам” на альбоме “Тяжкий” выпустить песню “По аллеям мы пройдемся”, как через полгода у “леприков” появилась очень похожая тема “Девчонки полюбили не меня”. Клип на эту песню получился хулиганским, приправленным изрядной долей юмора — о грабителе в инвалидной коляске, который под шумок снимает украшения с покойника и пришедших проводить его в последний путь.
Может, и им вернуться к шансону. Тем более, что у этих двух групп он получается вполне цензурным и безобидным. Даже детям слушать можно…
«Черный бумер» - лидер отечественного шансона
Дворовую лирику Сереги также можно отнести к шансону, только приправленному модными “фишками” и рэпом. “И дрогнули в страхе позорные волки! А он бьёт! Бьёт! Бьёт! По болевым точкам! Бьёт! Бьёт! По заточкам, по почкам…” - это “Песенка о слесаре четвертого разряда”. Правда, сам Серега предпочитает называть свою манеру исполнения “спортивными частушками”.
Одним словом, чем дольше продержится норма о пресловутых 75 процентах, тем более испорченным будет музыкальный вкус у молодежи, поглощающей музыку из приемников и музканалов.
* Meta, Facebook, Instagram решением суда признаны запрещенными на территории России экстремистскими организациями.
При полном или частичном использовании материалов активная индексируемая ссылка на сайт OnAir.Ru обязательна! Портал работает на PortalBuilder2 R5 HP.Свидетельство на товарный знак №264601, №264991 Российское агентство по патентам и товарным знакам.