Тема введения в эфире белорусских FM-станций 75-процентной квоты на отечественную музыку еще долго будет находиться в плоскости споров. Слишком неоднозначное решение приняло Министерство информации. Но очевидно, что за три месяца действия положения о "75 процентах" FM-эфир претерпел существенные изменения. И далеко не все из наметившихся тенденций имеют позитивный характер.
Постоянным слушателям белорусских радиостанций легко сойтись во мнении, что сегодня FM-эфир практически утратил такое понятие, как "формат". Необходимость соблюдать требование Мининформации вынуждает станции использовать фактически идентичные плей-листы, лишая эфир жанрового многообразия, вынуждая станции покидать занятые ими ниши и размазывая слушателей по всему диапозону.
И нет ничего удивительного в том, что за эти три месяца аудитория слушателей отечественных FM-станций стала сокращаться. Эту тенденцию подтверждают и данные Министерства информации, и исследования независимых социологических служб. В частности, большой резонанс на днях получила просочившаяся информация об анализе аудитории FM-станций, проведенном лабораторией аксиометрических исследований "Novak". Анонимный источник, ссылаясь на данные лаборатории, утверждал, что количество слушателей сократилось весьма существенно — в десять раз!
Как сообщил "Белорусским новостям" руководитель лаборатории Андрей Вардомацкий, "вброшенная в СМИ информация — это живой пример некорректного отношения с социологическими данными". "Специального исследования по этой теме лаборатория не проводила. Сравнительный анализ делается на регулярной основе, а его результаты в качестве коммерческого продукта предоставляются клиентам, — говорит социолог. — Но таких цифр не было и в природе. Рейтинги на порядок не падают".
Тем не менее, отток слушателей наблюдается, и это, как подтвердили программные директоры некоторых станций, вполне может оказать негативное влияние на взаимоотношения с рекламодателями.
Как считает музыкальный критик Дмитрий Подберезский, сложившаяся ситуация была вполне ожидаема. "Но это временное явление. Постепенно публика привыкнет, хотя какие-то основательные выводы делать еще рано. Может быть, через год?", — сказал он "Белорусским новостям".
Конечно, инициатива государства преследует благородные цели — поддержать отечественных исполнителей, дать им новый стимул к творческому росту и в целом вывести белорусский шоу-бизнес на более высокий уровень. Но пока мы видим, что далеко не все станции прониклись таким благородным порывом и выполняют требование контролирующей структуры чисто механически. Не случайно ведь за эти три месяца сразу шесть станций получили от Министерства информации предупреждения о несоблюдении 75-процентной квоты — "Хит FM", "Новое радио", "Unistar", "Альфа Радио", "Радио Рокс" и "Пилот-FM" (мониторинг FM-эфира по договоренности с Мининформации ежедневно ведет Центр социологических и политических исследований БГУ).
"Квота на белорусских исполнителей должна была, кроме всего прочего, защитить белорусских слушателей от российской поп-культуры, от этой макулатуры, но наш FM-эфир стал лишь ее копией, — говорит критик Дмитрий Подберезский. — Столько повылазило непонятных певцов и певичек, в то время как за бортом остается очень много музыки, достойной внимания — блюз, джаз, электронная музыка".
По мнению Министерства информации, для нормального заполнения эфира белорусской музыкой в месяц должно появляться порядка 30 новых песен. Белорусские музыканты сочиняют гораздо больше, но в плей-листы пока попадают единицы. И часто дело не столько в ненадлежащем качестве композиции (иногда из приемника можно услышать "потрясающие" музыкальные "шедевры"!). К сожалению, белорусским FM-станциям навязали дискриминационную политику по отношению к большому количеству исполнителей, гражданская позиция которых представляется властям неблагонадежной.
В специально разработанном для радиостанций министерствами информации и культуры перечне исполнителей нет даже таких ярких лидеров белорусской рок-музыки, как "Нейро Дюбель" или N.R.M. Зато им рекомендовано крутить пришитых белыми нитками к белорусскому шоу-бизнесу "Рефлекс" или "Ночных снайперов".
* Meta, Facebook, Instagram решением суда признаны запрещенными на территории России экстремистскими организациями.
При полном или частичном использовании материалов активная индексируемая ссылка на сайт OnAir.Ru обязательна! Портал работает на PortalBuilder2 R5 HP.Свидетельство на товарный знак №264601, №264991 Российское агентство по патентам и товарным знакам.