Программа «Встреча с песней» – явление уникальное. Впервые она прозвучала на Всесоюзном радио почти сорок лет назад и до сих пор регулярно выходит в эфир, теперь уже на «Радио России». Сейчас записывается 955-я передача. Такого долгожительства не было в истории не только российского, но и мирового радио. «Встречу с песней» даже занесли в Книгу рекордов Гиннесса. Корреспондент «Родной газеты» Елена Владимирова встретилась с постоянным ведущим программы ВИКТОРОМ ТАТАРСКИМ.
– Виктор Витальевич, как вы, выпускник Щепкинского училища, ученик Игоря Ильинского, пришли на радио? – В 1961 году, еще студентом. В 1967-м сам придумал «Встречу с песней». Передачи, где ведущий читал бы письма и разговаривал со слушателями, на радио тогда не существовало. Мне захотелось вызвать людей на нормальный, человеческий разговор. Помогли в этом песни. Писем приходило огромное количество, в каждом – открытая душа. Я специально подчеркиваю, что наша передача не является концертом по заявкам.
– Но за те годы, что «Встреча» выходит в эфир, у вас, наверное, уже прозвучали все песни, о которых вспоминают слушатели? – У меня существует жесткое правило – ни одна вещь не может звучать в передаче чаще, чем раз в два года. В этом уникальность передачи. Никто не знает, что именно прозвучит на сей раз.
– Но иногда люди помнят всего лишь несколько слов из песни. Как вы ее разыскиваете? – Бывает, что неделю или месяцы думаю над одной строчкой. Мучаюсь, хожу, потом вспоминаю еще какую-то строчку. «Следственная» работа идет постоянно. Среди находок и старинные романсы, и советские лирические песни 20–30-х годов, и даже песенки для детей.
– Ответы слушателям и комментарии к письмам вы готовите заранее или импровизируете у микрофона? – Конечно, к моменту записи я уже знаю, что скажу, но еще не знаю – как. Заранее готовлю лишь какие-то сведения и даты, остальное – чистая импровизация. Иногда слова значат меньше, чем пауза, которая неожиданно может возникнуть.
– Говорят, вы записываете свою программу в одно и то же определенное время? – Я, как человек, имеющий актерское образование, знаю: чтобы у тебя сохранился энергетический запас, нужен определенный режим. Я записываю программу в 11 утра. До записи ни с кем не общаюсь, даже не подхожу к телефону, чтобы сохранить внутреннюю концентрацию. Ничего не ем, выпить могу лишь чай – и то не горячий и не крепкий. Все это очень важно, потому что если ты уже выговорился, то и голос у тебя уже не тот, и ты сам уже пустой.
– Несколько лет назад вы вели на телевидении цикл «История одного шедевра». Почему не продолжаете этот опыт? – Меня приглашали на телевидение много раз, но я всегда отказывался. Я не хочу там работать. Оно не нравится мне в том виде, в котором сейчас существует. Уровень профессионализма там необычайно низок, я мучаюсь от этого. На радио я сам отвечаю за все – сам читаю письма, сам готовлю эфир. На телевидении ведущий зависит от множества людей – не так поставили свет, вместо нормального микрофона, который у меня на радио, сделали какую-то шлепку на пиджак, и голос получается тусклый. Я не сторонник коллективного труда. Поэтому в свое время ушел из театра. Кроме того, есть принципиальная разница между радио и телевидением. Телевидение навязывает свой зрительный ряд, а радио – нет. Я предпочитаю иметь дело с микрофоном. Для «Радио России» записал «Антологию мировой поэзии» – несколько сотен стихотворений от Средневековья до 20-х годов прошлого века. Она уже звучит в эфире. Сейчас собираюсь записывать «Шагреневую кожу» Бальзака, может быть, запишу философскую прозу Зощенко – «Голубая книга», «Перед заходом солнца», «Возвращенная молодость».
– Ваш прапрадед по материнской линии – Николай Гаврилович Чернышевский. Вы знаете ответ на вопрос своего предка: «Что делать?» – Я знаю, чего делать не надо. Не надо делать того, чего бы ты не хотел себе.
* Meta, Facebook, Instagram решением суда признаны запрещенными на территории России экстремистскими организациями.
При полном или частичном использовании материалов активная индексируемая ссылка на сайт OnAir.Ru обязательна! Портал работает на PortalBuilder2 R5 HP.Свидетельство на товарный знак №264601, №264991 Российское агентство по патентам и товарным знакам.