"Независимая Газета":В прошлом году фестиваль «Нашествие» собрал всего 65 тысяч зрителей. И это вместо привычной цифры – 150 тысяч. Долго размышляя над тем, что же случилось, новый программный директор «Нашего радио» Андрей Клюкин, он же – креативный директор фестиваля «Нашествие», решил серьезно реформировать структуру самого большого фестиваля в стране, который состоится в августе.
– Андрей, каково место фестиваля «Нашествие» в культурной жизни страны?
– «Нашествие» на данный момент объединяет в себе всю интересную живую музыку. В этом году мы решили максимально расширить формат фестиваля. Помимо той музыки, которая звучит на «Нашем радио», на «Нашествии» будет представлена самая разнообразная музыка - от альтернативы до новой экспериментальной волны. Для этого мы строим дополнительные сцены.
Рок-концерт и фестиваль «Нашествие» – это не одно и то же. Фестиваль – это фестиваль, и человек, придя на него, должен увидеть то, что он хочет увидеть. И на протяжении трех дней получить максимальное удовольствие. Одна сцена такую задачу не может решить. Если вдруг человеку стало неинтересно смотреть выступление какой-то группы на одной сцене, он всегда может подойти к другой. Благо наша программа очень разнообразна. На дополнительных сценах пройдут такие фестивали, как «Авант», «Учитесь плавать», «Высшая школа панка», «Пятница 13», «Ш-2», «Вдох», «Этнолайф».
С другой стороны, все, что будет происходить на большой сцене, – это то, что люди уже любят и знают: «ДДТ», «Чайф», «Алиса», «Ленинград». Это большие группы, которые, бесспорно, пользуются народной любовью.
– Такие хэдлайнеры, как «ДДТ» и «Алиса», на мой взгляд, соберут далеко не молодежную аудиторию.
– Ну что вы! И «ДДТ» и «Алису» одинаково любят как пятнадцатилетние, так и сорокалетние. Это очень большие российские группы. Большие, как жизнь. Все начиналось с них.
– Средний возраст людей, которые придут на «Нашествие»?
– Точно ответить на этот вопрос мне сейчас сложно. По опыту прошлых фестивалей, это, как правило, люди от 18 до 30 лет. Тинейджеров будет меньше. А взрослых – тех, кому около сорока, – тоже будет немало.
– Есть ли какая-то идеологическая задача у «Нашествия»?
– Да. Человек уже через шесть часов после того, как он попадает на фестиваль, совершенно отключается от глобальной системы, от социума, от цивилизации, от новостей, которые его «заваливают». Человек, постоянно живущий в урбанизированном пространстве, забывает, что он вообще человек. Он даже в отпуске продолжает «моторить» и, как робот, думать о делах. А, приехав на фестиваль, он попадает на территорию, где может поставить шезлонг, послушать музыку, расслабиться и возвратиться к самому себе, к своей собственной, ничем не замусоренной свободной человеческой личности. И в этом году мы стараемся совершенно отойти от концертной формы. Мы хотим устроить трехдневный фестиваль, который похож на уикенд. И за этот уикэнд, вы можете увидеть все интересное, что происходит в отечественной современной музыке.
– А какие группы, на ваш взгляд, сейчас особенно актуальны?
– «Сальвадор», «Небо Здесь», «Л.О. М. О.». Из альтернативных музыкантов я бы выделил команду «Фак» и Паштета. Причем я уверен, что Паштет – это отечественный Генри Роллинз. Все они обладают мощной харизмой, способной поднять и подзарядить толпу. Да, и впервые на «Нашествии-2005» музыканты будут играть не по нескольку номеров, а отыгрывать целый сет. Для тех, кто устал от музыки, – мы предложим театральный фестиваль.
– Существует мнение, что прошлогодний фестиваль провалился?
– Фестиваль состоялся. Было 65 тысяч человек. Все группы выступили. Говорить о провале нельзя. Можно говорить только о некоторых неудобствах, с которыми столкнулись зрители. При переезде на новое место возникли сложности. Например, после того, как пошел дождь, стало грязно. На сей раз мы решили провести водопровод, чтоб люди могли помыться. Кроме того, поле уже заросло травой. Словом, мы учли все прошлогодние проблемы. Будем стараться, чтобы людям было хорошо, комфортно и уютно, чтобы праздник состоялся.
– Где пройдет «Нашествие-2005»?
– В поселке Эммаус в Тверской области. Это место нам очень нравится, оно очень живописное. В этом году будет хорошо обустроенный палаточный город, куда мы проведем свет, водопровод.
– Как правило, зрители «Нашествия» не имеют права покидать территорию фестиваля и выходить в населенный пункт. Почему?
– Такой фестиваль требует очень жесткого подхода по следующим причинам: на самом фестивале не продаются крепкие напитки, водка, например. Мы не можем позволить людям выходить за пределы фестивального городка и покупать там крепкие напитки, так как «Нашествие» идет три дня и с пьяным человеком может произойти несчастный случай, а мы несем ответственность за всех, кто к нам пришел. Таким образом, столь жесткие условия объясняются одним - заботой о здоровье зрителей.
– Вас не смущает, что в Тверской области эпидемия гепатита?
– Нет. Все продукты будут привезены из Москвы. Да и внутренние условия предполагают возможность соблюдения самой строгой, с медицинской точки зрения, гигиены.
– Гарик Сукачев сказал в интервью нашей газете, что рок-музыка умерла. Ваше мнение?
– Русский рок продолжает развиваться. Время от времени его пытаются хоронить, но он этого не замечает.
– Что вы лично ждете от «Нашествия-2005»?
– Только одного: чтобы люди, приехавшие на этот фестиваль, получили удовольствие. Не только от музыки, но и от условий пребывания там.
Елена Кутловская
* Meta, Facebook, Instagram решением суда признаны запрещенными на территории России экстремистскими организациями.
При полном или частичном использовании материалов активная индексируемая ссылка на сайт OnAir.Ru обязательна! Портал работает на PortalBuilder2 R5 HP.Свидетельство на товарный знак №264601, №264991 Российское агентство по патентам и товарным знакам.