В 2004 году в Калошу сели те, кто ходит в клубы «First» и «Осень», и те, кто грабит несчастный народ, который «безмолвствует и пьет», «пьет и безмолвствует».
Быть знаменитым некрасиво. Не это поднимает ввысь. Не надо заводить архива, Над рукописями трястись. Цель творчества – самоотдача, Ане шумиха, не успех. Позорно, ничего не знача, Быть притчей на устах у всех. Б. Пастернак
Читая эти строки, не ищите подтекста и, пожалуйста, не привязывайтесь к фактическим неточностям автора, поскольку он, то есть, я, автор, - дилетант.
Прохожу в зал – кругом ноги, ноги, ноги, загорелые коленки вперемежку с деловыми штанами. Смотрю на сцену, а там обнаженные тела извиваются и кричат. Я не сразу понял, что они музицируют. Пытался уловить смысл, но сознание мое дало некоторый сбой и между словами и значением я не нашел сходства. Одно скажу, воплощение концепции военного государства на «Серебряной калоше» удалось блестяще. Место проведения мероприятия было выбрано неслучайно – Театр Советской армии. Церемонии аккомпанировал военный оркестр. Изюминкой стал балет под названием «Гибель олигархов», в котором Светлые Органы помогали бороться Освободителю народа с Темными силами за права «безмолвствующего народа». Церемония этого года обличала два типичных для нашей страны явления, которые давно стали предметом поругания, - политика и эстрада. Однако, не смотря на постоянные нападки со стороны интеллектуальной элиты и прессы, русские политики и эстрада, по-прежнему, отражают общественные процессы ярче и точнее всего, от того остаются объектом наблюдения фанатичной публики. Промежуточные выводы, которые позволила мне сделать церемония, таковы. Юридические аспекты политики и решения, касающиеся жизни всего населения, – это одно, а фактический политик – лицо непосредственно связанное с шоу бизнесом, не более того. Одна иллюстрация - присутствие на церемонии Хакамады, смеющейся в третьем ряду. И второе, - автор песен, текст и музыка – категории непостоянные и взаимозаменяемые. Нет, не подумайте, слово «плагиат» не упоминалось. На церемонии прием заимствования (мотива, мелодии, ритма по большей части у западных исполнителей) был остроумно назван «в гостях у…». Весь популизм нашей эстрады – это всего лишь рецидив доавторской или послеавторской производной. Если отчетливо понимать неавторскую природу российской эстрады, можно находить в ней особое очарование и даже любить её. Видели бы вы, как весь зал скандировал под «Черного бумера» в исполнении Сереги. Суть процесса, происходящего с нашим эстрадным «творчеством» сводится к анекдоту, прочитанному мной в книжке Льва Рубинштейна «Случаи из языка». Цитирую его: «Идет чукча по улице. Видит: валяется на земле зеркальце. Он его поднимает, смотрится в него и радостно восклицает: «О! Моё!». Это ведь ничто иное, как метафора перекодировки авторства, присвоение песен, музыкальных композиций, их апроприация.
«Серебряная калоша» в очередной раз швырнула грязь в лицо Телевизионного сообщества. Сообщество это – небольшая, но очень влиятельная каста, поскольку её лидеры распределяют огромные ресурсы. Более важные, чем доступ к продаже нефти, инвестициям. И дело тут не в денежных средствах телевидения. Именно телевидение направляет свет времени на человека и, он становится звездой, героем, или убирает свет, и тогда он как публичная фигура исчезает. А ведь простые люди живут в мифологической, медийной, реальности. Шутливость, граничащая с сарказмом, виделась во всем. Политики, олигархи, рублевские жены, ген директора и продюсеры основных медиа были высмеяны, а некоторые даже раздеты, если, не сказать, подвержены, массовому стриптизу. Ксюша Собчак на церемонию одна прийти не осмелилась и пригласила подругу блондинку, тщетно прикрываясь ею от камер. Страх быть высмеянной в глазах журналистской братии за бездарный и растлевающий молодежь проект «Дом», стройку которого она возглавляет на канале ТНТ, двигал ею, когда она забралась на сцену для вручения защитного цвета купальника с желтой лентой, предназначенного всей Госдуме.
Сомнительные достижения в шоу бизнесе вылились в помои в лицо «пафосной» молодежи и обрюзгших корифеев шоу-бизнеса. Удивительно, если кто-то из них не догадался, что пародия, блестяще преподнесенная ведущими церемонии под стакан водки с соком, это пародия на зрителей с 5-го по 11 ряды, чей совокупный годовой бюджет превысил бюджет Челябинской области. Сливки общества, заливающиеся от смеха в начале, к концу церемонии сдулись, скуксились и поникшие выходили из зала. Смелые остроты попали в яблочко. Фейерверк, завершающий мероприятие стал для них залпом в спину. А похихикивание думающей публики сменилось затишьем. Но мои выводы будут не полными, если я не скажу о том, что попытка найти bugs (комп. термин «ошибка»), облив соседа грязью – подход или внедренная система, которые до сих пор остаются признанными образцами мироустройства, крайне неправильна. Как когда-то СССР воспринимали на Западе как форпост мировой революции. И никого из западного далека не смущали ни ужасы коллективизации, ни внесудебные приговоры политическим оппозиционерам или всего лишь заподозренным в недостаточной преданности и слишком сдержанном энтузиазме. Всему этому тут же находилось объяснение в якобы обострившейся классовой борьбе и злодейских замыслах империализма, в закономерностях исторического процесса, проклятом наследии российского прошлого, косности мужицкой психологии – в чем угодно, только не в самих себе. За редким исключением, человек не видит опасности в самом себе, либо, увидев, молчит, полагая, будто к молчанию обязывает верность заветам общественной системы. Вот и все. Амбициозный критик самозабвенно верит в то, что он влияет на процесс, так и я обяжу себя поверить, что вопреки влиянию капитала олигархов, до кого-нибудь эта статья и дойдет. И какой-нибудь случайный читатель грустно усмехнется, затем сожмет в руке газету, книгу, и затянет с горя русскую народную песню: «Не для меня…»
20 июня 2005 г.
* Meta, Facebook, Instagram решением суда признаны запрещенными на территории России экстремистскими организациями.
При полном или частичном использовании материалов активная индексируемая ссылка на сайт OnAir.Ru обязательна! Портал работает на PortalBuilder2 R5 HP.Свидетельство на товарный знак №264601, №264991 Российское агентство по патентам и товарным знакам.