Сдублированная на нескольких популярных интернет-сайтах статья вызвала множество откликов в Сети. На сайтах www.belcanto.ru и "Форум "Классика" (http:// forums.lifanovsky.com) развернулись оживленные дискуссии. Сторонников у идеи снабдить классику джинглами и укоротить ее до наиболее "легких" фрагментов не нашлось.
"Какой ужас! - восклицает читательница "Лерна". - Ведь это единственный радиоканал, на котором отсутствовали подделки из категории "кролик под котика". Слова Ирины Герасимовой: "Некоторые коммерческие станции ввели у себя маленькие трехминуточки и так подкармливают слушателей образцами классики, и народу это нравится" - вызвали обиду: "Отличный аргумент! "Пипл хавает - давайте и мы ему косточку кинем!"
Читательница подтверждает, что устаревший УКВ-диапазон делает классику недоступной для большинства потенциальных слушателей: "Послушав на моем допотопном ВЭФе "Орфей", люди говорят: "А ведь отличная станция! Жаль, на современных приемниках не поймать!" У "Лерны" вызвал сомнения профессионализм человека, способного приравнять паузы между частями симфонии к "браку в эфире": "Невозможно поверить, что это произносится всерьез. Вспоминаешь Плюшкина, сожалевшего, что много бумаги пропадает зря между строчками. Давайте тогда уж избавимся от пауз и внутри частей произведения - тот же брак!"
"Человек с такими воззрениями решает судьбу музыкального канала? - изумлена читательница Вера. - Почему же никто не исключает из сетки вещания футбольные матчи - там ого-го какие паузы в игре бывают?!" Параллель со спортивным вещанием проводит и AVCHEP на форуме "Классика": "Попробуем представить себе руководителя канала о футболе, который убежден, что человек не может просмотреть полностью матч, или руководителя канала о теннисе, который сетует: "Там игроки по мячу бьют, а потом садятся на скамейку и ничего не делают - это же брак?!" Картина, достойная Хармса. Что ж, по крайней мере, одного постоянного слушателя такое радио уже лишилось - буду слушать диски. А найдут ли новых?"
Многих возмутили рассуждения об особом менталитете России, где так любят "тюремную музыку": "Поразительное неуважение к своему народу! Судить о его менталитете по блатному фольклору, насаждаемому самим же радио! Везде есть маргинальная культура - допустимо ли на этом основании "ощипывать" все остальное? Не так давно на Шуфутинского ломились, а Губайдулина собирала свои "невнятные" зальчики. Где теперь тот Шуфутинский? А на Губайдулину ходили и ходят!" Читательнице вторит Сергей Пустынник: "Это презрение к собственному народу даже невозможно комментировать... Неужели мы станем свидетелями гибели единственного приличного радиоканала?!"
Представитель старшего поколения под именем Дедуля грустно резюмирует: "Судя по всему, уходит радио, которое для меня многие годы было частью жизни, отдохновением души. Даже еженедельный просмотр программы и выделение карандашиком интересующих передач были для меня одним из самых приятных еженедельных ритуалов. Переубеждать этих андроидов бесполезно. Они будут потчевать нас трехминутками, которые на самом деле только вредят: приучают к мысли, что классика - та же попса, которую можно слушать (и не слышать) за баранкой или за компьютерной игрой. Итоги их деятельности уже видны. Если провести всенародный опрос, кто лучший композитор всех времен и народов, победит очередной Децл, а Моцарт окажется где-нибудь во второй сотне".
Говоря о готовящихся на классическом радио плей-листах, Людмила напоминает, что нечто подобное "без объявления названий и исполнителей во всей красе уже имеется на FM-радиостанции "Культура".
Александр обращает внимание на недоступность классической музыки в большинстве регионов: "У нас в Рязани ее можно слушать лишь на средних волнах (сигнал слабый, прием неуверенный). И очень жаль, что единственное нормальное музыкальное радио по недомыслию превращают из инструмента распространения культуры в безликую попсовую станцию типа "Русского радио", где диджеи несут в эфир такую несусветную чушь, что уши вянут, но зато нет пауз и "технического брака". Я хочу выразить свое сочувствие той немалой аудитории, привыкшей к классике, которая потеряет еще одно место отдыха от попсы и пошлости, что сейчас выливается из СМИ. А потом та же г-жа Герасимова будет сетовать, что нет у нас культурной аудитории".
Дальнейший ход мысли реформаторов пытается предугадать читатель по имени Basil: "Я так понимаю, что ресурсы канала в будущем будут переключены на коммерцию, а нынешние полуграмотные наскоки на классику - это просто артподготовка к главному залпу: "У народа нет потребности слушать классику". Вот и все".
Эти печальные прогнозы разделяет и Евгения: "Я помню, как развивалась ситуация с радио "Классика". Сначала шла классическая музыка. Потом перешли на классику рока, но еще без диджеев и рекламы. Потом появилось и то и другое. Потом квинам и битлам пришлось потесниться, большую часть эфира отдали песням Бритни Спирс и пр. А потом вместо радио "Классика" появилось "Монте-Карло".
А вот и голоса из упомянутого в нашем интервью автомобиля: "В машине слушаю только классику или спокойную инструментальную музыку, - пишет программист 34-летняя Катерина. - При нашей нервной обстановке на дорогах что-то другое слушать вообще немыслимо. Вся моя семья постоянно слушает классику по радио - мы ждем передач "Орфея", ловим объявление программ, любим слушать симфонические концерты и оперу целиком. Живем далеко от Москвы и не можем часто посещать концерты и театр, потому такая радиостанция очень важна именно в том формате, в котором она существует сейчас: это единственная отдушина в эфире, полном рекламы, политики и низкокачественной музыки". Катерину поддерживает Максим Трефан, музыкант групп "Вежливый отказ", "Коррозия металла" и "Альянс": "В машине я в основном классику и слушаю".
Наши читатели вспоминают столь же печальный опыт уже свершившейся "перестройки" радио "Ретро". "В результате получилась еще одна попсовая станция, которую уже никто не назовет "радио русской души". Обидно, если теперь получится так же", - пишет в редакцию "РГ" вице-президент и директор розничных продаж "ПИОГЛОБАЛ Эссет Менеджмент" Валентин Лебедев.
35-летний финансовый директор Вадим Саханенко высказывает свои пожелания классическому радио: "Это последняя станция с академической музыкой. Прошу не перепрофилировать ее на "легкость" и не ограничивать формат короткими жанрами. Более того, хотелось бы "усилить" формат более "тяжелой" музыкой - симфонический и оперный Шостакович, Шнитке, Стравинский, Бриттен и т.п. Просьба включать больше современной музыки, к примеру, ни разу не слышал на "Орфее" Арво Пярта, Васкса, Гаврилина. Было бы интересно делать тематические разделы, где рассказывалось бы об истории жанров и предлагались лучшие образцы: старинная музыка, барочная музыка, романтизм, поздний романтизм, минимализм и т.д. Это особенно интересно людям, не имеющим музыкального образования, к коим себя отношу".
"Может быть, можно создать нечто вроде Совета слушателей радио "Орфей", чтобы выразить коллективное мнение (и не только в этой ситуации, но и для совершенствования "Орфея")?" - предлагает менеджер из "КОРУС Консалтинг" Елена Богловская.
Беспрецедентная активность читательской реакции на статью о судьбах музыкальной классики в радиоэфире еще раз подтверждает: представления нового руководства Телерадиоцентра о реальном спросе на классическую музыку, мягко говоря, неточны, а выработанная им стратегия вряд ли может быть признана удачной.
* Meta, Facebook, Instagram решением суда признаны запрещенными на территории России экстремистскими организациями.
При полном или частичном использовании материалов активная индексируемая ссылка на сайт OnAir.Ru обязательна! Портал работает на PortalBuilder2 R5 HP.Свидетельство на товарный знак №264601, №264991 Российское агентство по патентам и товарным знакам.