"Кто доброй сказкой входит в дом? Кто с детства каждому знаком? Кто не ученый, не поэт, а покорил весь белый свет? Кого повсюду узнают? Скажите, как его зовут?" Ответом на вопросы этой с детства знакомой песенки сейчас может стать - ИНТЕРНЕТ. Интернет охватил весь мир, приобрел массовость и интернет-издания завоевали право называться средствами массовой информации. И все чаще раздаются голоса, что скоро интернет-журналистиска станет основной отраслью СМИ.
Прошлое. Истории NET? Когда в далеком 1969 году одно из подразделений Министерства обороны США завершило работу над созданием сети ARPAnet, никто не думал, не гадал, что это изобретение послужит прообразом новой коммуникационной сети - Интернет. Кто только ни внес свой вклад в развитие Интернета: инженеры, военные, физики, химики - тысячи имен и фамилий. В 1989-м Тим Бернерс-Ли изобрел язык разметки HTML, WWW, сделав Интернет таким, каким мы видим его сегодня. В общем, история Интернета насчитывает всего 36 лет. Российский Интернет (Рунет) находится еще на стадии "подросткового" периода. Некоторые исследователи российского сегмента всемирной паутины считают 1995 год временем, когда в нашей стране начала зреть почва для Интернет-журналистики. Антон Носик в книге "Интернет для журналиста" пишет, что "создание средств массовой информации в русском Интернете стало возможно не раньше, чем сам по себе Рунет стал явлением сколько-нибудь массовым". А массовость, по мнению Носика, Рунет получил к 1998 году, когда количество пользователей перевалило за цифру в 1 000 000. На информационном портале Первого Юбилея Российского Интернета приведена следующая статистика: в России Интернетом пользуется 10% городского населения. При этом только 34,9% от общего числа пользователей входят в число активных пользователей в России. - Я думаю, что сейчас интернет-журналистика начинает занимать первое место в системе массовой коммуникации, - говорит Олег Ширяев, шеф-редактор электронной версии газеты "Деловой Петербург". - Почти все СМИ, начиная с телевидения и радио, используют данные, полученные из интернет-СМИ. Кроме того, только в интернете осталась возможность быть максимально откровенным и независимым. Многие идеи, мнения по той или иной проблематике, размещенные в интернете, в дальнейшем используют в публикациях традиционных СМИ. Все это позволяет мне считать, что интернет-журналистика начинает занимать лидирующее место среди других СМИ. С мнением, что интернет не знает границ, является полем свободы слова и "максимальной откровенности", не согласен Сергей Ильченко, заведующий кафедрой радио и телевидения факультета журналистики СПбГУ: - Интернет не может обладать свободой слова. Он изначально создавался как американская система связи и распространения информации. Мы зависим от этого американского центра. На одном всемирном саммите в Тунисе представителями США открыто было сказано, что американцы не собираются отдавать общемировое управление общественностью - интернет. Стоит вспомнить, на каком языке ведется формирование всего понятийного и управленческого аппарата того, что есть в интернете... На английском. Мы находимся в полной зависимости от английского языка. Даже только по одному этому признаку интернет не может быть признан демократической структурой. Еще один момент - это анонимность интернета, которая позволяет свободно манипулировать общественным мнением, сознанием. Нет ни правовой, ни моральной ответственности. Если мы посмотрим, зачем заходит народ в интернет, то увидим, что от 2/3 до 3/4 (по разным опросам разные данные) народу заходят на порнографические сайты.
Настоящее. Компьютерная феня Английский повлиял на развитие русского языка в пределах интернет-пространства. Каких только измывательств не натерпелся "великий и могучий" за время существования Рунета. Для филологов видеть изменение русского языка стало сродни средневековой инквизиционной пытке: терпеть невозможно, а сделать ничего нельзя. Одни говорят, что функционирование русского языка в интернете наносит ущерб и вредит языку и русской культуре в целом, другие называют этот процесс творческим и сравнивают его с инструментом новой языковой политики России. На Западе уже несколько лет наблюдают за новым языком, сформировавшимся на базе компьютерно-сетевых технологий - киберязыком. В нашей стране о таком доскональном изучении вопроса пока речь не идет. А жаль. Правда, в Московском государственном университете уже создана специализация "Интернет-журналистика", где будут обучать языковой культуре журналиста интернет-издания. По словам декана журфака Петербургского университета Марины Анатольевны Шишкиной, "ждать осталось не очень долго" - разговор о создании подобной специализации на факультете журналистики СПбГУ тоже идет: - Пока же формально отельного обучения интернет-журналистике нет. Знания об интернет-изданиях инсталлированы в учебный процесс. Я преподаю рекламу и PR и читаю лекции о том, как выглядит реклама в интернете, мы рассматриваем интернет как один из ресурсов формирования общественного мнения в области PR, мы изучаем такие вещи, как организация сайта, корпоративные издания и его электронные версии. Это все есть, присутствует в процессе обучения, только это не имеет характера отдельной специализации. Сами же представители интернет-пространства сомневаются, что осталось "ждать не долго". - Кто же будет преподавать интернет-журналистику в вузах? - спрашивает Андрей Добрый, руководитель информационного портала "CitySpb.ru. Все новости Санкт-Петербурга". - Преподавать-то некому. Нет поколения преподавателей, которые могли бы обучать этому. Они и не появятся. В Петербурге мало настоящих профессионалов. Как только человек "вырастает", он думает: зачем мне идти работать преподавателем, если более выгодно будет заниматься частным бизнесом? Наша школа медленно, но верно погибает. Олег Ширяев не столь пессимистичен: - В каждом интернет-издании существует своя технология, своя идеология и свои правила подачи материалов. Технологии вообще могут сильно влиять на правила. Для интернет-журналистики крайне важно уметь работать со словом, чтобы заставить посетителя кликнуть на кнопку "Далее" и прочесть весь текст. Например, в редакции dp.ru введены запреты на использование некоторых "лишних", на наш взгляд, слов и оборотов речи, разработаны некоторые технологии по работе с текстами. Они работают у нас, но, возможно, станут неприемлемы в другом месте.
Будущее... Исследователи интернета - народ не суеверный. Без всяких предрассудков он рисует картины ближайшего будущего. - Как мне кажется, - считает шеф-редактор dp.ru, - жизнь Рунета за последние два-три года стала более активной. Это связано с тем, что рекламодатели понимают: интернет начинает занимать лидирующие позиции в процессе коммуникации. Все больше инвесторов хотят вкладывать деньги в интернет. Сейчас мы видим, что Рунет, по некоторым оценкам, пока находится в стадии активного развития, когда, например, существует дефицит региональных интернет-сайтов. Электронная версия "Делового Петербурга", как и сама газета, принадлежит шведскому медиахолдингу "Бонниер Бизнес Пресс". Для оптимизации работы dp.ru постоянно внедряются как технологические, так и организационные новации: почти ежедневно придумываются новые формы работы с контентом. Ширяев уверяет, что в иные дни сайт посещает до 20 тысяч уникальных посетителей. - Я думаю, в ближайшее время интернет начнет занимать все больше места в информационном пространстве, - говорит Олег Ширяев, - постепенно отодвигая традиционные СМИ. Единственным существенным порогом в этом процессе для нашей страны является развитие телекоммуникаций. Однако провайдеры уже активно осваивают регионы, а компьютеры, необходимые для работы в интернете, становятся все более доступны. Развитие телекоммуникации, техники позволит прийти интернету почти в каждый дом. А учитывая, что в сети собрано невероятное количество информации (новости, музыка, фильмы, игры и т. п.), то скоро компьютер станет для россиян универсальным окном в мир. Андрей Потапенко (главный редактор интернет-газеты "Фонтанка.Ру") тоже полагает, что будущее за сетью: - С каждым годом увеличивается число владельцев компьютеров, увеличивается и число пользователей интернета. Правда, сети, связи сегодня несколько уступают по качеству западным аналогам. Но эта отрасль довольно быстро развивается. С точки зрения подачи новостей, у интернет-журналистики есть своя ниша. На мой взгляд, эту нишу заполнит такой жанр, как информация. Ее легко искать в интернете, легко систематизировать. По скорости появления на сайте она может поспорить с телевизионными передачами. В свою очередь, система ссылок может дать более полную, независящую от субъективной оценки картину действительности. Так, смотря выпуск теленовостей, зритель, можно сказать, привязан к одному телевизионному каналу. Интернет же дает возможность взглянуть намного шире. Существует целый перечень возможностей, которые можно применить только к интернет-СМИ. На портале Первого юбилея российского интернета приведены прогнозы развития российского сегмента сети Интернет до 2010 года. Так смоделирована возможная предельная аудитория Рунета к 2010 году - порядка 25-60 миллионов человек. А с ростом количества пользователей увеличивается и количество интернет-СМИ.
Lenizdat.ru , Мария Соколова
* Meta, Facebook, Instagram решением суда признаны запрещенными на территории России экстремистскими организациями.
При полном или частичном использовании материалов активная индексируемая ссылка на сайт OnAir.Ru обязательна! Портал работает на PortalBuilder2 R5 HP.Свидетельство на товарный знак №264601, №264991 Российское агентство по патентам и товарным знакам.