Нужно ли радийщикам образование?


Текстовая версия


Точкой отсчета развития FM-станций в России можно считать 1991 год. Тогда в радиоиндустрии начались процессы, которые продолжаются и по сей день. Политические, экономические и социальные преобразования привели к серьезным изменениям: возникновению многообразных форм собственности (от государственной до частной) и появлению широкого спектра новых направлений вещания.

Тарабарщина с говорком
В FM-диапазоне в качестве образа и подобия была выбрана западная модель. Ставка делалась на развлечение слушательской аудитории, увеличение в передачах музыкальной части. На смену прежним радиоведущим пришли диджеи. Это нововведение было принято неоднозначно. Кто-то открыто оплакивал гибель дикторства в условиях современной конкуренции, кто-то, напротив, считал это определенным прорывом. "Мы избавились от дикторов, но, к сожалению, с ними ушла и дикторская культура, - говорил в одном из своих интервью Владимир Осинский, преподаватель кафедры радио и телевидения факультета журналистики Санкт-Петербургского государственного университета. - Конечно, журналист вместо диктора - это определенные плюсы. Но все забыли, что в основе журналистской деятельности - слово, и получили нынешнюю тарабарщину, которая превалирует на всех каналах: центральных, местных, не говоря о FM-станциях". Другой точки зрения придерживаются сами радийщики. Так, Егор Мельников, программный директор "Радио ХИТ", считает, что "язык должен соответствовать современности и формату станции". Свою солидарность с коллегой по цеху выражает Валерий Жук, начальник программного отдела "НАШЕго" радио в Петербурге.
- О судьбе русского языка дискуссии идут с того момента, когда русская аристократия лучше говорила по-французски, чем на родном, - рассуждает он. - Тот же Александр Сергеевич имел в лицее прозвище Француз. А чем дело кончилось? "Солнце русской поэзии". Профессиональный диктор со стажем у нас Раиса Ивановна, ведущая хит-парада "Чартова дюжина", но она там говорит на сленге, многим нравится. Всему есть свое место и своя мера. Музыкальный ведущий сухо, без эмоций говорящий о песнях, будет как минимум нелеп.
По мнению же Зои Устиновой, проработавшей много лет на Ленинградском радио в редакции "Панорамы", по-настоящему нелепо могут выглядеть пропущенные в передачах ошибки.
- Мне нравится, что в журналистику вступают активные молодые люди. Единственное, чего бы я им пожелала, так это учиться русскому языку. У нас все было по-другому. Надо было пройти сто комиссий, прежде чем тебя допустят к микрофону. Сейчас же очень много корреспондентов в радиожурналистике, которые имеют некий говорок, который надо менять, - делится своими наблюдениями Зоя Константиновна.
Возможно, отсутствие этих ста комиссий, а также снижение уровня образования и явились причиной появления в современном вещании "тарабарщины с говорком".

Быть или не быть специализации "диджей"?
"Сегодня модно быть диджеем", - поет группа "Ундервуд". И, следуя законам моды, тысячи абитуриентов идут на факультет журналистики с надеждой стать современными ведущими. Вот только незадача: тем знаниям, которые так необходимы DJ, как раз там и не обучат. К сожалению, нет такой дисциплины, которая раскрыла бы секреты умения правильно говорить, верно использовать наш Великий и Могучий. Да и преподавательский состав подчас далек от темы - его знакомство с премудростями журналистской деятельности ограничивается лишь рамками теории. Подтверждает отсутствие профессиональности в подготовке кадров и ряд рейтингов. Факультет журналистики СПбГУ в некоторых из них не упоминается вовсе. К примеру, "Коммерсантъ-Деньги" в одном из своих материалов приводит список учебных заведений, которые считаются наиболее подходящими в подготовке творческих работников. Как ни странно, но СПбГУ в этом перечне места не нашлось. Зато там упоминаются ГИТИС, ВГИК, Государственный институт телевидения и радиовещания имени Литовчина, Санкт-Петербургский институт киноинженеров, а также Школа Владимира Познера и Фонд независимого радиовещания.
Представителям СПбГУ такое положение дел, по всей видимости, не кажется странным. Декан факультета журналистики Санкт-Петербургского государственного университета Марина Анатольевна Шишкина и не желала отстаивать звание журфака как лучшей кузницы радийных кадров.
- На протяжении времени радио и телевидение очень изменились, - говорит Марина Анатольевна. - Огромный пласт определяет появление FM-станций. FM-станции мы называем от технического формата, хотя на самом деле подразумеваем содержательный формат, то есть это музыкально-развлекательное вещание, где могут быть небольшие информационные вставки. Там больше музыки, чем текста. Такое радио обладает своей спецификой. На этих радио работает скорее всего даже не журналист. Разве что над новостями работает корреспондент. Диджей, модератор... Как называется человек, работающий в эфире FM-станции? Он совмещает навыки артиста, журналиста, музыкального редактора и т. д. Это не классический журналист. Возникает вопрос: наша ли прерогатива - подготовка такого человека или же театрального вуза? Я не знаю. С другой стороны, нужно давать навыки и знания работы на таких станциях, а этому учат здесь. Тема эта очень интересная, но она принадлежит не только факультету журналистики.
Несмотря на интересность темы, специализация "FM-вещание" в ближайшее время не появится в питерских вузах. Среди программных директоров будут продолжаться разговоры про дилетантизм выпускников и про то, что диплом журфака не является поводом для отказа приславшему резюме. Идею же создания такой специализации потенциальные работодатели воспринимают скептически.
- По моему глубокому убеждению, радиоведущий - это призвание, - высказывает свое мнение Валерий Жук.- Знание музыки, любовь к слову, не отталкивающий тембр голоса, отсутствие дефектов речи - вот неполный набор. Работу диджея смею сравнивать с нашим легким разговорным жанром. А образование - хорошо, но необязательно. У ведущего должен быть некий жизненный опыт, богатый литературный багаж и, повторюсь, талант.
Тем не менее, если на радиостанцию придет человек, заявит, что у него талант, ума палата и призвание работать на радио, скорее всего его погонят в шею...
- В информационном отделе, как правило, без журналистского образования сложновато, - дополняет начальник программного отдела "НАШЕго" радио в Петербурге. - Базовые журналистские знания необходимы, а специфические радийные приобретаются в процессе.
Остается только вопрос, как добраться до самого "процесса", ведь в качестве сотрудников все желают видеть (и это естественно) людей, имеющих хороший опыт работы. Выпускникам вузов, в дипломах которых в графе "специальность" стоит "журналист", наравне с филологами и артистами предстоит штурмовать радиостанции. И особых привилегий им ждать не стоит. В результате претенденты на вакантное место уверены, что требования к ним завышены, а работодатели, в свою очередь, недовольны квалификацией соискателей. Это понимают обе стороны. Александра Клок, программный директор "Радио Спутник", тоже отдает предпочтение кандидатам с солидным багажом знаний за спиной. Пусть даже эти знания не будут связаны с журналистикой.
- Я считаю, что суть не в профильном образовании, а в голове претендента в звезды эфира. Опыт важнее. Личный, - говорит Александра. - Беда в том, что опытный, состоявшийся, интересный человек вряд ли пойдет на радио потешить свои амбиции. А молодежь, которая рвется во что бы то ни стало к микрофону, как правило, еще не помоталась по жизни, чтобы уметь воспринимать, анализировать, видеть, думать. Можно научить человека внятно излагать свои мысли, но если мыслей нет - это уже проблема. И объяснить это молодым (в плане опыта) людям очень сложно.

Мария Соколова Lenizdat.ru



* Meta, Facebook, Instagram решением суда признаны запрещенными на территории России экстремистскими организациями.


22066 ONAIR.RU 10.01.2006 TEXT АРХИВ Прислать свою новость!





OnAir.ru

При полном или частичном использовании материалов активная индексируемая ссылка на сайт OnAir.Ru обязательна! Портал работает на PortalBuilder2 R5 HP.Свидетельство на товарный знак №264601, №264991 Российское агентство по патентам и товарным знакам.

Условия использования - Политика конфиденциальности - О защите персональных данных - О защите персональных данных - Публикационная этика

Мобильная версия сайта