Клубам, ресторанам и магазинам, в которых играет музыка, возможно, скоро придется за нее заплатить. Российская фонографическая ассоциация считает, что за публичное исполнение фонограмм они должны ежегодно отдавать ей часть своих доходов.
Российская фонографическая ассоциация (РФА, основана в 2003 г.) управляет правами производителей фонограмм и исполнителей. Участниками РФА являются такие компании, как BMG Russia, Universal Music, “Сони Мьюзик Энтертэйнмент”, “С.Б.А./Гала Рекордз”, “Артстарз Студия Союз”, “Реал Рекордз” и др., а также такие исполнители, как Филипп Киркоров, Борис Гребенщиков, Валерий Меладзе, Евгений Хавтан и др. По данным РФА, в ее каталог входят до 80% фонограмм, имеющих хождение в России.
В начале этого года РФА начала рассылать по сетевым магазинам, ресторанам и фитнес-центрам письма, в которых потребовала заключить с ней договор и платить за публичное использование фонограмм (публичным считается любое проигрывание трека в открытом для свободного посещения месте). Как рассказала директор юридического департамента РФА Ольга Кононенко, с начала года ее организация направила порядка 120 писем в московские организации и около 70 в — петербургские. Наиболее крупные из них — ритейлоры: IKEA, “Ашан”, ГУМ и ЦУМ, петербургские гипермаркеты “O'Кей”, а также сети “Кофе Хаус”, “Кафе Макс”, фитнес-центры “Планета-Фитнес”. “Люди не понимают, что используют чужую интеллектуальную собственность”, — говорит Кононенко. Если компании откажутся платить за фонограммы, РФА готова судиться.
РФА считает, что за публичное воспроизведение треков клубы с платным входом должны отчислять 6% дохода от продажи билетов, организаторы концертов, спортивных соревнований и показов мод — 5% затрат на мероприятие, заведения общепита и клубы с бесплатным входом — 1% дохода, магазины — 0,2% дохода.
Только с предприятий быстрого питания РФА может получить около $10 млн, говорит гендиректор исследовательской компании RestCon Андрей Петраков. А весь рынок общепита он оценивает в $4 млрд в год — отчисления по ставкам РФА могут достигать $40 млн.
По данным Росстата, объем розничной торговли в России в 2005 г. составил около $245 млрд. По мнению гендиректора Национальной торговой ассоциации Вадима Зуйкова, на сетевые форматы (к которым прежде всего обращены претензии РФА) приходится не более 20-25%, т. е. минимум $49 млрд. 0,2% от этой суммы составит $98 млн.
Кононенко говорит, что вообще РФА планирует собирать до $750 млн в год, а в этом году рассчитывает примерно на $6 млн. Для сравнения: Российское авторское общество (РАО), действующее в интересах авторов музыкальных и драматургических произведений, в прошлом году собрало порядка 1,1 млрд руб. (почти $40 млн). Советник председателя правления РАО Хасби Джатиев говорит, что деятельность РАО и РФА не пересекается: РАО берет плату за использование авторских прав, а РФА — смежных.
Радиостанции и кабельные радио- и телекомпании получили письма от РФА еще в 2004-2005 гг. С них ассоциация требует 3% и 5% дохода соответственно. Некоторые радиостанции уже платят. Гендиректор Европейской медиагруппы (ЕМГ), куда входят радиостанции “Европа плюс”, “Ретро FM”, “Радио 7”, “Канал Мелодия” и “Эльдорадио” (Санкт-Петербург), Александр Полесицкий говорит, что ЕМГ решила заплатить РФА для сохранения имиджа честной компании. Назвать суммы он отказался, но сказал, что они близки к 3% доходов.
“Если ресторан нанимает музыкантов, он им платит. Тогда почему заведения общепита не должны платить за фонограммы?” — возмущается гендиректор российского представительства Universal Music Дмитрий Коннов. Присоединившись в 2003 г. к Римской конвенции, Россия взяла на себя соответствующие обязательства, напоминает он. Старший юрист BMG Russia Владимир Прозоровский с ним согласен. А директор петербургского филиала РФА Эрик Вальдес-Мартинес считает, что ассоциация требует не так уж и много: “В Западной Европе и США за фонограммы платят больше: радиостанции — до 5% дохода, рестораны — около 1,5%”.
Президент сети кофеен “Кофе Хаус” Влад Дудаков утверждает, что письмо от РФА они не получали. “1% от выручки сети кофеен — это очень большая сумма, которой никто не готов делиться, — удивляется он. — Если у РФА будут претензии, этим вопросом займутся наши юристы”. Представитель сети “Перекресток” также не знает о предложении РФА. “0,2% нашей выручки — это более $2 млн, т. е. деньги немалые”, — говорит он. И добавляет, что “звуковое сопровождение в магазинах "Перекрестка" отдано на аутсорсинг сторонней компании”, которая и должна договариваться с РФА.
“По закону РФА имеет право требовать отчислений. Однако ассоциация установила для торговцев и рестораторов неоправданно высокие ставки. Для них в отличие от радиостанций исполнение фонограмм не является определяющим, — считает представитель юридической компании "Усков и партнеры" Вадим Усков. — Многим компаниям будет дешевле судиться”.
Глеб Крампец, Юлия Ярош. Ведомости
* Meta, Facebook, Instagram решением суда признаны запрещенными на территории России экстремистскими организациями.
При полном или частичном использовании материалов активная индексируемая ссылка на сайт OnAir.Ru обязательна! Портал работает на PortalBuilder2 R5 HP.Свидетельство на товарный знак №264601, №264991 Российское агентство по патентам и товарным знакам.