Рафаэль Акопов: “Сделки с крупными СМИ — всегда политические”


Текстовая версия


За последний год медиахолдинг Владимира Потанина и Михаила Прохорова — “Проф-Медиа” радикально изменился. Покупка кинокомпании “Централ Партнершип”, телеканала “2x2”, издательского дома “Афиша” и при этом продажа “Газпрому” общенациональной политической газеты “Известия” фактически превратили “Проф-Медиа” в холдинг развлечений и досуга. В интервью “Ведомостям” гендиректор “Проф-Медиа” Рафаэль Акопов рассказал, как российский рынок СМИ готовится к выборам 2008 г.

— С чем связано кардинальное изменение стратегии компании?
— Политически направленным холдингом “Проф-Медиа” не был никогда. Он был преимущественно газетным холдингом. А когда у вас один из сегментов существенно доминирует над всеми остальными, это создает нестабильную ситуацию. Тем более когда речь идет, возможно, о самом тяжелом из медийных сегментов — газетном. У нас была задача диверсифицировать бизнес за счет тех сегментов, в которых более понятна рыночная среда. Мы проанализировали, куда бы мы хотели пойти, и решили, что нас интересует сегмент, связанный с досугом. В него и инвестировали. Конечно, мы теперь совсем другая компания. С этого года газеты перестали быть нашим главным активом.
— Как бы вы отранжировали медийные активы “Проф-Медиа” по объемам доходов и по рентабельности?
— По рентабельности у нас на 1-м месте b2b-направление. Прекрасную динамику прибыльности демонстрируют радио и, конечно, “Комсомольская правда”. Высокомаржинальный бизнес также у “Централ Партнершип”. Что касается издательского дома “Афиша”, то у него в этом году бюджет инвестиционный. Мы планируем вложиться как в развитие онлайн-сегмента, я имею в виду Afisha.ru, так и в офлайн. В наших планах развитие журнала “Большой город”, в этом году он выйдет помимо Москвы в 10 городах-миллионниках. Проект “Синема Парк” на данной стадии тоже инвестиционный.
— Сколько вы собираетесь инвестировать в развитие “Афиши”?
— В онлайн-направление — пока непонятно, а в “Большой город” — около $5 млн.
— Сколько денег было вложено “Проф-Медиа” в 2005 г. и будет вложено в 2006 г.?
— По тем приобретениям, которые мы сделали, ни по одной сделке мы не объявили сумму. И объявлять ее сейчас нет никаких причин. Если говорить об инвестициях, то в общей сложности за 2005-2006 гг. мы инвестируем в контент около $100 млн. Инвестиции в развитие сети кинотеатров “Синема Парк” на сегодняшний день составляют $60 млн при общей стоимости проекта примерно $115 млн.
— Как финансируются сделки?
— Это деньги акционеров, которые вносятся в капитал “Проф-Медиа”, наш cash flow, банковские кредиты.
— У вас теперь есть производство фильмов, компания-прокатчик, кинотеатры, журналы, которые пишут о фильмах. Каких звеньев еще не хватает?
— Телевидения. Но сейчас мы находимся в стадии приобретения телеканала “2 ? 2” и собираемся его запустить зимой этого года. Все наши “дочки” работают друг с другом на рыночных условиях без преференций.
— Кто возглавит “2 x 2”?
— Наталья Вашко, до последнего времени — программный директор канала ТНТ.
— Какой будет концепция телеканала?
— Пока концепции канала нет. Можно запустить канал общего интереса или запустить нишевый продукт. Единственное, что я точно знаю, — что на канале не будет новостей. Только посвященные могут делать новости.
— Даже деловых новостей не будет?
— Деловые, культурные и социальные новости могут быть, а вот самых главных новостей там, конечно, быть не может. Надо иметь сакральные знания, чтобы транслировать такие новости.
— Как вы оцениваете переход российского телевидения на цифровое вещание?
— Первая страна, которая завершит переход к цифровому вещанию, — Финляндия. Поживем — увидим. У нас пока не определен даже государственный орган, который будет регулировать переход на “цифру”. Существует конфликт компетенций между Министерством связи и Министерством культуры. И пока этот конфликт не разрешен, не очень понятно, как этот сегмент будет развиваться. А нас в связи с переходом на “цифру” беспокоит существование так называемого социального пакета.
— Что это такое?
— Есть концепция, что будет сформирован пакет бесплатных телеканалов. Или почти бесплатных. Остальные телеканалы, которые не входят в соцпакет, должны продаваться потребителям как платное телевидение. Наличие соцпакета не является чем-то противоречащим рынку. Но не определены правила включения каналов в этот пакет. Там не должно быть каналов, которые присутствуют на рынке рекламы, потому что тогда это ставит каналы, которые являются рекламоносителями, в неравноправные условия. Тем не менее “цифра” открывает новые возможности для бизнеса.
— Какие?
— Торговля контентом. Внедрение цифрового телевидения означает, что появится много телеканалов. И это открывает для продавцов и владельцев контента новые возможности — с ростом числа каналов качественный продукт, который можно на них показывать, будет в дефиците. На западных рынках даже есть слоган Content is the king. Наши действия на рынке телевизионной и кинодистрибуции, дистрибуции в Интернете направлены на решение этой задачи. Я, например, не вижу перспектив победы государства над пиратскими CD и DVD. Да и модель “окон” для кинофильмов — сначала кинотеатр, потом DVD, потом платное телевидение, потом бесплатное — перестает работать. Индустрия аудиовизуальных развлечений должна выработать более гибкие механизмы распространения контента.
— Вы неоднократно говорили, что газеты доживают последние годы и будущее за новыми медиа — Интернетом, мобильными устройствами. Когда же вы продадите “Комсомолку” и другие газеты?
— Газетный сегмент представляется нам наиболее проблематичным в российских СМИ. В стране десятки тысяч газет, 90% из которых никаких экономических предпосылок для своего существования не имеют и являются PR-инструментами для местных властей, для тех или иных групп. Вопрос бизнеса перед ними не стоит, и это им очень вредит, так как они не имеют никакого стимула к завоеванию доли, к самосовершенствованию. В целом по газетному сегменту тренд отрицательный. И, кстати, не только в России, он негативен по всему миру. Доли газет в рекламных бюджетах глобально снижаются. Но при этом понятно, что такая страна, как наша, не может существовать без крупных газет. В силу исторических и экономических причин “Комсомольская правда” относится именно к таким газетам, и ее развитие, в принципе, направлено против тренда. Газетный сегмент падает, а “Комсомольская правда” растет, и это то, что мы видим в последние годы. И будем видеть в ближайшие лет пять.
— Но вы все-таки ее продадите?
— Год-полтора назад меня все спрашивали, продаются “Известия” или нет? Это вопрос цены и времени. У нас в компании любой из активов в какой-то момент может быть продан. И “Комсомольская правда” — не исключение.
— В отчете “Газпрома” за 2005 г. написано, что монополия заплатила $25 млн за 51% акций “Известий”. Это хорошая цена?
— Мне все равно, кто и что опубликовал. Мы договаривались не раскрывать сумму сделки, и я не буду эту договоренность нарушать.
— В этом году “Проф-Медиа” впервые стала делать консолидированную аудированную отчетность. Это подготовка к IPO?
— Любая хорошая компания должна проходить отчетность по российским и международным стандартам. В 2006 г. мы прогнозируем консолидированный оборот на уровне $300 млн. Плана подготовки к IPO у нас нет, но мы хотели бы быть в состоянии, которое позволило бы нам провести IPO или крупную сделку где-нибудь в 2008-2009 гг., если бы мы этого захотели.
— Какой максимальный пакет может быть размещен на бирже?
— Скорее всего если и будет размещен, то миноритарный пакет.
— Сколько сейчас стоит “Проф-Медиа”?
— Если бы IPO проходило в ближайшие месяц-два, речь бы шла о сумме более $0,5 млрд.
— В этом году медийные компании активно выходят на фондовый рынок. Кому интересны эти активы?
— У нас в России любая телевизионная сеть — кроме “Муз-ТВ”, пожалуй, — или государственная, или иностранная. Если мы посмотрим на существующие в России телесети, то увидим, что пять находятся под иностранным контролем. Это СТС, “Домашний”, ТВ3, DTV и MTV. Это много. И обратите внимание, что все проекты неполитические. Один — музыкальный, а другие — развлекательные. Этот сегмент для иностранных инвесторов очень притягателен.
— Стоит ли ожидать на рынке сделок, приуроченных к выборам 2008 г.?
— Конечно, стоит. Речь идет о политизированных сегментах рынка с низким уровнем консолидации. Например, это газеты.
— Сейчас, кстати, ходят слухи о продаже издательского дома “Коммерсантъ”.
— Да, ходят. Ходят слухи про “АиФ”, “Коммерсантъ” и “Комсомольскую правду”.
— Наверное, “Коммерсантъ” — наиболее политизированный продукт по сравнению с “АиФ” и “Комсомолкой”?
— Нет, конечно. “Коммерсантъ” — это издание, которое, условно говоря, распространяется внутри МКАД. Это естественная граница его электорального влияния. Если ваш вопрос в том, будут ли сделки с политическим контекстом, — да, такие сделки будут. Они неминуемы. Сделки по крупным СМИ во всех странах мира — это всегда политика. Это не российский феномен, как нам иногда пытаются объяснить. Так происходит во Франции, в Англии, везде. Представьте, продается газета Figaro. Это политическая сделка? Конечно, политическая. Два года назад продавалась лондонская Daily Telegraph. Это также была политическая сделка, что публично обсуждалось и в английской, и в международной прессе. Сделки с крупными СМИ — всегда политические сделки, и, конечно, перед выборами 2008 г. такие сделки следует ожидать.
— А кто купит “Коммерсантъ”? “Газпром-Медиа”?
— Они купили “Известия”, и, возможно, им понравилось. Так что, может быть, и они. Не знаю, спрашивайте их.
— Чем “Газпром-Медиа”, в правление которой вы одно время входили, отличается от “Проф-Медиа”?
— Объемом неэкономических обязательств.
— Как часто вы сталкиваетесь с цензурой?
— Не сталкиваюсь я с цензурой. Вы ведь знаете, что “Проф-Медиа” — это не СМИ. Мы фактически инвестиционный фонд, мы не занимаемся редакционной политикой, мы не контролируем редакции. Мы определяем рыночное позиционирование своих СМИ.
— Акционеры вмешиваются в ваш бизнес?
— Отношения между “Интерросом” и “Проф-Медиа” — это отношения между инвестором и фондом. Но в отличие от “нормального” фонда у меня более высокая степень автономии в “Интерросе”.

БИОГРАФИЯ
Рафаэль Павлович Акопов родился 25 августа 1964 г. в Тбилиси. В 1988 г. окончил юридический факультет, а в 1991 г. — аспирантуру МГУ. В 1991-1995 гг. работал юристом нефтяной компании “Манойл”. В 1996-1997 гг. — юрист юридической фирмы Allen & Overy. В 1997-1999 гг. — вице-президент по юридическим вопросам “Ренессанс Капитала”. По совместительству в 1998-1999 гг. работал начальником юридического управления банка МФК. В 1999-2001 гг. — управляющий директор группы “Спутник”, входил в советы директоров “Сиданко” и Новолипецкого металлургического комбината. В 2001 г. назначен первым заместителем гендиректора телекомпании НТВ, одновременно в 2001-2003 гг. — член правления “Газпром-Медиа”. В июне 2003 г. назначен заместителем гендиректора “Интерроса”. В январе 2004 г. стал гендиректором “Проф-Медиа”.

О КОМПАНИИ
“Проф-Медиа” — медиахолдинг, входящий в группу “Интеррос”. Компания владеет контрольными пакетами акций в газетах “Комсомольская правда”, “Советский спорт”, “Экспресс-газета”, “Белгазета”, радиостанциях “Авторадио”, “Энергия”, “Юмор FM”, “Русские песни”, сети кинотеатров “Синема Парк” и кинокомпании “Централ Партнершип”. В состав холдинга входят компания Business Media Communications, выпускающая b2b-издания (“Индустрия рекламы”, “Финансовый директор”, “Коммерческий директор. Sales and Marketing”. “МСФО. Практика применения”), и издательский дом “Афиша” (“Афиша”, “Большой город”, “Афиша-Мир”, Afisha.ru). Консолидированный оборот “Проф-Медиа” по итогам 2005 г. превысил $160 млн (в 2004 г. — около $140 млн).
 
Екатерина Долгошеева Ведомости



* Meta, Facebook, Instagram решением суда признаны запрещенными на территории России экстремистскими организациями.


7437 ONAIR.RU 09.04.2006 TEXT АРХИВ Прислать свою новость!





OnAir.ru

При полном или частичном использовании материалов активная индексируемая ссылка на сайт OnAir.Ru обязательна! Портал работает на PortalBuilder2 R5 HP.Свидетельство на товарный знак №264601, №264991 Российское агентство по патентам и товарным знакам.

Условия использования - Политика конфиденциальности - О защите персональных данных - О защите персональных данных - Публикационная этика

Мобильная версия сайта