В двух инстанциях я не был никогда в жизни: в морге и Нацкомитете по Телевидению и радиовещанию Украины. Зато из последней каждый день возвращается на работу какой-нибудь мой коллега и рассказывает что-то очередное из жизни Главного Куратора Украинских СМИ, а потом все вместе, взявшись за руки, мы это в жизнь претворяем.
Одной из последних идей этого органа было обязать всех радио-лицензиатов еще до получения лицензии представить письменные обязательства по ротации как минимум 50% национального продукта в эфире потенциальной радиостанции. Помимо выбора языковой политики лицензиат должен был еще и отчитаться в том, какой процент образовательных, патриотических, культурных, детских и прочих программ он готов предоставить широкой общественности, лишь после этого получить разрешение на открытие станции, произвести все обещанное, а потом Нацсовет тихонечко новорожденный проект отмониторит и сделает для себя не всегда приятные каналу выводы. Это как если вы арендуете помещение для офиса, то вам его не сдадут до тех пор, пока вы не пообещаете в нагрузку оплачивать еще и близлежащие НИИ с детским садиком. И помимо вас, никому другому тоже не дадут. Ибо заботятся об уровне развития нации и поддержке национального производителя. Это все, конечно, здорово, только при учете такого аспекта медиа, как рекламодатель и, соответственно, деньги, которые он платит станции (каналу), хочется уточнить – а кто же такой этот «национальный производитель» и какой такой «национальный продукт» он производит. Это композитор, который, пишет песню на территории Украины? Это композитор, который в Украине родился? Понаехавшие не считаются? Это журналист, делающий объективные репортажи об украинских реалиях? Или же это претворенная в медиапродукт эксклюзивная идея, возникшая у гражданина нашей страны и не имеющая аналогов в мире? А вдруг этот украинский гражданин по национальности татарин или грек? То есть перед тем как выполнять закон, хотелось бы услышать конкретику, а как раз ее-то законодатель дает весьма туманно. Денег не дает тоже. Потому что давать деньги – прерогатива рекламодателя. А рекламодатель не будет давать денег за то, что ему не нравится. О существовании Нацсовета и о том, что именно он скреативил 50% содержание национального продукта, далеко не всякий рекламодатель в курсе. И, правда, чего людей беспокоить-то… Вот, к примеру, группа «Скрябин». Поем на украинском, живет в Киеве. Соответствует? Соответствует, но к ней есть претензии: Кузьма Скрябин никогда не поддерживал оранжевых, его в верхах не очень любят. Океан Эльзы и ВВ как раз наоборот: на Майдане во время революции пели, их следовало бы канонизировать. А вот, к примеру, Ани Лорак – отвечественная испольнительница? Ну, вообще да. Но иногда поет по-английски. Ани Лорак, поющая по-английски, считается нацональным продуктом? Не считается. Почему не считается? Потому что поет не по-украински. Ага, значит, тех лауреатов «Нашествия» и «Максидрома», которые с Украины, но пели по-русски, тоже на свалку? Похоже, да. А вот, к примеру, станции для тех, кому за 40, люди слушают итальянскую эстраду… А для итальянской эстрады есть вторые 50 %. А первые 50% для, опять таки, национального продукта. Да где же мы его возьмем столько для 12-часового непрерывного вещания в сутки? Как это где??? У нас же есть Нина Матвиенко, Трио Маренич, запись украинского народного хора 1956 года… Да, но у нас другой формат. Формат? А что такое формат? – интересуется Нацсовет. А ничего, - интересуется обалдевший медиамагнат, - что вот то, что вы только что посоветовали выкинуть на свалку, люди-то, как раз, собственно и любят? А это их проблемы. А ничего, что нас слушать никто не будет, если мы ваш народный хор сейчас в эфир запустим? Зато вас не закроют… И на том спасибо. Кстати, лицензиат… Да-да, это я вам, молодой человек, вам. Пришлите мне плейлисты и программы передач на три месяца вперед, чтоб мы не волновались. Да как же я пришлю, когда мы и на сутки-то вперед не всегда успеваем сделать, специфика работы у нас такая? В той, старой, гнилой жизни у медиамагната была возможность выбирать, на каком языке, какие проекты, в какой стилистической стратегии производить, и смутное, но неосознанное чувство справедливости теплилось в его сознании: он таки коммерсант, он налоги платит, вот и выбирает сам себе скорость и стиль зарабатывания денег. В конце концов, методом проб и ошибок медиаработник понял-таки, что ж такое этот «украинский продукт». Это не просто продукт исключительно украиноязычный и произведенный на нашей территории, это продукт, к которому сотрудники Нацсовета привыкши и в идеологической безопасности коего давно убедимшись. Очень, последнее время, котируются желающие крутить в эфире исключительно украинские допотопные песни и пляски. Нацсовет радостно отдает им лицензии, даже не поинтересовавшись качеством аудио и видеоносителей, кстати, нижайшим, - другого нет. От рекламодателей, как вы понимаете, владелец такой лицензии будет отмахиваться топором, однако уверенность в том, что у него не отберут канал через пару месяцев, присутствует, что уже хорошо. Почему же лишь активных СМИ, лишь радио и телевидения касается все вышеописанное, почему печатные СМИ до сих нагло позволяют себе издаваться (боже правый!) на русском языке и, мало того, не согласовывать с вышестоящими госинстанциями используемые знаки препинания? Ответ прост: потому что в Украине – пока еще, заметим, такое явление, как «частное печатное СМИ» в принципе возможно. Для этого нужно собственное помещение, собственная типография, собственное сырье – это и все мощности, купить при наличии денег можно все перечисленное, а коллектив нанять за зарплату. Или же снять помещение, и сделать заказ типографии, как это в основном и происходит. Продажа радио и телечастот в Украине не узаконена и уже очень давно уже узаконена не была. Лишь аренда. Поэтому у Нацсовета есть замечательная возможность сдавать частоты тем, кто им понравится. Что является замечательным стимулом национального самосознания владельцев станций и начисто отбивает у них чувство рейтинга и возможность зарабатывать деньги. А также является прочной системой выжимания взяток и штрафов из этих несчастных. Однако даже в том случае, если вы не первый год на рынке и знаете все лазейки и дырки в законах о национальном продукте, и подходы (черный и служебный) в Нацсовет тоже знаете, не факт, что жить вам вечно и жирно. Ведь ваша частота, которую вы успешно занимаете столько лет, может вдруг понравиться кому-то из членов правительства… и тогда с вас спросят за всё – и за отсутствие образовательных и детских программ, и за диктора с российским акцентом. Глупо, однако, отказывать кураторам наших медиапристрастий в чувстве юмора. Впрочем, как и их жертвам. Смотреть на одном из украинских телеканалов шоу «Дом-2» с украинским дубляжем, не говоря уже о продублированной Тине Канделаки – сплошное удовольствие, надорвете животы. По утверждению же длинного ряда телевизионщиков, собственные проекты обходятся любому телеканалу в такую копеечку, по сравнению с которой ретрансляция, покупка идей или же передирание оных под копирку (скажем, программа «СудовЁ справи» или сериал «Леся плюс Рома» - российские телезрители могут видеть фактически ее же под названием «Саша плюс Маша», только по-русски) – детский сад, которым можно прикрыть любую дырку в рейтинге. В принципе, этот текст совершенно спокойно можно был бы принять за рекламную заказуху, призванную увеличить количество заказов на установку в частных квартирах декодеров и спутникового ТВ, а также выделенных интернет-линий для прослушивания интернет-радиостанций, однако коррекции постепенно подвергается и спутник (в частности, украинский зритель уже не видит НТВ+, а кабельную РТР-планету – наоборот, с некоторых пор можно наблюдать только по спутнику), а о контроле над Интернет-ресурсами верхи задумались буквально на днях.
Русский Журнал Сергей Глушко
* Meta, Facebook, Instagram решением суда признаны запрещенными на территории России экстремистскими организациями.
При полном или частичном использовании материалов активная индексируемая ссылка на сайт OnAir.Ru обязательна! Портал работает на PortalBuilder2 R5 HP.Свидетельство на товарный знак №264601, №264991 Российское агентство по патентам и товарным знакам.