Год назад на частоте 88.7МГц Вещательная корпорация «Проф-Медиа» запустила новый проект «Юмор FM». Впервые в России зазвучала радиостанция, основу формата которой помимо легкой, популярной музыки составляют анекдоты, шутки, скетчи, монологи юмористов, фрагменты кинокомедий и популярных телешоу, сатирические радиосериалы, а также новости, поданные в исключительно оптимистическом ключе. Об особенностях этого формата и его предыстории OnAir.ru рассказал продюсер «Юмор FM» Максим Забелин.
OnAir.ru: Максим, станции «Юмор FM» на частоте 88.7 МГц с разной степенью успешности предшествовали несколько проектов. Можно ли по прошествии первого года с уверенностью говорить о жизнеспособности и успешности этого нового для России формата? Максим Забелин: Разумеется, можно. «Юмор FM» с самого начала вызывал огромный интерес аудитории, что подтверждали приходящие к нам рейтинги. За полгода он приблизился к десятке самых популярных радиостанций, а теперь выдерживает еще более серьезную конкуренцию, занимая, по данным разных компаний, 7-8 место в десятке. Секрет, я думаю, в том, что изначально очень удачно был выбран формат станции – «шутка-песня», который позволяет в ограниченный отрезок времени давать слушателю абсолютно разный юмор разных направлений. До сих пор «Юмор FM» остается первой и единственной станцией, в основе формата которой лежит качественный юмор.
OnAir.ru: А как вообще вы пришли к идее создавать именно этот, оригинальный для нас формат? Максим Забелин: Идея лежала на поверхности. Стабильно высокая популярность телевизионных юмористических передач показывает, что юмор традиционно пользуется огромной любовью народа, он практически является национальной идеей для россиян. Рано или поздно это обязательно перешло бы и на радиоволны. Первой серьезной проблемой, с которой мы столкнулись, стала проблема ротации номеров. Одно дело – показать или рассказать анекдот, шутку по телевизору, и другое – 24 часа в сутки 365 дней в году давать юмор. Ведь хорошая шутка, как хорошее топливо, - эффективна, но быстро сгорает. Повторенная трижды, она уже набивает оскомину. Решать эту проблему удается за счет постоянного обновления нашей базы. На данный момент у нас собран наиболее полный, как мне кажется, радиоархив юмористического материала. Как классика юмора, так и номера современных модных направлений.
OnAir.ru: Это в основном аудиоверсии телевизионных выступлений? Максим Забелин: Совсем нет. Мы стремимся к тому, чтобы у нас в эфире звучали уникальные продукты и очень активно работаем с радиоархивами Гостелерадиофонда, готовим специальные программы, рубрики, гостевые передачи. Опорой, действительно, являются телевизионные продукты, но мы шагнули уже далеко за пределы «телевизионного юмора».
OnAir.ru: Если не ошибаюсь, юмористические вставки были предложены слушателям 88.7 и до официального запуска «Юмор FМ», еще на волне «Радио Диско». Максим Забелин: Конечно, «Юмор FM» начал свою работу значительно раньше, чем 1-го сентября. Где-то за полгода до запуска, когда Александр Варин предложил мне возглавить этот проект, мы обсуждали, что необходимо оттестировать материал на частоте «Радио Диско». И с 1 апреля 2005 года в эфире станции стали появляться сперва скетчи юмористов, потом анекдоты, утреннее шоу нового формата, перлы из кинокомедий и т.п. Уже в июле без какой-либо рекламы был заметен рост рейтингов, а в августе фокус-группы подтвердили, что люди буквально ждут эту станцию. Так к 1 сентября 2005 года мы имели уже практически сформированную радиостанцию, у которой были поклонники.
OnAir.ru: Каковы критерии отбора материала для «Юмор FM»? На данный момент на волне можно услышать, например, и «Аншлаг», и «КВН», хотя телевизионная аудитория у этих программ совершенно разная… Максим Забелин: Чтобы определить как-то то, что представляет собой «Юмор FM», я называю станцию «юмористическим супермаркетом». Все мы посещаем большие магазины, где на центральных стеллажах представлены самые ходовые товары основных широко разрекламированных брендов. Но если углубиться в тематические отделы, всегда можно найти специализированный товар. Супермаркет тем и хорош, что предоставляет нам возможность широчайшего выбора. Изначально мы планировали, что «Юмор FM» будет компилировать в своем эфире все жанры юмора и выступать коммутатором между слушателем и юмором. Теперь мы серьезно ориентированы на создание собственных юмористических программ. Это эволюция станции, расширение ассортимента. Мы работаем не в «нише» а в широком формате, и ассортимент позволяет привлекать разную аудиторию.
OnAir.ru: И какова аудитория на сегодня? Максим Забелин: Мы ориентируемся на всех, но ядро аудитории составляют люди 25-45 лет, мужчины/женщины – 60%/40%, занимающие активную жизненную позицию, семейные, с устоявшимися взглядами и принципами. Словом, обычные люди.
OnAir.ru: Но ведь вкусы у «обычных людей» могут очень серьезно разниться, как же вы отбираете материал? Максим Забелин: На отбор влияют два фактора. Первый – специальные исследования, которые выявляют, какие именно программы будут популярны. И второе – самоконтроль. Без него не обойтись, потому что станция находится в десятке, у нее большая аудитория, и мы просто не можем позволить себе выдавать в эфир юмор «ниже плинтуса». Я слышал эфир аналогичных радиостанций на Западе, там эта планка очень сильно опущена. Эпатаж, «туалетный юмор» - это то, что процветает в западном обществе десятилетиями. Мы еще не пришли к этому и, надеюсь, никогда не придем. Я считаю, что Россия – очень культурная страна, и одна из наших задач – поддерживать культурный уровень аудитории.
OnAir.ru: Но, согласитесь, далеко не все номера, звучащие на «Юмор FM», можно назвать высококультурными… Максим Забелин: Да, нас, как и телевизионные каналы, не редко обвиняют, что в эфир идут «низкопробные» номера юмористов. Но я категорически против подобных оценок и считаю, что людей, предъявляющих такие претензии, пожирает гордыня. Какое право мы имеем навешивать ярлыки и категорически заявлять, что «Аншлаг», например, – низкопробный юмор? Его смотрят, например, наши родители, это просто дело вкуса. И вообще, люди, которые любят декларировать, что модно, что нет – обычно очень далеки от народа.
OnAir.ru: Расскажите, пожалуйста, как вы пришли к нынешнему музыкальному наполнению эфира и будет ли музыкальный формат претерпевать какие-либо изменения? Максим Забелин: Изначально мы планировали давать в эфир преимущественно веселые, жизнерадостные песни, чтобы и они создавали и поддерживали основное настроение станции. Именно поэтому сперва отдавалось предпочтение оригинальным, забавным, бодрым песням. Но в июне фокус-группы показали, что это не всем нравится. Если мужской аудитории важна именно смысловая, юмористическая составляющая эфира, то женской – общая его эмоция. И именно женщины сказали, что излишне бравурное настроение быстро утомляет. Сейчас мы создаем новое «музыкальное лицо» станции, решив совместить на одной частоте практически два разных проекта: «Юмор FM» и хит-радио (contemporary hits & soft oldies). Мужчин это никак не покоробит, а женщин привлечет. Идеальной мне видится картина, где двое едут в машине, и он слушает юмор, а она – музыку.
OnAir.ru: Какова новостная политика «Юмор FM»? Максим Забелин: Никакой политики, катастроф и негатива. На тридцатой минуте каждого часа выходят информационные выпуски, которые называются «Хорошие новости». Это рассказы о разных курьезных, забавных происшествиях, приключившихся на планете. Мы не то чтобы пытаемся утаить что-то от человека – он всегда может переключиться или открыть газету – мы пытаемся создать позитивный настрой. Меня всегда радовало, что на Западе информационные выпуски начинаются с местных или забавных новостей, человек может зарядиться позитивом и с улыбкой выйти на работу. У нас же с самого утра «давят» на людей катастрофы, политика и безрадостные прогнозы аналитиков. «Юмор FM» решил давать в эфир только позитивные новости, которые бы помогали нам жить. В дни национального траура мы, конечно, снимаем все развлекательные программы, и звучит только музыка.
OnAir.ru: Давайте лучше о хорошем. Расскажите, как вы планируете отметить первый день рождения станции? Максим Забелин: Весь осенний сезон будет проходить под эгидой дня рождения «Юмор FM», готовятся сразу несколько внеэфирных проектов. Совместно с магазинами «Союз» в сентябре мы планируем выпустить «Красную книгу юмора». Это будут компакт-диски со сборниками от «Юмор FM»: анекдоты, детские страшилки, «Говорит Одесса» и т.п. В одном из московских клубов будет запущена серия вечеринок с музыкальными и юмористическими номерами. Осенью стартует очередная волна рекламной кампании, которая, надеюсь, позволит станции продвинуться еще дальше. Ведь до сих пор не все знают о существовании «Юмор FM», согласно майским исследованиям, - только 60% населения Москвы. Наконец, 23-24 октября в театре Эстрады мы устраиваем два «Самых веселых концерта». Как и в прошлом году, будет подготовлена телевизионная версия, и, думаю, она будет показана с не меньшим успехом – а тогда мы показали очень хорошие рейтинги…
5 сентября 2006 г.
* Meta, Facebook, Instagram решением суда признаны запрещенными на территории России экстремистскими организациями.
При полном или частичном использовании материалов активная индексируемая ссылка на сайт OnAir.Ru обязательна! Портал работает на PortalBuilder2 R5 HP.Свидетельство на товарный знак №264601, №264991 Российское агентство по патентам и товарным знакам.