«- Слышал, что Путин слушает «Наше радио». Уважаю!» - говорит руководитель главной рок-радиостанции страны.
Что будет с «Нашим радио» в ближайшем будущем? Зависит ли радиостанция от политической конъюнктуры? Почему с рокерами не делаются реалити-шоу? Все эти актуальные вопросы обозреватель газеты ВЗГЛЯД Гуру Кен задал генеральному директору News Media Radio Group Михаилу Зотову.
– Какие значимые изменения произошли в программной сетке «Нашего Радио» за последнее время? – Очень положительно публика оценила наш проект «Исторический момент». Сейчас эту программу делает диджей Павел Картаев в сотрудничестве с известным историком Сергеем Цветковым. Речь о 12 веках русской истории, живым, понятным слушателю языком. В этом году мы также запустили новые игры – «Большой четверг», «Зачет» с Максимом Поташевым. Они пользуются бешеной популярностью.
Что касается нашей музыкальной политики, она отчасти нашла продолжение в последней рекламной концепции. На билборды мы вывели новых героев «Нашего Радио» – Пелагею, Хелавису, Арбенину. Два аншлаговых концерта Пелагеи в большом концертном зале «Мир» и очень успешный концерт «Мельницы» в Лужниках показали нам, что мы правильно взяли курс именно на таких героев.
– Уже назрела проблема плей-листа? Весь золотой век русского рока перелопачен и аудитории все эти песни поднадоели? – Пока такой проблемы нет. Но через несколько лет она может появиться. А сейчас мы подняли большое количество архивов, сделали 5–7 мощных вливаний архивной музыки в наш эфир. Вместо одной песни «Черного кофе» появилось пять, вместо трех песен «Арии» – двенадцать. Стали звучать группы «АВИА», «Центр», одну-две песни «Круиза» добавили. Отобрали еще несколько старых песен «Пикника». Так что ощущения, что играет одно и то же, – нет. Мы проводили опрос среди наших постоянных слушателей. И 60% отметили значительное обновление плей-листа.
Дальше копаться в архивах почти нереально. Выбрали всё или почти все. Такая ситуация заставляет экспериментировать и ставить в эфир те песни, которые раньше мы бы не поставили. Яркий пример – песня Маши Макаровой «Мария».
– Я-то думал, что вы вообще ничего из этого альбома в эфир не поставите. – А я бы еще несколько песен взял в ротацию. Та же «Мария» – вещь нерадийная. Она странная и привлекает внимание. Но мы пошли на этот шаг. Еще взяли Александра Пушного. Нам стали говорить, что это попса. А по-моему, он же просто стебется над этим рублевским гламуром! Что ж нам не взять? Последние песни «Сплина» тоже нерадийные. Ну и что? Пусть «Наше Радио» будет не очень похоже на радио. Все остальные радиостанции слишком похожи на радио, пусть мы будем меньше на него похожи!
В эфире появилось много новых песен в 2006 году, и лишь небольшая их часть написана мэтрами. А ведь некоторое время назад у всех было ощущение кризиса в отечественной рок-музыке именно из-за того, что от суперзвезд прорывов уже никто не ждал, а молодые были не очень заметны. Сейчас молодые очень даже заметны, так что я кризиса в нашей музыке не ощущаю.
– Почему же нет кризиса? Я не соглашусь. Год близится к концу, мне как журналисту надо писать об итогах года – это адский труд. В этом году невозможно назвать ни однозначно лучший альбом года, ни хоть какое-либо открытие года. Кто артист года? – Я согласен, в прошлом году с этим было легче. Тогда я бы назвал альбом «Алисы». А нынешний год таков, что до уровня абсолютного явления года ничего так и не доросло. Но в следующем году будет легче: «Алиса», «Король и Шут», Пелагея, «Мельница» выпустили отличные альбомы, да и «Машина времени» сейчас на Abbey Road что-то интересное наверняка записывает. Так что в конце 2007 года борьба будет не на жизнь, а на смерть.
– Почему News Media Radio Group не занимается рекорд-бизнесом, чтобы сделать цикл единым – промоушен и издание альбомов в одном флаконе? Ведь одну тростинку переломить легко, а целый веник – сложнее.
– Когда-то мы были очень близки к этому, и Real Records был родственной нам компанией. Но последние годы нам пришлось жестко сконцентрироваться на работе радиостанций, чтобы привести их к коммерческому успеху. Главной задачей было сохранение станций как таковых. Без смены формата вещания. Акционеры должны были быть довольны – мы сделали это. Нам бы мешал рекорд-бизнес.
– Так было вначале. Но теперь? Русская Медиагруппа дает положительный пример такого полного цикла для поп-музыки. – Мощности РМГ позволяют рисковать. Если бы нам принадлежала половина станций в первой десятке, мы бы тоже могли развернуться. Но единственный наш ресурс – «Наше Радио», и только мы занимаемся такой музыкой. Я говорю это с грустью, а не с гордостью. И если представить, что мы делаем рекорд-лейбл и тянем молодые группы... А хотят ли этого слушатели «Нашего Радио»? Где гарантия, что эти группы им понравятся? Не потеряем ли мы аудиторию только из-за того, что нашему лейблу больше негде продвигать подписанных исполнителей?
– Провала по рейтингам радиостанции удалось избежать, несмотря на кризис? – Мы показали в 2005 году отличный рост, и нам надо было в 2006 году хотя бы сохранить его. Это удалось. Несмотря на то, что появляется куча новых станций. Но они почему-то никак не влияют на наш рейтинг.
Вообще я часто задаюсь вопросом – если мы крутим такую хорошую музыку, почему нас слушает так мало народу? Видимо, надо проникнуться такой музыкой. Аудитория часто не имеет такой возможности.
– Количество музыки в эфире уменьшилось? – Не считал, но думаю, что не уменьшилось. Хотя у нас появилось много викторин, в четверг отдан под них целый день. Увеличить количество музыки тоже нереально, потому что тогда надо убирать из эфира всех диджеев. По утрам количество музыки уменьшилось из-за утренних шоу, но это давно произошло, не в этом году. Мы не выбираем всё рекламное время, которое положено нам по лицензии, иначе радио невозможно будет слушать, так что и здесь место для песен остается. Из часа реклама занимает примерно минут семь-восемь, на новости уходит минут 4–5, на музыку – 45–48 минут. Если выходит «Исторический момент» – мы можем, например, новости пропустить.
С одной стороны, музыка – наша основа. Наше уникальное предложение – такие новинки, которые больше нигде не звучат, и такие любимые старые добрые песни, которые также нигде не звучат. А с другой стороны, только музыкой ведь никого сейчас не удивишь. Старую музыку можно скачать на любом mp3-сайте. Радио не очень конкурентоспособно в этом смысле рядом с I-Pod’ом. Вот мы и стараемся бодрить наших слушателей чем-то кроме музыки. Этим-то от I-Pod’а и отличаемся.
– Журналистика входит в новую медиаэпоху. Появляются блоги, конкурирующие со СМИ, видеоблоги, подкастинги... Будут ли на «Нашем Радио» вводиться новые формы общения? Скажем, через 3 минуты после концерта «Аквариума» на сайте nashe.ru появляется видеопост. – Понимаю, что это важно и актуально, но времени заняться этим пока нет совсем. Идея внимания к обычному человеку, которая проецируется в том числе в моде на реалити-шоу, – актуальна. Хотя сами реалити-шоу, которые я вижу, ужасны.
- В случае с концертом «Аквариума» возникает проблема – как отбирать комментарии к этому концерту? Опрашивать тысячу человек? Отбирать постоянных авторов? Вероятно, надо переводить своих журналистов в интерактивный режим.
– На «Муз-ТВ» очень высокие рейтинги у реалити-шоу с отдельно взятыми звездами – Лазаревым, Зверевым и т.д. Что мешает «Нашему Радио» сделать такие же радио-шоу с рок-звездами, например с Кинчевым? – Ничего не мешает. Собираемся делать. Если осуществим, скажу, что ты подсказал. Главная трудность – закрытость многих наших рок-артистов. Поп-артисты воспринимают это как работу, как усилия по продвижению своих песен к аудитории. В роке все иначе. Мы часто с этим сталкиваемся. Они талантливые люди, и им не до этого, для них это баловство. Вот новая песня – это главное. Вот записали концептуальный альбом – это событие. Гитара звучит не так, как раньше. Пришел новый барабанщик, и музыка изменилась. Спрашиваешь, а что дома-то? Да так, ничего, кому интересно, что у меня дома? Такое мышление. Они могут говорить о творчестве, о своей музыке. Но не о том, что было с ними вчера вечером. О том, как смотрели футбол – рассказать им уже неинтересно. Очень серьезные люди. Они выросли из протестного рока, и им такие штуки неинтересны. Вырастет новое поколение рок-звезд, и многое изменится. Я понимаю, что это важная тема. Мы придем к такому интерактивному общению с артистами. Другого пути у нас нет.
Для радио Интернет – это союзник или конкурент? – Мог бы стать союзником. В том числе и в программинге плей-листа. Я, например, очень активно пользуюсь известными тебе mp3-порталами, чтобы познакомиться с какой-либо музыкой. Заходишь на сайт, открываешь все буквы, и целый день слушаешь новые или давно знакомые имена. Не надо бежать ни в какой магазин.
Но скорее, Интернет – это конкурент. И в условиях России эта борьба для радиостанций будет жесткой. Ведь фактически радио дискредитировало себя с культурной точки зрения. Никто не обсуждает, что там на радио происходит. И никто не ждет откровений от радио, молниеносной реакции. Ждут от телевизора. Продвинутые – ждут от Интернета. А хочется, чтобы после появления нового замечательного артиста в ротации тут же пошли разговоры – вот какой артист появился на радио! Но это никто не обсуждает, кроме узкого круга заинтересованных лиц. В общем, Интернет для нас наступил достаточно внезапно.
– Если Интернет не идет к радио, то почему «Наше Радио» не идет к Интернету? Сайт nashe.ru существует в отрыве от эфира. Не появляются видеотрансляции из студии «Воздуха». Нет трансляции из прямого эфира, прямо из студии. Если бы зритель увидел, что в эфире ведущие сидят в джинсах и свитере, а не в белой блузке и черной юбке, как в Лукойле – изменилось бы отношение. – Согласен. Но не хватает ресурсов, чтобы вывести работу с Интернетом на новый уровень. Но это один из приоритетов будущего года. Тем более что наша аудитория проявляет колоссальную активность в Интернете. Взять хотя бы сайт «Нашествие», который летом превращается в мегапопулярный ресурс для общения.
– Если бы «Наше Радио» ввело свою систему блогов, я бы сам с удовольствием поучаствовал в таком проекте, имеющем отношению к русскому року. Форум – устаревшая форма общения. – Форум, действительно, странная штука. Я сам часто проглядываю форум «Чартовой дюжины». Люди приходят обсудить конкретную песню, и это мне интересно. А на форуме «Нашего Радио» для себя никакой полезной информации я не получаю. Кроме того факта, что «Зотов – мудак», ну или Клюкин. И еще «Какого хрена «Сектора газа» до сих пор нет на “Нашем Радио”?»
А что касается блогов – я, если честно, пытаюсь проникнуться идеей, но у меня пока не получается. Но если весь мир этим болеет, пора и нам заразиться. Все должно меняться.
– Были планы вести более углубленную новостную политику. Передумали? – Я предпочитаю делать новости более развлекательными, а вместо этого политизировать музыку. Лучше поставить «Тараканы!» или Пушного. Кто верит новостям? В новостях можно смеяться или предупреждать о серьезных событиях. Какая разница, какой сегодня курс доллара? Пусть лучше люди слушают музыку. Политизированный формат новостей нам совсем неинтересен.
– Многие говорят, что политическая ситуация в стране близка сейчас к политической ситуации в «золотой период» русского рока. Существует ли давление власти на радио? В том смысле, что если «Вопли Видоплясова» сделали резкие антироссийские заявления или Борзыкин назвал Путина жабой, вы разом убираете их из эфира. – Такого пока нет. Вопрос в том, что делать, если оно будет. Шизофреническими в нашей стране могут быть только надежды, а опасения всегда реальны.
Такая история. Кто работает в правоохранительных и спецорганах? Мужчины 20–40 лет, и среди них много слушателей «Нашего Радио». Я несколько раз слышал, что сам Путин слушает «Наше Радио». Если это так, я его уважаю. Это позиция.
Но есть и оборотная сторона. Только ты в прямом эфире что-то не то сказал или пошутил, это все – полный набор в лице Госнаркоконтроля и т.д. гарантирован. На других радиостанциях – мат, наркотики, порнография, и им ничего. А нас они слушают! Едут, слушают и вдруг – так, ну-ка запрос в федеральную комиссию. Они просто нас слушают!
Надеюсь, что музыкальная индустрия не настолько интересна им, чтобы перекрывать воздух Борзыкину, если он что-то скажет про Путина. Тем более, мы никогда не допустим таких высказываний в нашем эфире, потому что это неэтично.
– Радиостанция рентабельна? Какова динамика? – Да, я уже говорил, что мы сделали в прошлом году большой скачок. Дальше мы, скорее всего, будем расти вместе с рынком. Думаю, благодаря сознанию рекламодателей всё это происходит. Мы объясняем: вы не только рекламу даете, но и доброе дело делаете. Когда рекламодатель дает тебе денег именно потому, что хочет дать их тебе, – это вызывает самые теплые чувства. Ситуацию с 2004 годом мы исправили. От бизнеса радиостанции вряд ли можно ждать большего, чем мы имеем сейчас.
ВЗГЛЯД.ру Гуру Кен
* Meta, Facebook, Instagram решением суда признаны запрещенными на территории России экстремистскими организациями.
При полном или частичном использовании материалов активная индексируемая ссылка на сайт OnAir.Ru обязательна! Портал работает на PortalBuilder2 R5 HP.Свидетельство на товарный знак №264601, №264991 Российское агентство по патентам и товарным знакам.