Генеральный директор «Сити FM» и Relax FM (наряду с «Эхом Москвы», «Попсой» и «Радио Next» входят в «Газпром-Медиа») Михаил Эйдельман объяснил «Ко», почему московский рынок радио сегодня едва ли не самый конкурентный в мире.
– Судя по последним сделкам, бизнес всерьез заинтересовался приобретением радийных активов? Как вы думаете – почему?
– Радийный рынок в России долгое время был недооценен. Завершается начальная стадия крупных слияний и поглощений – сформировались первые крупные радиохолдинги. На сегодняшний день их в России четыре: «Вещательная корпорация «Проф-Медиа», «Европейская медиа группа», «Русская медиа группа» и радиостанции холдинга «Газпром-Медиа». Наиболее влиятельными на рынке радио являются первые три холдинга.
– В чем слабость «Газпром-Медиа»?
– Это связано с недавним перезапуском двух радиостанций – «Сити FM» и Relax FM. Кроме того, активы «Газпром-Медиа» в отличие от остальных лидеров рынка довольно слабо представлены за пределами Москвы – это часть политики холдинга. А радийный рынок сейчас прирастает за счет периферии.
– То есть в Москве свободных частот и радиостанций не осталось?
– Это третий фактор. На фоне повышенного интереса к радиовещанию частотный ресурс в FM-диапазоне практически исчерпан. Даже если «откроются» все FM-частоты в диапазоне от 87 до 107 МГц, их число ненамного превысит 50.
– А сколько сейчас радиостанций на московском рынке?
– Около 45. На пять-шесть частот получены лицензии, но станции до сих пор не вышли в эфир. Последние несколько частот (национальный пул, включающий Москву, и три московские) были разыграны в апреле текущего года. На этом конкурсе, в частности, частоты получили уже вещающее в УКВ государственное радио «Орфей», структуры, связанные с ИД «Коммерсант». Холдинг «Газпром-Медиа» с концепцией «детско-юношеской» станции выиграл частоту в рамках пула из 22 частот, включающих Москву, Санкт-Петербург и 20 крупнейших городов России. Будем делать первую в стране детскую радиовещательную сеть.
– Сколько заплатили за этот пул частот?
– Конкурсный сбор за пул частот составил около 25 млн руб. Если сопоставлять данную сумму с «рыночной» стоимостью частот, то это не так много. Сейчас в Москве «чистая» компания, владеющая FM-лицензией, стоит от $7 до $9 млн. А цена запуска новой радиостанции на московском рынке – не менее $15 млн.
– Если бизнес готов столько платить, значит, радийный рынок уже консолидирован?
– Радиостанции будут продаваться и покупаться всегда. Карты может смешать переход на цифровое вещание. В зависимости от того, какую модель примут в России, будут меняться и цены на радиоресурсы.
– Насколько велика конкуренция между столичными радиостанциями?
– Московский рынок сегодня является одним из самым конкурентных в Европе и мире. Свыше 40 вещательных станций – это больше, чем в любой европейской столице. Вместе с тем рекламный рынок радио Москвы далеко не самый большой – около $350 млн. Это, например, в разы меньше, чем в Париже. Правда, растет он крайне быстро – в среднем на 25% в год (по сравнению с европейскими 1,5 – 2%). В то же время количество радиостанций увеличивается быстрее, чем количество денег, поэтому конкуренция такая жесткая. На рынке де-факто сложилась олигополия: три крупнейших игрока держат около 60% рекламы, оставшиеся деньги делят все остальные.
– Кто победит в этой конкурентной войне?
– Победят востребованные аудиторией бренды. В ситуации ограниченного количества каналов распространения аудиоконтента (например, при распространении в FM-диапазоне) «музыку заказывают» те, кто владеет каналами дистрибуции продукта, то есть лицензией. Как только канал распространения потеряет свою ценность (что, очевидно, произойдет в течение ближайших 5 – 7 лет с ростом количества альтернативных каналов доставки, прежде всего Интернета), место в сознании слушателя останется за яркими брендами, а не за номиналами тех или иных частот. Грубо говоря, успех ожидает таких «владельцев кинотеатров», кто сможет превратиться в «производителя фильмов», поскольку потребитель станет искать не конкретный кинозал (их количество будет исчисляться сотнями тысяч), но – интересующий его фильм.
Компания - Ольга Говердовская
Справка OnAir.ru :
Эйдельман Михаил Маркович Советник генерального директора ОАО «Газпром-Медиа», Генеральный директор компании ЗАО «М-Пул+», управляющей радиостанциями «Relax-FM» (90,8 FM) и «СИТИ-FM» (87,9 FM)
Родился в 1960 году в Перми.
В 1982 году с отличием закончил Пермский Технический Университет по специальности «Управление в технических системах».
С 1982 по 1992 гг. работал в лаборатории промышленного радиовещания и функциональной музыки НИИ «Промсвязьпроект».
В 1991 году стал ее руководителем.
С 1989 по 1991 гг. участвовал в создании «Авторадио» — первой негосударственной радиостанции для автомобилистов.
В 1991 году совместно со специалистами американской компании StoryFirst Communications, Inc. начал работу по созданию сети радиостанций, работающих под брендом MAXIMUM в России.
С января 1992 года — программный директор, а с 1994 года — Генеральный директор Радио MAXIMUM-Пермь.
С 1998 по 2001 гг. — Программный директор Радио MAXIMUM-Москва.
С 2001 по 2004 гг. — Генеральный директор Радио MAXIMUM-Москва.
C сентября 2004 года — Управляющий директор компании AMEDIA.
С апреля 2005 года — Генеральный директор компании ЗАО «М-Пул+», управляющей радиостанциями «Relax-FM» (90,8 FM) и «СИТИ-FM» (87,9 FM), Советник Генерального директора ОАО «Газпром-Медиа».
С 1996 года - Член Союза Журналистов России. Член жюри Национальной премии «Радиомания» (2003, 2004, 2006, 2007) Член Правления Гильдии Радио Медиасоюза. Член жюри Московского международного фестиваля рекламы (1998, 2004) Со-продюсер международного рок-фестиваля MAXIDROM (1999-2004) Лауреат премии «Медиа-Менеджер России-2007»
* Meta, Facebook, Instagram решением суда признаны запрещенными на территории России экстремистскими организациями.
При полном или частичном использовании материалов активная индексируемая ссылка на сайт OnAir.Ru обязательна! Портал работает на PortalBuilder2 R5 HP.Свидетельство на товарный знак №264601, №264991 Российское агентство по патентам и товарным знакам.