В январе обитатели Сети столкнулись с чудом. Сразу два ресурса пообещали им бесплатную музыку известных артистов, а третий, интернет-магазин Amazon, заявил, что начнет продажи песен без цифровой защиты по всему миру. Некоторым даже показалось, что времена меняются и лейблы подобрели.
Конечно, это не так. В каждом конкретном чуде есть несколько строчек мелкого шрифта, значительно уменьшающие его значимость.
Last.fm 23 января веб-сервис Last.fm сообщил, что теперь его пользователи могут слушать ту музыку, которую захотят. Действительно, раньше Last.fm юридически считался чем-то вроде радиостанции и пытался проигрывать пользователям музыку, похожую на запрошенную. Далеко не всегда удавалось послушать песню целиком. Все это оплачивалось при помощи рекламы или небольшой абонентской платы.
В Last.fm наверняка потратили кучу времени на то, чтобы договориться с крупнейшими звукозаписывающими компаниями о разделе выручки от рекламы. В результате появилось то, что ресурс назвал Free On-Demand - миллионы треков теперь можно послушать, причем целиком. Это настоящая бомба для всех, кто и раньше трафика на интернет-радио не жалел, а теперь может услышать именно то, что хочет.
Со стороны авторов проекта, который с этого момента перестает быть "интернет-радио с Web 2.0", все чуть сложнее. Условия контракта, заключенного с лейблами, подразумевают выплаты за каждую прослушанную песню.
Очевидно, что пользователям не стоит разрешать слушать один и тот же трек до бесконечности. Их следует стимулировать к покупке дисков новых исполнителей и показу новой рекламы. Желательно, чтобы при этом качество аудитории было высоким, а сама она - платежеспособной.
Поэтому вполне понятны ограничения на экспорт музыкальной революции. Бесплатно слушать каждый трек можно не более трех раз, а сам сервис пока доступен только жителям Великобритании, Германии и США. В будущем Last.fm планирует открыть подписку для тех, кто хочет прослушивать музыку сколько угодно раз подряд.
QTrax Как ни революционно предложение, которое сделало радио Last.fm своим пользователям, оно меркнет по сравнению с бизнес-моделью файлообменника QTrax. Последний заявил, что его пользователи с 28 января 2008 года смогут скачать на компьютер и загрузить в плеер любые из 25 миллионов треков.
Утверждалось, что проект поддерживается крупнейшими звукозаписывающими студиями, загрузки будут оплачиваться из кармана рекламодателя, а в число рекламодателей вошли такие гиганты как McDonald's и Microsoft. Речь шла о распространении песен, защищенных при помощи системы управления цифровыми правам (DRM), но чрезвычайно гуманной. Например, файлы можно сколь угодно долго хранить на компьютере и слушать неограниченное число раз.
Аналогичный сервис уже существует в США и называется SpiralFrog. Он показывает рекламу посетителям, желающим скачать музыку. Скачанные файлы прекращают проигрываться спустя 60 дней, если их не обновить, зайдя в систему заново. Популярности сервиса не способствует сравнительно небольшое для нынешних крупных игроков число песен в медиатеке - 800 тысяч, а также то, что файлы не проигрываются на сверхпопулярном Apple iPod и довольно популярном Microsoft Zune.
У QTrax - свои проблемы. За несколько часов до открытия сразу три крупных лейбла, Warner Music, EMI и Universal, заявили, что не давали разрешения на использование своей музыки в файлообменнике. Представители QTrax сделали хорошую мину при плохой игре и сообщили, что с Warner скоро договорятся, а с остальными уже договорились, но просто еще не подписали соглашение. Когда речь идет о возможном конфликте с самыми могучими представителями индустрии звукозаписи, такие заявления могут дорого обойтись.
В интернете QTrax появляется не впервые. Система появилась в 2002 году, но через несколько месяцев закрылась во избежание судебных разбирательств. Большинство файлообменных сетей тогда переживали не лучшие времена, судорожно ища возможность помириться с правообладателями контента.
Нынешняя попытка сделать бизнес на файлообмене стоила QTrax 30 миллионов долларов. Если система не договорится с лейблами, выкладка 25 миллионов песен в Сеть по праву станет самым коротким чудом в интернете. Стоит отметить, что в назначенный срок клиент для скачивания музыки не стал доступен.
Без DRM Если на фронте "халявных" песен все более-менее понятно, то в более традиционных интернет-магазинах идут затяжные бои.
Еще в сентябре 2007 года Amazon запустил сервис по продаже mp3-файлов без всяких средств контроля за цифровыми правами. По сравнению с лидером этого рынка, Apple iTunes Store, цены демпинговые - от 89 до 99 центов за трек. В iTunes трек стоит 99 центов.
Кроме того, Amazon стал первым, кому удалось по-настоящему уломать все четыре крупных звукозаписывающих компаний на продажу треков без DRM. Наконец, Amazon объявил, что в 2008 году выведет свой музыкальный магазин за пределы США.
Если охват нового магазина станет больше, чем у iTunes Store, это может предрешить исход борьбы торговцев звуком, а заодно и борьбу пользователей с ограничениями их цифровых прав.
Пока можно сказать точно одно - дороже бесплатной музыки ничего нет.
Александр Амзин Lenta.ru
* Meta, Facebook, Instagram решением суда признаны запрещенными на территории России экстремистскими организациями.
При полном или частичном использовании материалов активная индексируемая ссылка на сайт OnAir.Ru обязательна! Портал работает на PortalBuilder2 R5 HP.Свидетельство на товарный знак №264601, №264991 Российское агентство по патентам и товарным знакам.