Радио как орудие капитала


Текстовая версия


"Вниманию читателей предлагается статья одного из наших авторов по исследованию радиовещания, одного из современных российских средств массовой информации. При проведении исследования и анализе методов и способов буржуазной пропаганды автор использовал материалы книги "Тайный фронт", написанной первым заместителем КГБ СССР Цвигуна Семена Кузьмича, курировавшего в 60-х годах 3 (военная контрразведка) и 5 (борьба с идеологической диверсией) Главные управления.

Автор настоящей статьи раскрывает основные и наиболее распространенные методы и формы работы российского радио, которые практически повторяют деятельность западных буржуазных средств массовой информации по идеологической обработке населения в далекие 60-е годы, описанные в работе этого крупного научного специалиста-практика в сфере борьбы с идеологической диверсией в СССР. Истинно утверждение, что "новое - это хорошо забытое старое".

Достоверность и объективность информации, изложенной в настоящей статье, может проверить любой человек. Для этого достаточно будет внимательно и беспристрастно прослушать любой коммерческий радиоканал, ведущий трансляцию в России.

К сожалению, в сети Интернет работа Цвигуна С.К. "Тайный фронт" не найдена. Но мы надеемся, что информация, изложенная в этой статье, поможет людям, заинтересованным в получении объективной информации, ориентироваться в море лжи и буржуазной пропаганды российского радиовещания.

--------------------------------------------------------------------------------

Духовный дискомфорт российского буржуазного строя достиг такой глубины и остроты, что вызванный им "седой прибой волнений" вынуждает не только не только серьезного исследователя или художника, но и рядового функционера "массовой культуры" в том или ином виде, пусть даже искаженно, превратно отображать отличительные черты жизни российского общества.

К средствам "массовой культуры", "массовой информации", как известно, наряду с телевидением, периодической печатью, Интернетом и пр. относится радио.

Разберем в данной статье основные функции российского буржуазного вещания.

Итак, у радио три основные функции: транслирование новостей, реклама товаров и услуг и передачи развлекательных, музыкальных программ или шоу.

Радио не знает границ. И именно это специфическое обстоятельство придает этому СМИ, находящемуся под контролем российских буржуазных кругов, особое преимущество перед другими средствами массовой информации, даже перед Интернетом, ибо последний еще - слишком дорогое удовольствие для большинства населения России.

Радиовещание - постоянный спутник современного человека. Причем человека любого возраста, профессии, статуса, жизненных взглядов и личных интересов. Почему? потому что радио есть в мобильниках, в автомобилях, в автобусах, в поездах, на работе и дома, в супермаркетах и т.д. Да, радио не знает границ… Но не это главное в радио. Тогда что главное, - спросите вы?

Итак, все по порядку.

С помощью психологов, социологов и лингвистов отрабатывается язык-стиль радиопередач в расчете на высокую эффективность восприятия их на слух. Все это, конечно же, тщательно маскируется. Дикторы и корреспонденты радиовещательных каналов стремятся создать впечатление, что они вездесущие, что они действительно были на том месте, о котором они говорят, что они имеют доступ к самой секретной информации. Вещатели радиоэфира распространяют слухи и сомнения, но никогда не называют их так. Они никогда не используют информацию ради информации, потому что дикторы и "ди-джеи" не заинтересованы в том, чтобы иметь хорошо информированных слушателей в полном смысле этого слова. Эти вышеуказанные "творцы" радиобизнеса, радиопропаганды заинтересованы именно в том, чтобы слушатели информировались согласно намерениям правящего буржуазного класса.

Когда готовиться радиоматериал, имеются в виду следующие обстоятельства: эти материалы по своей природе должны иметь форму, приятную для данной аудитории; нужно завоевать доверие с помощью знаковых ссылок, создавать чувство общности между ведущим передачу и слушателями. Российской радиопропаганде присущи, как и всем российским буржуазным СМИ, беспринципность и тенденциозное изложение фактов, ложь и клевета на все советское, дезинформация, умалчивание действительно социально и политически значимых явлений и событий и мгновенная реакция на то или иное событие "стандартного", "цивилизованного" характера в России или за рубежом и последующие комментарии и оценки этого события "общественностью".

Радио обладает способностью оказывать психологическое воздействие на чувства и эмоции радиослушателей, т.е. не только оперативно, чем другие СМИ просто доводить информацию до людей. Потому-то класс буржуазии максимально использует возможности государственных и частных средств радиовещания в своих целях. Политика радиовещания в России едина. При этом создается видимость разнообразия и конкуренции взглядов путем создания множества похожих друг на друга радиоканалов. Каковы эти цели? Это скрытое и явное распространение буржуазной идеологии и образа жизни, внедрение буржуазного мировоззрения в сознание тех людей, которые еще не "заражены", постоянные наскоки и клевета на советское прошлое и социалистическое мировоззрение советских граждан, ослабление левых взглядов российского общества. Вот неполный перечень тех задач, которые ставятся перед радиопропагандой.

Содержание радиопропаганды - неизменных ярый антикоммунизм во всех его проявлениях и разновидностях и защита буржуазного строя, основанного на частной собственности, производстве максимальной прибыли и культе денег. В этом деле немаловажное значение придается якобы "научным" методам. Распространена практика к организации радиопропаганды социологов, психологов, специализирующихся на социально и "массовой" психологии. Все эти "специалисты" занимаются отбором информации, придают обработанному материалу правдоподобный характер и "объективность" с помощью различных трюков, - словом, все то, что сулит как коммерческий успех, так и отвечает стремлениям господствующего класса. Формы, методы, приемы в этом отношении постоянно меняются. Они постоянно приспосабливаются к политическим доктринам, к конкретной экономической обстановке всего мира в целом и в России, в частности.

Часто вместо крикливых антисоветских заклинаний радиовещатели переходят к политике "наведения мостов", выступая в роли "дружелюбного собеседника", "заботливого благожелателя", сочувствующего трудностям социально незащищенных российских граждан. Насколько все это выглядит "искренно и объективно"! Он, этот "сочувствующий" лакей капитализма позволяет себе "демократическую" роскошь критиковать отдельных "нерадивых чиновников", повинных якобы во всех бедах нынешней неустроенной жизни бедных людей.

Среди тактических приемов, к которым прибегают радио СМИ, наиболее распространена опережающая своих конкурентов радиоинформация, сопровождаемая разыми догадками, намеками, чтобы вызвать у слушателя впечатление, что по радио они узнают какие-то дополнительные интересные подробности в последующих передачах и информационных выпусках. Так, в программе передач новости на международные и внутренние темы передаются ежечасно. Полагают, что этим привлекается внимание радиослушателя к радиопередачам. Но делая такой вывод, они игнорируют никчемное содержание большинства этих новостей.

Для возбуждения интереса к передаче радиостанции проводят конкурсы с премиями или специальными призами… Для завоевания радиослушателя дается информация о разных сторонах жизни людей высшего общества, сведения об их быте, развлечениях, отдыхе. Красок при этом они не жалеют. Идет массированная трансляция популярной музыки для разных групп населения и возрастов. Но все это только средство! Цель же - возбудить интерес к передачам, с помощью которых формируют общественное сознание граждан России, манипулируют им в интересах государственной бюрократии и олигархии. Ложь и лицемерие - постоянные спутники этой пропаганды. Открытая и завуалированная дезинформация целиком заполняет радио и другие средства массовой информации.

В основу передачи берется вроде бы достоверный факт. Этот факт обрастает нелепостями, рассчитанными на легковерных и политически незрелых радиослушателей. В результате все содержание радиопередачи приобретает весьма тенденциозный характер.

По мнению теоретиков буржуазной пропаганды, воздействие информации зависит от "степени доверия", которым будет пользоваться "источник". Завоевать это доверие, считают они, можно, если подчеркнуть приверженность фактам или предоставить людям возможность самим решать, хотят они или нет ознакомиться с идеями, с которыми они не согласны. Вот тут-то и применяются психологические трюки.

Суть одного из трюков, например, в том, чтобы обеспечить освещение в радиопередаче именно той темы, которая волнует радиослушателя. И делать это не прямо, а косвенно, незаметно для интересующегося, касаясь этой темы как бы вскользь. Таким образом, с помощью этого трюка заставляют слушателя делать желательные для ведущего передачи выводы.

При организации передачи всегда учитывается точный адрес, особенно той социальной группы или слоя населения, которые являются предполагаемым объектов воздействия.

Рассмотрим это на примере радиоманипуляций, рассчитанных на молодежь и интеллигенцию. Эти две категории граждан считаются в России основными потребителями радио. Заинтересовывают людей умственного труда "духовными" ценностями, научными и техническим новинками передовых капиталистических стран. Для этого организуются лекции видных буржуазных специалистов и ученых по вопросам политики, экономики, литературы и искусства, науки и техники. Приняв роль "дружелюбных собеседников" такие "лекторы" с помощью тенденциозно подобранного материала ловко восхваляют "демократическое" устройство современно буржуазной России. Вроде бы безобидные такие "лекции" представляют хитро задуманное идеологическое наступление на далеко еще не похороненные, каждый раз воскресающие и крепнущие социалистические взгляды в российском обществе. В ходе этих бесед протаскиваются теории примирения капитализма и социализма, беспартийности верховной власти, культуры и искусства, деидеологизации современного "постиндустриального" общества.

В радиопередачах, рассчитанных на молодежь, "развлекательные программы" перемежаются с более "серьезными" по принципу "развлекая, отвлекать и направлять!". Тщательно учитывается психология молодых радиослушателей. Развлекательные передачи, например, составляются в расчете на вкусы молодежи, ее интерес к моде, новому. И тут тонко и хитроумно применяется тактика "косвенного воздействия". Рассказывают о жизни "золотой молодежи", ее развлечениях, вкусах, круге интересов, возможностях. Затрагиваются при этом молодежные проблемы. Дружелюбный, слегка ироничный рассказ сдабривается суждениями опрошенных молодых людей, данными "статистики" и высказываниями буржуазных авторитетов. Конечно, при этом не упоминается, ни о дороговизне образования, ни о безработице среди молодых специалистов, ни о росте преступности, ни о каких-либо еще неразрешимых при капитализме проблемах. Расчет организаторов подобных передач прост: вызвать у молодых радиослушателей желательные правящему классу ассоциации и выводы. Они надеются, что удовлетворив свое любопытство, молодые люди не захотят докапываться до подлинной сути затронутых вопросов. Буржуазная российская пропаганда использует и психологические методы воздействия, насаждая потребительское отношение к жизни по капиталистическому образцу, аполитичность, нигилизм вообще.

Идеологические радиомагнаты внимательно следят за эффективностью своих радиопередач. Для этого разработана и применяется шкала оценок, начиная от слышимости, технического качества передач с помощью приемников разной мощности, кончая содержанием передач, заинтересованностью, которую проявляют к ним радиослушатели.

Из всего сказанного следует вывод, что радиовещание представляет весьма важную составляющую общей системы идеологической обработки российского народа. Эта работа по одурачиванию людей носит скоординированный, четко отлаженный механизм. Российское радио является одним из звеньев управления страной.

Российское радио, как одно из средств массовой информации, монополизировало контроль над сознанием российских граждан, манипулирует этим сознанием, подчиняет духовную жизнь, извне навязывает представления и стереотипы буржуазного образа жизни.

Интенсивной идеологической бомбардировкой сознания миллионов россиян радио, наряду с другими видными масс-медиа, создает нечто вроде общественного психоза, а затем, меняя местами причину и следствие, оперируя "результатами опросов", выраженными в процентах, выдает этот психоз за "глас народа", который призван служить своего рода мандатом на проведение определенной, угодной правящей буржуазной элите внешней или внутренней политики.

А что же делать нам, кому небезразлична судьба эксплуатируемого, обманутого, ограбленного трудового народа российского буржуазного государства? Разоблачать политику буржуазного строя в России! Вселять и всемерно поднимать в людях революционный дух непримиримой борьбы за свои непосредственные классовые интересы, против капитализма, за социализм!"

26.05.2008 Герман К. Московское городское отделение КПРФ



* Meta, Facebook, Instagram решением суда признаны запрещенными на территории России экстремистскими организациями.


6205 ONAIR.RU 26.05.2008 TEXT АРХИВ Прислать свою новость!





OnAir.ru

При полном или частичном использовании материалов активная индексируемая ссылка на сайт OnAir.Ru обязательна! Портал работает на PortalBuilder2 R5 HP.Свидетельство на товарный знак №264601, №264991 Российское агентство по патентам и товарным знакам.

Условия использования - Политика конфиденциальности - О защите персональных данных - О защите персональных данных - Публикационная этика

Мобильная версия сайта