Московский рынок радиорекламы испытал в этом году первый кризис со времен дефолта 1998 года. Вчера экспертный совет при Национальной ассоциации телерадиовещателей подсчитал, что в первом полугодии 2008 года рынок сократился на 5% по сравнению с январем—июнем 2007 года, до 3,04 млрд. руб. Основной причиной падения эксперты считают медиаинфляцию на телевидении.
Объем продаж московской радиорекламы (включая ту, которая транслируется из столицы в другие города) во II квартале 2008 года, упал на 10% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 1,6 млрд руб., подсчитал вчера экспертный совет при Национальной ассоциации телерадиовещателей (объединяет представителей крупнейших в стране радиохолдингов). В I квартале прирост бюджетов на рекламу оказался нулевым (сборы составили 1,44 млрд руб.), поэтому по итогам полугодия продажи снизились на 5%, до 3,04 млрд руб., констатировали эксперты.
Зато региональный радиорынок показал положительную динамику: в I квартале он вырос на 10%, до 1,71 млрд руб., во II — на 15%, до 2,15 млрд руб. По итогам всего полугодия региональный сегмент увеличился на 11%, достигнув 3,86 млрд руб. Таким образом, в целом рынок радиорекламы вырос за январь—июнь на 3,5%, до 6,9 млрд руб.
За последние десять лет это самый низкий прирост рекламных бюджетов на радио и первое падение в отдельно взятой Москве. По данным Ассоциации коммуникационных агентств России, в последний раз отрицательную динамику радиорынок показывал в 1999 году: после дефолта 1998-го сборы упали на 62,5%. После этого рынок демонстрировал минимум 20-процентный ежегодный прирост.
Основной причиной стагнации радиовещатели называют 55-60-процентную медиаинфляцию на федеральном ТВ из-за вступления в 2008 году ограничений на допустимый объем телерекламы в час до 9 минут. "Крупные рекламодатели вынуждены были сократить свои расходы на радиорекламу",— поясняет один из создателей радиостанций "Сити FM", Relax FM Михаил Эйдельман. "Сказывается международный финансовый кризис: у крупных западных компаний меньше свободных денег, в том числе на маркетинг. В результате сократили свои бюджеты крупнейшие клиенты в сфере недвижимости, телекоммуникаций, FMCG",— говорит глава "Медиа Плюс" (сейлс-хаус "Европейской медиа группы") Мария Смирнова. Гендиректор агентства "Граммофон-реклама" (продает рекламу станций "Русской медиа группы") Михаил Кулешов добавляет, что свои бюджеты сократили и представители банковского сектора, а также ритейлеры. "Падение могло быть еще больше: оно частично компенсируется 10-15-процентным повышением цен на радиорекламу",— отмечает он. "Банковский, автомобильный, страховой сектор, риэлтерские компании постепенно переориентируют бюджеты в интернет из-за динамичного роста его аудитории",— заметил директор по закупкам нетелевизионных СМИ агентства MediaVest Алексей Василенко.
Резкое подорожание федеральной телерекламы повлияло также на региональную телерекламу и рекламу в прессе, но самое большое падение испытывает именно радиорынок, считает Мария Смирнова. По ее словам, в этом году рекламного времени на радио распродано на 18-20% меньше, чем годом ранее (по закону "О рекламе" реклама может занимать до 20% эфирного времени радиостанции). Если даже во втором полугодии сборы будут расти быстрее, рост по году не превысит 10-15%, заключает господин Василенко из MediaVest.
Ольга Ъ-Гончарова, Сергей Ъ-Соболев Газета «Коммерсантъ» № 127(3944) от 23.07.2008
* Meta, Facebook, Instagram решением суда признаны запрещенными на территории России экстремистскими организациями.
При полном или частичном использовании материалов активная индексируемая ссылка на сайт OnAir.Ru обязательна! Портал работает на PortalBuilder2 R5 HP.Свидетельство на товарный знак №264601, №264991 Российское агентство по патентам и товарным знакам.