Финансовый кризис, спровоцировавший масштабный отток рекламных бюджетов из медианосителей, может сказаться на печати, которая в настоящее время переживает свои не лучшие времена. Компании, предоставляющие финансовые услуги уже начали серьезно урезать рекламу. Вместе с тем, аналитики ожидают и снижения доходов постоянных потребителей прессы. Крупные медиахолдинги вынуждены сокращать штат сотрудников и корректировать планы на будущий год. По предварительным оценкам, меньше всего должен пострадать интернет.
Сегодня с полной уверенностью можно говорить о том, что медиакризис - явление состоявшееся. По данным Cornerstone, около 80% крупных российских компаний так или иначе ощущают на себе его влияние. Однако, кризис медиаотрасли - это только производная от общего экономического кризиса. Как полагает руководитель Центра экономических исследований ИГСО Василий Колташов, проблемы в области СМИ связаны с двумя одновременными факторами: кризисным ослаблением хозяйственных институтов, причем не только финансовых, и уменьшением доходов рядовых потребителей, то есть сжатием внутреннего рынка.
"В результате гарантировано снижение рекламного и прямого финансирования изданий, а также спроса людей на них, с концентрацией внимания на направлениях наибольшего интереса", - рассказал он Sostav.ru. Это вызывает пересмотр планов крупных медиакомпаний. "Не секрет, что многие медиахолдинги, в том числе и наш в связи с последними событиями пересматривают стратегию 2009 года", - комментирует в беседе с Sostav.ru генеральный директор "Объединенных медиа" Даниил Купсин.
По его словам, непрозрачным компаниям гораздо проще преодолеть кризис, так как, сокращая штат, они не заботятся о трудовых отношениях и компенсациях. "Им уволить сто, двести или триста человек не составляет труда", - полагает Купсин. Поэтому эксперты не исключают, что удар кризиса придется по рекламным изданиям, газетам и глянцевым журналам как более уязвимым секторам. "Очевидно, политика экономии в компаниях приведет к закрытию значительной части корпоративных газет и журналов, - объясняет Василий Колташов из Центра экономических исследований. - Наиболее влиятельные бумажные издания пострадают, вероятно, меньше всего, хотя сокращение рекламы коснется всех. Конкуренция на рынке станет острее".
На волне медиакризиса компании не смогут подтвердить свои прогнозы по выручке, а низкая капитализация может спровоцировать продажу компании. Между тем, рынок интернет-СМИ продолжит рост, несмотря на кризис. Интерес к новостным и аналитическим изданиям сегодня как никогда велик, в то время как специализированные газеты подчас не находят свою нишу.
Напомним, что первой на кризис в медиаотрасли откликнулась компания РБК. Холдинг продолжает сокращения штата сотрудников (по информации РБК - 5%), а также затрат на некоторые проекты, в числе которых издание РБК daily. По последней информации, акционеры РБК ведут переговоры о привлечении стратегического инвестора. "Интернет-бизнес может быть достаточно рентабельным, но газета РБК daily скорее всего довольно долго будут выбираться из инвестиционных расходов, - считает представитель компании "Медиа3". - Получается некий набор проблем, когда нужно решать что дальше делать с продуктом".
Дмитрий Захаркин, Sostav.ru
* Meta, Facebook, Instagram решением суда признаны запрещенными на территории России экстремистскими организациями.
При полном или частичном использовании материалов активная индексируемая ссылка на сайт OnAir.Ru обязательна! Портал работает на PortalBuilder2 R5 HP.Свидетельство на товарный знак №264601, №264991 Российское агентство по патентам и товарным знакам.