Направление - радио, цель - цифра


Текстовая версия


"ИнфоБизнес", 01.06.2004
Алексей Фень

Все мы знаем, с чего начиналось радио, но не подозреваем, что радиовещание начиналось как цифровое. Речь шла, правда, не о передаче звука, а о передаче алфавитно-цифровой информации. И то, что предложил Попов в 1895 году, и то, что запатентовал Маркони в 1897-м, было радиотелеграфом, передающим информацию с помощью азбуки Морзе.

Историки определяют четыре этапа развития радиовещания. Первый этап относится к началу коммерческого радиовещания в 1920-х годах. Не имея прецедентов, экспериментаторы и предприниматели не знали, какие конкретно виды программ люди хотели бы услышать. В то время не было четкого разделения стиля, и в течение нескольких лет по радио передавали классическую и полуклассическую музыку и читали исторические драмы. Рекламные врезки были короткими и сдержанными.

Золотой век радио начался, когда в 1928 году двумя актерами из Чикаго было задано общее направление развития нового средства развлечений. Придуманная и созданная ими регулярная программа «Amos ‘n’ Andy» быстро стала первым в истории радио хитом. Теперь эфир был заполнен приключенческими рассказами и водевилями с участием популярных комиков того времени.

Третий период длился с 1945 г. по 1950 г., когда начиналось телевидение. Здесь, в отличие от радио, уже не было существенных проблем с выбором программ. Телевидение представляло собой «радио с изображением», вся коммерческая модель была взята от радио; теми же остались все шоу и исполнители, некоторые программы были полностью скопированы. Радио в этот период не сдавало позиций. Как говорили обозреватели того времени, «радио теперь не ставят в гостиной, оно теперь в спальне, в ванной, в машине или на пляже». По радио стали передавать популярную музыку, появились первые диск-жокеи. Радиовещание все больше приближалось к тому виду, в каком оно привычно для нас сегодня.

Начало четвертого периода радиовещания пришлось на наше время. Радиовещание, пожалуй, единственный оставшийся сегмент потребительского рынка в нашей стране, где переход к цифровым технологиям еще только находится в стадии определения направления движения, т. е. выбора форматов и стандартов вещания.

Что же хорошего в радиоцифре? До сих пор единственной технологией, которую можно условно отнести к цифровому радио, является RDS (radio datа system). Метод используется в обычном FM-вещании и представляет собой передачу дополнительной цифровой информации на поднесущей частоте. Приемник, оснащенный модулем RDS, способен воспринимать эту информацию и отображать ее на дисплее. К сожалению, несмотря на то что RDS довольно широко используется (в том числе и российскими станциями), единого мирового стандарта не существует

В дополнение к своему главному и неоспоримому преимуществу — обеспечению высокого качества звучания (близкого к качеству CD-проигрывателя) — цифровое радиовещание (ЦРВ) позволяет передавать тексты и графику. На экране цифрового приемника может отображаться информация о радиостанции (название станции, язык вещания, жанр программы) или о радиопередаче (название песни, ее текст, имя автора или исполнителя, субтитры к обучающим программам и т. д.). Может передаваться и вполне самостоятельная информация (новости, котировки акций, курсы валют, прогноз погоды и т. д.). Так как в системах ЦРВ относительно просто реализовать адресный прием, то в цифровые радиоприемники легко включить функции пейджеров, а также организовать платное радиовещание. Хотя еще вопрос, получит ли платное радиовещание практическое распространение, так как в сознании потребителя прочно закрепилось представление о радио как об удовольствии совершенно бесплатном.

Поскольку в ряде стран для цифрового радиовещания используется примерно тот же диапазон радиоволн, что и для спутниковых систем определения координат (GPS), на обычный приемник можно принимать не только радиовещательные сигналы, но и сигналы GPS. Возможность быстро и точно определить местоположение особенно ценна при дальних путешествиях на автомобиле.

Кстати, по статистике, в современном мире больше всего программ прослушивается именно в салоне автомобиля — водителями и их пассажирами.

Известно также, что цифровые передатчики для достижения заданного качества связи требуют гораздо меньшей мощности. Кроме того, цифровые каналы позволяют значительно полнее использовать спектр радиочастот.

Цифровые приемники могут интегрироваться с компьютерами. Уже появляются PC-карты, способные принимать цифровой радиосигнал и передавать его компьютеру для последующего декодирования и обработки. Здесь равное значение имеют и прослушивание с помощью компьютера аудиопрограмм, и возможность приема и обработки текстово-графической информации. Есть и другие преимущества, связанные с конкретными особенностями стандартов ЦРВ. Например, в Eureka-147 предполагается, что каждая станция, по крайней мере в пределах одной страны, будет вещать на единой (сквозной) частоте. Таким образом, мобильный пользователь, переезжая из города в город, будет избавлен от необходимости перестраивать радиоприемник, для него процесс выбора наилучшего сигнала окажется прозрачным.

Попробуем разобраться, каково нынешнее состояние и перспективы цифрового радиовещания и что оно может принести потребителям.

Начнем с того, что любое радиовещание — цифровое или аналоговое, проводное или беспроводное, «урезанное» интернет-вещание — является самым большим куском информационного пирога, получаемого человеком в день. Если взять за 100 процентов все время, потраченное на восприятие средств массовой информации, то более 60 процентов времени человек слушает радио. Мы слушаем радио в машине, дома, на работе, в общественном транспорте и т. д. Преимущество радио по сравнению с другими СМИ в том, что при его прослушивании человек может заниматься и другими делами.

За морями, за долами…

Если говорить о мире в целом, то вопрос необходимости перехода на цифровое радиовещание уже решен окончательно. Из множества существующих подходов и методов цифрового радиовещания с предоставлением дополнительных услуг мы остановимся на массовых эфирных методах и не будем рассматривать в силу специфики такие методы, как интернет-вещание, проводное радиовещание, спутниковое радиовещание и т. д.

Для начала проведем небольшую экскурсию по радиовещательной сети. Прежде всего, радиовещание делится на городское и сельское (региональное), а по технологии доставки — на спутниковое и наземное.

Городское радиовещание характеризуется сравнительно малыми мощностями передатчиков, в силу компактности проживания аудитории слушателей, высокой рентабельностью и готовностью к внедрению новых технологий. Сельское радиовещание — почти прямая противоположность городскому.

О разделении радиовещания на спутниковое и наземное раньше знали только специалисты, сегодня же более трети жителей планеты готовы рассуждать о том, какое радио лучше слушать — спутниковое или наземное.

Итак, наземное радиовещание. На данный момент существует множество систем наземного цифрового радиовещания. Остановимся на основных, «рабочих» стандартах.

Наиболее широко известен стандарт цифрового радиовещания в Eureka-147, или, как его чаще именуют, T-DAB — так называется наземная версия этого стандарта. Этот стандарт не предусматривает жесткой привязки к конкретным частотам, что является большим преимуществом, так как позволяет использовать единый стандарт вещания в самых разных странах.

Как известно, в каждой стране за десятилетия сложилась своя политика использования радиочастотного спектра, и вариации от страны к стране могут быть довольно большими. Например, назначение радиочастот Великобритании и стран континентальной Европы резко отличается. Поэтому на Туманном Альбионе для уже идущего цифрового вещания программ BBC используется так называемый диапазон Band III (около 200–230 МГц). В большинстве европейских стран, Канаде и Австралии задействованы более высокие частоты в диапазоне L-Band (1452–1492 МГц).




04.06.2004 г. - 5866 - Прислать свою новость!







OnAir.ru

При полном или частичном использовании материалов активная индексируемая ссылка на сайт OnAir.Ru обязательна! Портал работает на PortalBuilder2 R5 HP.Свидетельство на товарный знак №264601, №264991 Российское агентство по патентам и товарным знакам.

Условия использования - Политика конфиденциальности - О защите персональных данных

- Мобильная версия сайта

Распродажа часов Casio G-Shock GA-100-1A2 по акционным ценам.