Направление - радио, цель - цифра


Текстовая версия


"ИнфоБизнес", 01.06.2004
Алексей Фень

Все мы знаем, с чего начиналось радио, но не подозреваем, что радиовещание начиналось как цифровое. Речь шла, правда, не о передаче звука, а о передаче алфавитно-цифровой информации. И то, что предложил Попов в 1895 году, и то, что запатентовал Маркони в 1897-м, было радиотелеграфом, передающим информацию с помощью азбуки Морзе.

Историки определяют четыре этапа развития радиовещания. Первый этап относится к началу коммерческого радиовещания в 1920-х годах. Не имея прецедентов, экспериментаторы и предприниматели не знали, какие конкретно виды программ люди хотели бы услышать. В то время не было четкого разделения стиля, и в течение нескольких лет по радио передавали классическую и полуклассическую музыку и читали исторические драмы. Рекламные врезки были короткими и сдержанными.

Золотой век радио начался, когда в 1928 году двумя актерами из Чикаго было задано общее направление развития нового средства развлечений. Придуманная и созданная ими регулярная программа «Amos ‘n’ Andy» быстро стала первым в истории радио хитом. Теперь эфир был заполнен приключенческими рассказами и водевилями с участием популярных комиков того времени.

Третий период длился с 1945 г. по 1950 г., когда начиналось телевидение. Здесь, в отличие от радио, уже не было существенных проблем с выбором программ. Телевидение представляло собой «радио с изображением», вся коммерческая модель была взята от радио; теми же остались все шоу и исполнители, некоторые программы были полностью скопированы. Радио в этот период не сдавало позиций. Как говорили обозреватели того времени, «радио теперь не ставят в гостиной, оно теперь в спальне, в ванной, в машине или на пляже». По радио стали передавать популярную музыку, появились первые диск-жокеи. Радиовещание все больше приближалось к тому виду, в каком оно привычно для нас сегодня.

Начало четвертого периода радиовещания пришлось на наше время. Радиовещание, пожалуй, единственный оставшийся сегмент потребительского рынка в нашей стране, где переход к цифровым технологиям еще только находится в стадии определения направления движения, т. е. выбора форматов и стандартов вещания.

Что же хорошего в радиоцифре? До сих пор единственной технологией, которую можно условно отнести к цифровому радио, является RDS (radio datа system). Метод используется в обычном FM-вещании и представляет собой передачу дополнительной цифровой информации на поднесущей частоте. Приемник, оснащенный модулем RDS, способен воспринимать эту информацию и отображать ее на дисплее. К сожалению, несмотря на то что RDS довольно широко используется (в том числе и российскими станциями), единого мирового стандарта не существует

В дополнение к своему главному и неоспоримому преимуществу — обеспечению высокого качества звучания (близкого к качеству CD-проигрывателя) — цифровое радиовещание (ЦРВ) позволяет передавать тексты и графику. На экране цифрового приемника может отображаться информация о радиостанции (название станции, язык вещания, жанр программы) или о радиопередаче (название песни, ее текст, имя автора или исполнителя, субтитры к обучающим программам и т. д.). Может передаваться и вполне самостоятельная информация (новости, котировки акций, курсы валют, прогноз погоды и т. д.). Так как в системах ЦРВ относительно просто реализовать адресный прием, то в цифровые радиоприемники легко включить функции пейджеров, а также организовать платное радиовещание. Хотя еще вопрос, получит ли платное радиовещание практическое распространение, так как в сознании потребителя прочно закрепилось представление о радио как об удовольствии совершенно бесплатном.

Поскольку в ряде стран для цифрового радиовещания используется примерно тот же диапазон радиоволн, что и для спутниковых систем определения координат (GPS), на обычный приемник можно принимать не только радиовещательные сигналы, но и сигналы GPS. Возможность быстро и точно определить местоположение особенно ценна при дальних путешествиях на автомобиле.

Кстати, по статистике, в современном мире больше всего программ прослушивается именно в салоне автомобиля — водителями и их пассажирами.

Известно также, что цифровые передатчики для достижения заданного качества связи требуют гораздо меньшей мощности. Кроме того, цифровые каналы позволяют значительно полнее использовать спектр радиочастот.

Цифровые приемники могут интегрироваться с компьютерами. Уже появляются PC-карты, способные принимать цифровой радиосигнал и передавать его компьютеру для последующего декодирования и обработки. Здесь равное значение имеют и прослушивание с помощью компьютера аудиопрограмм, и возможность приема и обработки текстово-графической информации. Есть и другие преимущества, связанные с конкретными особенностями стандартов ЦРВ. Например, в Eureka-147 предполагается, что каждая станция, по крайней мере в пределах одной страны, будет вещать на единой (сквозной) частоте. Таким образом, мобильный пользователь, переезжая из города в город, будет избавлен от необходимости перестраивать радиоприемник, для него процесс выбора наилучшего сигнала окажется прозрачным.

Попробуем разобраться, каково нынешнее состояние и перспективы цифрового радиовещания и что оно может принести потребителям.

Начнем с того, что любое радиовещание — цифровое или аналоговое, проводное или беспроводное, «урезанное» интернет-вещание — является самым большим куском информационного пирога, получаемого человеком в день. Если взять за 100 процентов все время, потраченное на восприятие средств массовой информации, то более 60 процентов времени человек слушает радио. Мы слушаем радио в машине, дома, на работе, в общественном транспорте и т. д. Преимущество радио по сравнению с другими СМИ в том, что при его прослушивании человек может заниматься и другими делами.

За морями, за долами…

Если говорить о мире в целом, то вопрос необходимости перехода на цифровое радиовещание уже решен окончательно. Из множества существующих подходов и методов цифрового радиовещания с предоставлением дополнительных услуг мы остановимся на массовых эфирных методах и не будем рассматривать в силу специфики такие методы, как интернет-вещание, проводное радиовещание, спутниковое радиовещание и т. д.

Для начала проведем небольшую экскурсию по радиовещательной сети. Прежде всего, радиовещание делится на городское и сельское (региональное), а по технологии доставки — на спутниковое и наземное.

Городское радиовещание характеризуется сравнительно малыми мощностями передатчиков, в силу компактности проживания аудитории слушателей, высокой рентабельностью и готовностью к внедрению новых технологий. Сельское радиовещание — почти прямая противоположность городскому.

О разделении радиовещания на спутниковое и наземное раньше знали только специалисты, сегодня же более трети жителей планеты готовы рассуждать о том, какое радио лучше слушать — спутниковое или наземное.

Итак, наземное радиовещание. На данный момент существует множество систем наземного цифрового радиовещания. Остановимся на основных, «рабочих» стандартах.

Наиболее широко известен стандарт цифрового радиовещания в Eureka-147, или, как его чаще именуют, T-DAB — так называется наземная версия этого стандарта. Этот стандарт не предусматривает жесткой привязки к конкретным частотам, что является большим преимуществом, так как позволяет использовать единый стандарт вещания в самых разных странах.

Как известно, в каждой стране за десятилетия сложилась своя политика использования радиочастотного спектра, и вариации от страны к стране могут быть довольно большими. Например, назначение радиочастот Великобритании и стран континентальной Европы резко отличается. Поэтому на Туманном Альбионе для уже идущего цифрового вещания программ BBC используется так называемый диапазон Band III (около 200–230 МГц). В большинстве европейских стран, Канаде и Австралии задействованы более высокие частоты в диапазоне L-Band (1452–1492 МГц).



* Meta, Facebook, Instagram решением суда признаны запрещенными на территории России экстремистскими организациями.


7212 ONAIR.RU 04.06.2004 TEXT АРХИВ Прислать свою новость!





OnAir.ru

При полном или частичном использовании материалов активная индексируемая ссылка на сайт OnAir.Ru обязательна! Портал работает на PortalBuilder2 R5 HP.Свидетельство на товарный знак №264601, №264991 Российское агентство по патентам и товарным знакам.

Условия использования - Политика конфиденциальности - О защите персональных данных - О защите персональных данных - Публикационная этика

Мобильная версия сайта