NAME - Лариса 01
Мировые тенденции аудиопотребления.
Лариса Степанова. Директор по работе с клиентами РКА «NAME»
По материалам XI РадиоФорума. 20 июня 2007 г.
Стиль жизни современного человека за последние несколько лет претерпел значительные изменения. Появление современных портативных устройств и их доступная цена изменили источники медиа-потребления. Мы говорим об iPod, mp3-плейерах, dvd-плейерах. Стоит учитывать и недорогой широкополосный интернет.
Более 70% медиапотребителей одновременно используют более одного источника развлечения. Например: слушают плеер и читают книгу, слушают плеер и читают газету, читают книгу и смотрят телевизор. Безусловно, в автомобилях, радио остается основным развлечением, так же как и в общественном транспорте, хотя там оно часто сочетается с чтением прессы и слушанием своей музыки, что особенно характерно для молодежи.
На Западе всерьез озадачены тем, как развитие новых медиа влияет на классическое радиослушание. На последней конференции Esomar в Дублине активно обсуждались вопросы сохранения аудитории радио, подчеркивалась необходимость грамотного исследования аудитории и оптимального планирования радио.
Стремительное развитие новых медиа заставляет традиционные СМИ жестко конкурировать с ними. Интернет сделал возможными электронные версии газет и других печатных изданий, доступны подкасты и on-line вещание радио и ТВ. Радио все более развивается как мобильное медиа, предлагая новые способы вещания: были кнопки, потом появилось FM-вещание, сейчас развивается цифровое вещание – спутниковое и on-line.
В последнее время много говорят об экспансии Интернета. Давайте на примере Франции, Швейцарии и США рассмотрим, как радиослушание соотносится с новыми медиа.
США.
Согласно прогнозам Forrester Research доля цифрового вещания в США значительно вырастет в ближайшие годы, если сегодня около 7,5 млн. пользователей спутникового радио, то к 2010 году их будет уже 20,1 млн., и почти 12,5 млн. будут загружать подкасты в mp3-плееры.
Продолжающаяся фрагментация аудитории радио – это вызов рекламодателям, радиовещателям и исследовательским компаниям.
В США было проведено исследование молодой аудитории 18-34 года, с целью выяснить роль новых аудио-технологий. Задавался вопрос: «Что для вас радио? Где вы слушаете радио?» Результаты были довольно любопытными: так iPod не относили к аудио-развлечениям, а к радио относили все то, что присутствует в классическом радио: отсутствие влияния слушателя на формирование плей-листов и наличие ди-джеев. И не важен способ трансляции – через Интернет или FM-вещание.
Отмечали и недостатки: большое количество рекламы (не мы одни страдаем), небольшой выбор каналов, мало хороших программ, ярких радио-персонажей. Странное, на мой взгляд, утверждение для США, с их очень развитой радиоиндустрией. Что же тогда говорить о нас - вот уж где широкое поле для деятельности.
Подчеркивали и достоинства: широкую доступность, мобильность, локальность. Особенно высоко ценят локальность, когда ведущие радио говорят об их городе: событиях, погоде, пробках. Кстати, это характерно и для нашей страны – качественно спрограммированные локальные станции пользуются популярностью в своих городах: например, БИМ-радио в Казани, Дорожное радио в Санкт-Петербурге, Юнитон в Новосибирске.
Швейцария.
Радио- и телевещание по-прежнему остаются самыми востребованными медиа (по данным исследования немецко-говорящей части Швейцарии). Почти 40 минут в среднем в день занимает телесмотрение, 31 минута – радио по стационарным приемникам (дома и на работе). Разрыв между следующими медиа: например, газетами – в 6 раз.
Появляются лишь новые устройства потребления радио:
Франция.
При общем росте потребления новых медиа, к которым относят и мобильные телефоны, «старые» медиа остаются так же достаточно востребованными. Вопреки мифу, что Интернет скоро заменит все другие медиа, проведенное исследование показало, что самое востребованное «классическое» медиа среди активных Интернет - пользователей – это радио (около 86%).
И … Россия.
В результате исследований, проведенных во второй половине 2006 года в России выяснилось, что среди 15-24 летних, в результате активного использования Интернета 33% стали меньше слушать радио, но в то же время 10% людей стали слушать его больше! Около 16% своего свободного времени они тратят на радио, что вполне сопоставимо со слушанием музыки в целом. Хотя скачивание музыки из Интернета год от года только растет, 89% респондентов по-прежнему первоочередным источником музыки называют радио.
Кроме того, 33% активных Интернет - пользователей стали меньше слушать радио только потому, что им чего-то в классическом радио недостает. Но есть и те (почти 10%), кто стал слушать радио больше, кто открыл для себя в радио что-то интересное, чего ему не хватало.
Итак, в настоящее время наиболее важным является вопрос, что радио может дать и дает слушателям. И именно радио призвано давать людям не просто музыкальное наполнение, а эмоции и развлечения. Это возможность общаться с Ди-джеями, харизматичными ведущими, голоса которых создают определенный настрой, определенный образ станции. Это программы, уникальные эфирные продукты, которые развлекают, заставляют думать, смеяться, участвовать в диалогах. Большинство постоянных слушателей считают известных радио-ведущих явлениями в FM -диапазоне, могут назвать их по именам и ради них настраиваются на волну. Эти люди – лица станции, их бренды. И рекламодатели, в свою очередь часто готовы покупать именно те программы, в которых участвуют известные ведущие.
Итак, радио должно давать эмоции, источником которых помимо музыки являются различные программные продукты. Поэтому очень радует появление в последнее время на российском рынке станций с новыми форматами, новых проектов и технологий общения со слушателями. В результате чего рекламодатели получат дополнительные возможности для проведения рекламных кампаний на радио.
7195 ONAIR