Марина Скалкина: "Удача окрыляет человека!"
Марина Скалкина: "Удача окрыляет человека!"
До "Радиомании" осталось 19 дней. Питер моют. Невский закатывают ковровыми дорожками…
Регина Мамыкина
В преддверии "Радиомании" OnAir.ru продолжает серию комментариев членов жюри Премии. О конкурсных работах этого года, личных критериях оценки материалов и о том, какой ей бы хотелось видеть "Радиоманию", нам рассказала главный редактор радиостанции "Говорит Москва" Марина Скалкина.
OnAir.ru: В этом году "Радиомания" проводится во второй раз. Участвовали ли Вы в первой Премии, и какое она произвела на Вас впечатление?
Марина Скалкина: Да, мы всегда участвуем во всех конкурсах и в том году выдвигали от станции несколько работ в разных номинациях. Но в качестве члена жюри в подобном конкурсе я выступаю впервые.
У меня сложилось двоякое отношение к Премии. Отражает ли она реальное положение дел? Это все равно, что спросить, отражают ли положение дел существующие рейтинги. Пожалуй, нет. Нужны ли они? Думаю, да. Победа на таком конкурсе (даже не важно, заслужена она или нет) - огромный плюс. Удача окрыляет человека. И с этой точки зрения любой конкурс полезен.
OnAir.ru: В этом году был осуществлен принципиально новый подход к формированию жюри Премии. Что вы думаете о сложившемся составе жюри?
Марина Скалкина: Я не со всеми членами жюри знакома, я не тусовочный человек, но, судя по тем, кого знаю, жюри стало сильнее профессионально. Например, Сашу Любимова я помню еще с Иновещания. Помню, как Сережа Корзун вел прямые эфиры на французском языке, у него это здорово получалось. Эти люди знают, с чем имеют дело.
К тому же, надо быть известным человеком, чтобы сидеть в жюри, и от этого его состав кажется более представительным. Но, наверное, всегда есть темная лошадка, мало кому известный человек, и именно он может быть самым непредсказуемым в своих суждениях, подметить что-то талантливое, не заметное другому.
OnAir.ru: Какие номинации представляют для Вас наибольший интерес в этом году?
Марина Скалкина: Меня всегда интересовали номинации "Просветительская" и "Образовательная программа". Они близки моей станции, и я до сих пор ощущаю острый недостаток в живом, умном и красивом языке. А ведь это то, что на радио всегда должно стоять на первом месте.
OnAir.ru: Помимо языка, какие еще проблемы отечественного радиовещания вскрываются в конкурсных работах?
Марина Скалкина: Если отойти от рамок номинаций и посмотреть шире, картина будет следующая. Во-первых, вообще пустует интеллектуальная ниша. Она практически никем не занята ни на телевидении, ни на радио.
Во-вторых, не хватает философии. Любого человека подспудно волнуют вопросы, на которые сложно найти ответ: как встретить свою любовь, стать состоявшейся личностью, преодолеть какие-то барьеры и комплексы. Вы видите такие программы, которые бы рассуждали вместе с вами над этими вопросами? Нет. А ведь именно это реально вас волнует, а не то, какая песня заняла сегодня первое место в очередном хит-параде.
Соответственно, в-третьих, мало полезной информации. Психологи говорят, что можно выделить информацию со знаком плюс, знаком минус и нейтральную. Если вы не фанат, который создал клуб почитателей какого-то певца, то информация чартов для вас - нулевая информация. А вот новость о потеплении в Питере - информация со знаком плюс, потому что означает, что и в Москве скоро потеплеет.
Мне бы хотелось, чтобы в продукте всех наших радиостанций было больше информации со знаком плюс.
OnAir.ru: На конкурсе представлено много работ из регионов. Уступают ли они по своему уровню столичным радиопрограммам?
Марина Скалкина: Если и уступают, то только по техническим возможностям. Я не хочу говорить такие банальные вещи, что в регионах люди чище, интереснее мыслят, но очевидно, что человек из провинции всегда хочет пробиться. А люди, стремящиеся достичь чего-то, чрезвычайно интересны.
Да, может быть, у них нет таких студий, какие есть в Москве, но я думаю, что в первую очередь ценятся оригинальность мысли, сочность языка, а не технический уровень и не произношение - провинциальное оно или нет.
OnAir.ru: Кстати, об оценках. По каким критериям Вы оцениваете работы?
Марина Скалкина: Мои критерии - это искренность, энергетический посыл, язык и идея, заложенная в передаче. Больше всего в работе любого человека на радио я ценю искренность интонации. Если ведущий пытается быть самим собой, со всеми своими ошибками, заблуждениями, радостями, своим юмором, то такая передача представляется для меня ценной. Я даже приветствую ляп в эфире, но пусть он будет личностный. Если он будет смешным, и человек адекватно на него среагирует, то это уже создаст настроение, это уже плюс.
OnAir.ru: Вы так увлеченно об этом говорите, что на ум невольно приходит название Премии. Вы не находите в нем ничего пугающего?
Марина Скалкина: Вообще, всякая "мания" звучит пугающе. С одной стороны. Но с другой, все люди, которые работают на радио, - действительно фанаты своего дела. Сужу по себе и по своим коллегам. Однажды назначила встречу на одиннадцать вечера у ворот нашего здания и с изумлением смотрела, как ночью из редакции выходят сотрудники, которые вели прямой эфир с четырех часов утра - никто не хочет уходить с работы. Им хочется пообщаться с гостями, послушать, как работают другие, даже поиграть друг с другом в шахматы или выдумать роман, который нигде и никогда не будет опубликован. Это стиль жизни, и с этой точки зрения название "Радиомания" оправдано.
OnAir.ru: Как вы относитесь к идее переноса церемонии вручения Премии в Петербург?
Марина Скалкина: Мне она не очень нравится. Просто потому, что трудно будет уехать. А так, почему все должно происходить именно в Москве? Питер - наша культурная столица, всегда так считалось. И может быть, он нуждается сейчас в этом. Кроме того, празднуется трехсотлетие города - это дополнительный аргумент.
OnAir.ru: В Москве в тот же день, 7 мая, будет проводится церемония вручения Премии Попова. Что Вы думаете о ее возрождении и о премиях в нашем радиобизнесе вообще?
Марина Скалкина: Впервые я стала лауреатом премии "Гонг". Она проводилась всего один раз. Филологическую игру, которую я вела, прямо с эфира записали и в последнюю минуту отправили на конкурс. И я получила эту премию, хотя мы не рассчитывали ни на что.
Потом появилась премия Попова, и в ней мы тоже принимали участие. Другой журналисткой премии не было в течение многих лет.
Я не следила за сюжетными перипетиями, не знаю, почему Премия Попова куда-то исчезла, а вместо нее появилась "Радиомания". Но я не думаю, что один журналистский конкурс перечеркивает другой. Хотя это, как правило, снижает уровень любого конкурса.
С другой стороны, в Америке, например, существует масса кинопремий. Люди борются за них, считают для себя возможным принимать в них участие. И есть один "Оскар", который вне конкуренции. Так вот, надо заслужить право быть этим "Оскаром". Если "Радиомания" станет им в нашем журналистском мире, то отлично.
OnAir.ru: Приглашали ли Вас в жюри Премии Попова?
Марина Скалкина: Да, но я отказалась, потому что не представляю, как можно судить и быть в жюри одновременно двух конкурсов. Это мне не по силам даже физически.
Потом, была бы интрига, если бы и на "Радиоманию", и на Премию Попова выставлялись одни и те же работы. Тогда было бы интересно сравнить, как разные составы жюри их оценят. Но получается, что на конкурсы выставляются разные работы и судят их разные люди. Так трудно прийти к каким-либо выводам и результатам.
OnAir.ru: Если бы у Вас была возможность внести изменения в правила проведения "Радиомании", чтобы Вы сделали?
Марина Скалкина: Я бы предложила конкурсантам поработать вживую. Конечно, журналисты - не артисты балета, требовать этого от них нельзя, но почему бы и нет? Вот тогда, наверное, конкурс приобрел бы совершенно другую окраску. Если бы была сделана студия и мы бы услышали работу корреспондента в прямом эфире, без монтажа, это было бы потрясающее шоу. Можно было бы снимать все и показывать в прямом эфире. Конкурс в виде живого марафона ведущих, представляющих разные программы. Это было бы увлекательно. И честно.
14 апреля 2003 г.
12246 ONAIR