Тофик Садыхов, PR-директор "BMG Россия" (aka Кот Матроскин, М-Радио)

TEXT


Тофик Садыхов. PR-директор "BMG Россия" - OnAir.ru

Тофик Садыхов. PR-директор "BMG Россия".

OnAir.ru: Несколько лет назад Вы были известны как Кот Матроскин – супер-популярный ди-джей супер-популярной радиостанции. В чем заключался секрет огромной популярности "М-Радио"?

Тофик Садыхов: Сработало множество факторов. Прежде всего, "М-Радио" четко знало свою аудиторию и работало только для молодых людей до 35 лет. Во-вторых, "М-Радио" было в авангарде коммерческих станций, которые тогда стали появляться. Ди-джеи не представлялись нормальными именами, их прозвища-псевдонимы легко запоминались. И самое главное, они были свои в доску. Они говорили с молодыми слушателями на их языке. Звучал сленг, а иногда даже мат. Я считаю, что причина популярности "М-Радио" в том, что из приемника звучал не механический голос, там были живые люди со своими мыслями и проблемами. Они говорили на живом нормальном языке, может быть, где-то и с ошибками. Но именно на таком языке говорило 99% населения. Оставшийся один процент - это лингвисты и прочие спецы.

А как Вы попали на "М-Радио"? Это был первый опыт работы в эфире?

Да это вообще была первая запись в трудовой книжке. Я услышал "М-Радио" тогда, когда на нем еще практически не работали ди-джеи. Затем появились такие звезды, как Линда, Супер-Алена, Леша Секс-Пушка. Но там были еще и ди-джеи-стажеры, которые работали по ночам. Я их слушал и думал, что у меня может получиться не хуже. И однажды я услышал на "М-Радио" объявление: если хотите попробовать себя в роли ди-джея, пришлите письмо со своей биографией и фото. Я написал Леше Секс-Пушке (Алексею Мануйлову) письмо и спросил, неужели действительно все так просто, не нужен никакой блат? Фото я даже не стал посылать. Дней через десять мне пришел ответ. Это был настоящий шок.

Правда, дальше я не стал ничего предпринимать. Волна прошла, я вроде как получил ответ и успокоился. Прошло месяца два-три, и я совершенно случайно оказался на улице Академика Королева, вспомнил адрес "М-Радио" - улица Академика Королева, 15. И решил зайти. Познакомился с Линдой, Иваном Ковбоем, а затем и Супер-Аленой. Именно она тогда решала, быть человеку в эфире или нет. Она и Франсуа Димье, программный директор станции. Я подружился с ди-джеями, созванивался с ними, заезжал пару раз в гости на радио и в один прекрасный момент, когда нужен был новый ди-джей, начал стажироваться. В 20-х числах декабря 1992 г. я вышел в эфир.

Кто для Вас являлся учителем в эфире? Есть такой человек, о котором Вы могли бы сказать: именно он сделал из меня ди-джея?

Я равнялся в эфире всегда на Лешу Мануйлова: голос, манера. При этом я не пытался подстраиваться под него, да у меня, наверное, и не получилось бы. У меня был совершенно другой имидж в эфире. Кстати, почти за 4 года работы на радио я сменил четыре образа: разбитной парень, рассказывающий анекдоты, потом был дамский угодник, умный зануда. Самый долгий и успешный период моей радиожизни связан с тем, что я стал в эфире таким, каким я был в жизни. В этот период пришел, наверное, некий профессионализм.

Я сам себе придумал псевдоним. Сначала Кот Матроскин вызвал некое неприятие на станции, и понятно, почему – основная масса джинглов на "М-Радио" была типа: "Я и мой пес слушаем "М-Радио", "Я и мой пес не едим кошачью колбасу, мы слушаем "М-Радио" и так далее. И тут вдруг Кот! Как впоследствие оказалось, Кот на "собачьем" радио - это фишка, которая сработала на все 100 %.

Приятно было себя ощущать известной личностью?

Звездную болезнь я пережил. Она, безусловно, была, у кого ее нет. Она, кстати, очень рано началась, может, потому, что я взял слишком резвый старт, но также достаточно быстро и закончилась.

Помогала известность в жизни? Приходилось ли когда-нибудь пользоваться своей популярностью?

Да нет. Я тогда был студентом и не могу сказать, что благодаря Коту Матроскину я получал какие-то дополнительные баллы на экзаменах. Но было приятно приходить на лекцию и обсуждать с друзьями то, что они услышали в моем эфире.

Каковы были отношения между ди-джеями "М-Радио"?

Отношения были очень хорошие. "М-Радио", как и любое другое радио, жило сменой поколений ди-джеев. Одни уходили, другие приходили. Но основные, ключевые фигуры остались и существовали долгое время. Коллектив был хороший. Я думаю, что М-Радио своими успехами во многом должно быть благодарно тем людям, которые собрались ради идеи. А идея была одна - крутить хорошую музыку и оставаться при этом самим собой.

Мы до сих пор общаемся с Владом Пампасником, Соловьем-Разбойником (Михаилом Никадимовым), Ильей Муромцем, Иваном Ковбоем. К сожалению, Линда в последнее время куда-то пропала. Не теряю связь с Супер-Аленой, которая сейчас работает программным на РДВ.

Кстати, об Алене. Кажется, она ушла с М-Радио из-за каких-то серьезных разногласий с руководством?

Да, у нее возникли проблемы с руководством. У нас на радио была очень неординарная личность – генеральный директор Роман Вавилов, человек непростой, и отношение у меня к нему неоднозначное. Я считаю, что многие проблемы, с которыми столкнулось впоследствии "М-Радио" - это результат неумелого менеджмента Романа Вавилова. Что касается Алены... Звездам всегда очень сложно существовать в каких-то определенных рамках. Нашла коса на камень, и Алена оказалась тем самым бельмом в глазу, которое нужно было как можно быстрее ликвидировать.

Вы ведь тоже одно время занимали руководящую должность на М-Радио.

Да, я был программным директором станции на протяжении 9 месяцев. Дело в том, что М-Радио было совместным предприятием, в котором 2/3 принадлежала российской стороне, 1/3 - французской. И российская сторона решила выдавить французов. В конечном итоге французская сторона вышла из СП и забрала с собой основную часть музыки, джинглы, в общем, все то, чем славилась станция. И я набрался смелости и попытался что-то сделать. Я согласился, но на том лишь условии, чтобы в мою работу никто не вмешивался, не ставили мне палки в колеса. Первое время именно так и получалось. Но потом, когда все устаканилось, в мою деятельность стали вмешиваться. Для меня незыблемо было ощущение формата и целостности станции прежде всего в музыкальном плане. К сожалению, нам все больше стали приносить музыку и действовать не через программный отдел, а напрямую через генерального директора, который в этом ничего не понимал. Он обещал людям, что песня будет поставлена в эфир, а мы ее выкидывали, и у меня все чаще стали возникать проблемы. В один прекрасный момент я плюнул на все это дело и принял решение вообще уйти с радио. Можно было, конечно, просто остаться ди-джеем. Но я бы не смог ставить в эфире какой-то блатняк. Это был принципиальный момент.

Отдыхал я недолго. Еще работая на радио, я познакомился с представителем BMG, они тогда только начинали свою деятельность в России. И, уже приняв решение уйти со станции, я предложил свою кандидатуру BMG в качестве консультанта по радио. Постепенно компания развивалась, ей нужен был уже не просто консультант по радио, а маркетинг-менеджер. Мне предложили попробовать. И так получилось, что в BMG я задержался. 15 апреля 2001 года будет 5 лет, как я там работаю.

Неужели у Вас не возникало мысли поработать на какую-нибудь другую радиостанцию? Многие считают, что эфир - это наркотик, а Вы вот так запросто приняли решение навсегда покончить с радио.

Конечно, были мысли. Знаете, иногда люди думают: надоела работа, возникли какие-то проблемы - черт с ними, в Макдональдсе всегда место найдется. То же самое и здесь. Иногда бывают проблемы, депрессия, и думаешь – может, плюнуть на все и уйти? Но куда? И для меня это место - радио. Место, куда я всегда смогу вернуться, и, как это самонадеянно не прозвучит, куда меня примут - прежде всего слушатели.

Я думал попробовать себя на других станциях. Но, знаете, уходить с программного директора на просто ди-джея мне не хотелось. Это был бы шаг назад. Вакансий программных директоров в то время не было, да и вряд ли бы я пошел - было бы тоже самое. Нужен был или качественный скачок вверх, или переход в новую область.

На какую радиостанцию Вы никогда бы не пошли работать?

Сложно сказать. Все будет зависеть от той музыки, которую я буду любить тогда, когда захочу вернуться. Вообще мне до сих пор нравится музыка, которую я крутил когда-то, поэтому, наверное, мог бы уйти на радиостанцию, на которой будет звучать музыка моей молодости. Хотя, учитывая то, что я работаю сейчас в музыкальном бизнесе и стараюсь следовать музыкальной моде, кто знает, может, у меня возникнет желание крутить и современную музыку тоже. Современная музыка мне интересна. Но что касается радиостанций, мне интересны в первую очередь станции, которые не используют уже готовые хиты. Мне нравится то, чем в свое время занималось "М-Радио", когда брался подающий надежды коллектив, раскручивался и доводился до ума. "М-Радио" было той самой станцией, которая очень многие проекты брала с нуля, особенно это касалось российских исполнителей. Я хотел бы работать на станции, которая помимо того, что крутит хиты, занимается и новой музыкой. Пока таких станций, к сожалению, нет.

В Вашей нынешней деятельности Вам пригодился опыт работы на радио?

Безусловно, этот опыт дал мне очень многое, и прежде всего - это умение общаться с людьми, умение нравиться людям.

Вы согласны с тем, что среди нынешнего поколения ди-джеев нет таких звезд, как среди ди-джеев, так сказать, "первой волны"? Как Вы думаете, почему?

На это есть объективные причины. Ну, во-первых, стало больше радиостанций. Во-вторых, практически нет новых лиц. Ди-джеи кочуют с одной станции на другую. Я не понимаю ди-джея, у которого за плечами 5-6 станций! Я бы такого сотрудника вряд ли взял. Кроме того, сейчас радиостанции создают слишком много условностей для эфира, и у ди-джея нет возможности показать свою индивидуальность. Ведь именно личности становились звездами, им было о чем сказать. Отсюда - феномен Ксении Стриж, Ивана Ковбоя, Супер-Алены и, уж простите за нескромность, феномен Кота Матроскина. Мы не боялись быть в эфире такими, какими были в жизни. Сейчас, к сожалению, таких ди-джеев нет, и это не проблема самих ди-джеев. Я допускаю, что среди них есть яркие личности. Просто политика внутри станции - не дать этой личности развернуться.

Может быть, все дело в том, что не хватает свежих идей? Все, что можно было придумать, уже придумано?

Понятно, что приходится один анекдот рассказывать по несколько раз. Но надо придумывать новые обертки. Да, наверное, по содержанию уже мало что можно придумать. Но просто надо облекать идеи в форму, которая может в наше время нормально восприниматься. Так что я думаю, дело не в идеях. Нужно придумывать новые формы подачи материала и самих себя. Никто не верил в успех "Нашего радио", "Русского радио", для всех до сих пор непонятна ситуация с успехом "Радио-7". Почему? Как могло произойти, что радиостанция, на которой звучит и классика, и музыка от 60-х до последних хитов, очень популярна? Объяснить этого никто не может. Значит, есть еще куда двигаться.

Сейчас вы работаете в BMG. Какие-нибудь интересные проекты планируете осуществить в ближайшее время?

Самый грандиозный проект связан с российской музыкой. Мы серьезно решили заниматься нашими исполнителями, для начала - коммерческой музыкой. И все, что подпадает под определение "коммерческая музыка", будь то поп, рок - все это наше. Мы будем искать любую музыку, которая имеет коммерческий потенциал, развивать ее в России и, если это будет сделано достойно, соответственно, толкать ее на запад. Вспомните недавний пример с группой "Руки вверх" - их "Песенка", которая была перепета группой ATC, стала популярна в Германии, продержалась там несколько недель на первом месте, и сингл был продан тиражом свыше миллиона экземпляров. Наша страна - это кладезь, и здесь действительно стоит искать. Что касается деятельности "BMG Россия", то мы будем работать и с западным материалом, представлять наиболее близкие для русского уха проекты и раскручивать их. Второе наше направление - это большой проект "Золотая коллекция BMG" с нашими партнерами: "Радио-7 На Семи Холмах", журналами "Неон", "Афиша", газетой "Аргументы и Факты". В этой серии мы выпускаем все лучшее из обширного архива BMG - от Элвиса Пресли и Глена Миллера до Карлоса Сантаны и Уитни Хьюстон. Кроме того, мы собираемся серьезно заниматься "раскруткой" музыки на носителях формата DVD. Но основное в нашей предстоящей деятельности - это русские проекты. Наша главная цель - искать и развивать российские таланты.

OnAir.ru - 2001 г. - Людмила Скворцова.






631 ONAIR.RU Прислать свою новость!





OnAir.ru

При полном или частичном использовании материалов активная индексируемая ссылка на сайт OnAir.Ru обязательна! Портал работает на PortalBuilder2 R5 HP.Свидетельство на товарный знак №264601, №264991 Российское агентство по патентам и товарным знакам.

Условия использования - Политика конфиденциальности - О защите персональных данных - О защите персональных данных - Публикационная этика

Мобильная версия сайта