Михаил Эйдельман, Программный директор радио "Maximum"

TEXT


Михаил Эйдельман. Программный директор радио "Maximum" - OnAir.ru

Михаил Эйдельман. Программный директор радио "Maximum".

OnAir.ru: Недавно радио МАКСИМУМ отмечало свое девятилетие, в этом году у вас юбилей. К чему станция пришла благодаря именно Вам?

Михаил Эйдельман: Я бы не стал как-то особенно выделять свою роль, потому что любое радио делается коллективно. Задача программного директора – создание и развитие программного продукта, но сам по себе продукт ничего не даст. Успех станции в равной мере зависит от всех без исключения людей, вовлеченных в процесс. Это и эфирные персоналии, и те, кто готовит программы, и те, кто занимается исследованиями, «продвигают» станцию, «пиарят» и рекламируют нас. Это, безусловно, и наши коммерческие консультанты, обеспечивающие нам независимое и стабильное существование. Это, вне всякого сомнения, и владельцы – «Московские Новости» и StoryFirst Communications. Они занимают очень разумную, взвешенную позицию и не препятствуют нормальному развитию станции. Так что моя роль во всем этом оркестре – вполне определенная и, я бы сказал, определенно не главная. Я всего лишь часть большого процесса.

Когда Вы стали программным директором на МАКСИМУМ, радиостанция уже была очень популярна. Не побоялись взять на себя такую ответственность?

Никаких комплексов я не испытывал, потому что в радиобизнесе уже давно. Я не понаслышке знаю, как делается радио в этой стране. О том, что представляет собой МАКСИМУМ, мне было известно «изнутри», поскольку я работал на похожей станции, только в другом городе.

Ничего сверхъестественного на новой работе делать мне не пришлось. Всё это были нормальные, естественные процессы. Преемственность сохраняется на МАКСИМУМ с приходом любого программного директора, так устроена эта компания. Я давно знаком с обоими моими предшественниками – Каспаровым и Козыревым - с ними у меня хорошие, дружеские отношения. То, что они делали с продуктом в свое время, соответствовало рыночной ситуации, в которой находился МАКСИМУМ в те годы. Сегодня я делаю то, что представляется важным и нужным для станции сейчас. Результат - МАКСИМУМ не только не потерял своих позиций, но и стал крепче, чем когда-либо за всю свою 10-летнюю историю. И это - несмотря на то, что конкуренция на рынке постоянно растет, а многие «культовые» радиостанции начала и середины 90-х вынуждены были покинуть рынок.

Станция сильно поменялась с тех пор, как здесь появились Вы?

Станция, конечно, поменялась, но изменения видны прежде всего профессионалам, тем, кто в этом постоянно «варится». Аудитория же просто «голосует» за МАКСИМУМ, включая радиоприемник. Ее представления о станции меняются вместе с изменениями на радиорынке – ведь возможностей для выбора в эфире становится все больше, кроме того, слушатели взрослеют, умнеют, меняется уровень их доходов, интересы. Очевидно, что сильные стороны брэнда МАКСИМУМ – лидерство в представлении новой качественной современной музыки, лучшие эфирные персоналии, энергия, динамизм и хороший вкус сохранены. То, от чего мы стремились избавиться: агрессия, миссионерство, определенный музыкальный хаос в эфире – ушли, надеюсь, навсегда. В целом, если судить по исследованиям, которые мы постоянно проводим, представление слушателей о Радио МАКСИМУМ весьма стабильно. Станция любима и узнаваема, это все то же молодежное, яркое, динамичное, здоровое, очень ироничное по отношению к самому себе и к окружающим радио.

А что для Вас радио в большей степени: бизнес, отдушина, поле для творчества?

И первое, и второе, и третье. Я работаю на МАКСИМУМ, потому что я не мыслю свое существование без радио, в частности, без музыкального радио уже много лет. По образованию я инженер по электронной технике, но, поскольку все студенческие годы я был действующим музыкантом, то, несмотря на законченный «с отличием» институт, я не мыслил себя работающим в каком-нибудь «почтовом ящике». Поэтому я распределился в очень странную научную лабораторию, которая изучала влияние музыки на человека в процессе труда. В этой лаборатории была профессиональная звукозаписывающая студия, что по тем временам (начало 80х) было большой редкостью. И я работал в этой студии днями и ночами: с одной стороны, мы занимались научными исследованиями, с другой стороны - как действующий звукорежиссер, записывал группы, «играл» со звуком, делал музыкальные программы.

Где-то начиная с 89 года, когда в России был принят новый (и весьма либеральный!) закон о СМИ, стало возможным коммерческое радиовещание. Так я совершенно естественным образом оказался в радиобизнесе – стал музыкальным директором первой в Перми радиостанции под звучным названием «Авторадио». Она возникла летом, в июле 90-го года, то есть через два месяца после того, как первая коммерческая радиостанция вообще появилась в России. Кстати, слово «Авторадио», как термин для названия еще не существовавшей радиостанции, придумал я, несколько моих коллег помнят, как, когда и где это произошло. Этого слова не было в русском языке, и нам пришлось потратить массу энергии и добрых два месяца, чтобы убедить инвесторов проекта – областную Госавтоинспекцию – в том, что Авторадио - «правильное» название (сами они собирались назвать станцию звучно и по-милицейски - «Магистраль»). В сентябре 90 года в Пермь приехало множество чиновников из Министерства внутренних дел - посмотреть, как и чего происходит, состоялось какое-то громадное совещание, и уже после этого стали возникать радиостанции под подобными именами, с подобными идеями и концепциями в других городах – Ижевске, Москве. А в конце 90-го года мы начали переговоры с американскими инвесторами, которые к тому времени активно внедрялись на российский радио рынок, и в Перми довольно быстро появилось Радио МАКСИМУМ, оно вышло в эфир на неделю позже, чем московское: Москва – 25 декабря 1991 года, а мы – третьего января 1992-го. Затем начался мой «шведский» период – я провел довольно много времени на факультете музыкологии Гетеборгского университета, изучая электронные музыкальные медиа. Получается, что на Радио МАКСИМУМ я работаю уже 9 лет - сначала как программный директор в Перми, потом как генеральный директор там же (с 95-го года я управлял уже двумя радиостанциями холдинга в Перми – Радио МАКСИМУМ и МЬЮЗИК Радио) и затем как программный директор в Москве. Так что радио для меня всё – и удовольствие, и бизнес, и всё остальное. Это то, чем я живу уже много лет, это то, чем я хотел заниматься лет с 12-ти, и то, чем я занимаюсь сейчас. Я получаю от этого громадное удовольствие и очень надеюсь, что такое же удовольствие получают и те, кто слушает нас.

Насколько сложно было доказывать свою профессиональную состоятельность, когда Вы только приехали в Москву?

Было, скажем так – не очень просто. Ведь я оказался здесь не потому, что рвался «в столицу». В Перми мне дышалось комфортно. Я был генеральным директором двух преуспевающих радиостанций, я в этом городе рос, там живут мои родители и многие близкие мне люди. Предложение от владельцев Радио МАКСИМУМ переехать в Москву было довольно неожиданным, и я отдавал себе отчет, что для большинства людей, с которыми придется столкнуться как на радиостанции, так и вне нее я «Никто-И–Звать-Никак». В Москве, правда, мало кто предполагал, что уровень радиовещания в Перми соответствует самым высоким стандартам, которые существовали в радиобизнесе, так уж сложилось.

Доказывать свою правоту и заставлять считаться с собой, конечно пришлось. Чем? Работой, обычной каждодневной работой. Истеричные вопли, раздававшиеся в первые дни после моего назначения о том, что МАКСИМУМ «при смерти», и «попса» станет основой формата, довольно быстро поутихли. Сотрудники и партнеры радиостанции, столкнувшись с реальностью, увидели: новый программный директор - вменяемый человек, который очень бережно относится к традициям радиостанции, понимает ее, заинтересован в ее развитии и меньше всего заботится том, чтобы самоутверждаться с ее помощью. Так что все случилось довольно естественно и гармонично, без особых эксцессов.

Понимаете, можно любить «себя в искусстве», а можно «любить искусство в себе». Мне ближе второй подход. Я люблю радио, я люблю эту компанию, я признателен ей за все, что она сделала для меня за все эти 10 лет. И я благодарен тем, кого знаю уже давно и кто поддерживал меня в трудные минуты: прежде всего музыкантам и продюсерам – Диме Гройсману, Олегу Нестерову, Гедрюсу Климкявичусу. В моей жизни был большущий период, как я его называю, «рок-туризма» - золотая эпоха русского рок-н-ролла: с 82 по 88-й год. Я тогда объездил все рок-фестивали, познакомился со многими людьми, с которыми я поддерживаю приятельские отношения и поныне – Колей Мейнертом, Колей Граховым, Володей Шахриным. С Шахриным и Бегуновым, например, мы знакомы аж с июня 86-го года, когда еще и радио-то в помине никакого не было... Недавно сосчитали, что знаем друг друга уже почти 15 лет!

А какими качествами, на Ваш взгляд, должен обладать программный директор радио?

Прежде всего он должен понимать, чувствовать и любить радио. Это ведь совершенно особое средство масс-медиа, отличающееся от прессы, телевидения и «сетки», поскольку контачит с потребителем «эмоционально». Очевидно, что программный директор должен обладать всеми качествами, присущими образованному человеку, обладать обширной эрудицией и вкусом. Есть, по-видимому, вещи, которые закладываются с детства. Скажем так - нужно прочитать необходимое количество правильных книжек, если ты их не прочтешь вовремя, то – беда. Современный программный директор должен быть открыт для новых технологий, он должен быть «быстро думающим» менеджером, понимающим, как функционирует бизнес, он должен быть хорошим коммуникатором, потому что ему приходится общаться с разными людьми, он должен понимать, уважать и любить тех, кто работает рядом с ним. Это должен быть человек с очень «холодной» головой, потому что работа программного директора эмоционально довольно тяжелая и стрессовая – станция вещает 24 часа в сутки, и ты отвечаешь ЗА ВСЕ ЭТО.

Это должен быть человек, который обладает полным комплексом маркетинговых знаний. Если это музыкальная станция, то программному директору необходимы энциклопедические знания в области музыки. Необязательно «фанатеть» от музыки, которую играет твоя станция, но ты обязан знать о ней многое, если не всё. Неплохо, если он сам когда-то занимался музыкой, потому что тогда он в состоянии судить о музыке «изнутри». Я знаю нескольких хороших программных директоров, в прошлом – музыкантов. Ну, и это должен быть добродушный, веселый, позитивный человек, потому что эмоции, которые он транслирует на людей, с которыми работает, отражаются и на эфире.

А Вам не обидно то, что Вас не узнают на улице, не спрашивают автограф? Никогда не хотелось в эфир?

Эфирных амбиций у меня нет и никогда не было. Мне важно, чтобы узнавали не меня, а радиостанцию, поэтому каждый раз, когда слышу МАКСИМУМ где-то в Москве или Питере, искренне балдею. Тут же пытаюсь понять и рассмотреть - что за люди слушают нас и почему.

Ваши личные предпочтения и вкусы влияют на программный продукт?

В любом случае предпочтения и вкусы программного директора влияют на продукт. Именно поэтому программный директор, как я уже сказал, должен обладать безупречным вкусом. Это должно быть в крови.

Что касается того, что звучит на нашей станции, то мне не стыдно за эфир. И – это важно - мы играем не то, что нравится мне или еще кому-то, работающему на станции, мы играем то, что востребовано аудиторией, играем то, чего ждет от нас аудитория Радио МАКСИМУМ. Счастливое совпадение, что я работаю на станции, которая апеллирует к «продвинутой» части молодежи. Поэтому то, что мы играем, отвечает, отчасти, и моим представлениям о качественной поп- и рок-музыке. Вообще же мои музыкальные вкусы простираются значительно шире того, что у нас в эфире. Я слушаю очень много разной музыки.

А что Вы слушаете?

Много джаза, этники и world music, в меньшей степени то, что можно назвать современной рок-музыкой. Иногда – классику (когда работаю дома за компьютером). Абсолютно равнодушен к танцевальной музыке во всех ее проявлениях. Кроме, разве что той, которую рекомендует мне Саша Нуждин.

В августе на Bашей станции проходила очень своеобразная акция: мужская половина «Максимума» продавалась с молотка на один вечер вашим слушателям. Вы считаете, что радиоперсоналии должны быть доступны публике?

Радиоперсоналии должны быть «живыми», материальными. Образ ди-джея, то, как он «придуман» – один из самых сильных механизмов, который «тащит» аудиторию за собой. Радио ведь, как известно, занимается тем, что «рисует» картинки в головах слушателей. Поскольку МАКСИМУМ является «ди-джейским» радио, и наша команда ведущих является лучшей в стране на сегодняшний день – опять-таки, я это не придумал, это подтверждают исследования – то контакт со слушателями очень важен, слушатели хотят их видеть, «трогать», хотят с ними общаться. Мы не прячем ди-джеев, мы не закрываем им лица паранджей. Напротив, мы хотим, чтобы их больше видели – они постоянно приезжают к слушателям в институты, в школы, на акции. Это нужно, это помогает радиостанции каждый день напоминать о себе. Правда, мы внимательно следим за тем, чтобы «появления» эти были дозированными. Много сладкого – тоже не есть хорошо.

Какие отношения у Bас с теми, с кем приходится ежедневно работать?

«Любимчиков» у меня нет, хотя я могу сказать, что искренне уважаю всех своих коллег. Если говорить о профессионализме, то я снимаю шляпу перед Митрофановой - это феномен, и я счастлив, что она работает на МАКСИМУМ уже 8 лет. Рита очень сложный, ранимый, тонко организованный и постоянно ищущий человек. Возможно – это первая реальная, а не «надутая» радио-звезда в стране.

Должен сказать, что многие персонажи, работающие в эфире Радио МАКСИМУМ вполне сопоставимы с профессионалами мирового уровня – Абрахимов, Михайлов, Нуждин. С Сашей Нуждиным мои отношения сложились с первого дня работы здесь. Сегодня он уже не просто ведущий знаменитого «Хит-парада Двух Столиц». С первого января 2001 года он работает моим официальным заместителем – это мой главный ассистент, помощник и партнер. У меня замечательные отношения с Сашей Абрахимовым, перед талантом которого я просто преклоняюсь. Это совершенно уникальный человек, обладатель высочайшей внутренней культуры, знаний, вкуса, такта - с ним я общаюсь с огромным удовольствием. С Костюшманом Михайловым тоже все очень хорошо, меня поражает его постоянная «нацеленность» на новое, неординарное, рискованное. Да все, кто составляет эфирную основу МАКСИМУМ – чудо! «Жаворонки» - Пашкоff и Кириллоff подают серьезные надежды, я уверен, что у них всё будет нормально. Мила О’Када, Таня Бочарова, Юра Федоров, Гия Цихисели, новые наши ребята, которые не так давно вошли в эфир – Дима Фадеев, Аня Куксо - все они очень интересны. Интересны и не только те, кто известен публике, но и те, которых никто не знает, те, кто, каждый день готовя программы, остается «за кадром». Вообще, на радиостанции всегда должен быть FUN. Радио – это не служба, радио - это служение. Это похоже на театральную студию, не на театр, а именно на студию. Здесь жизнь, здесь интересно, здесь «центр циклона». Я уже не раз сталкивался с тем, что люди, которые по каким-то причинам уходят с Радио МАКСИМУМ, потом с ностальгией вспоминают о времени, проведенном здесь. Они нигде уже не могут найти той атмосферы, которая естественна для нас.

Есть ли у Вас еще что-то, с чем Вы справляетесь также хорошо, как с должностью программного директора?

Да я просто люблю жить, я получаю от «самого процесса» массу удовольствия, я кайфую от тех, кто меня окружает, от тех, с кем я работаю, от того, что у нас иногда получается. Мы ведь все-таки работаем, чтобы жить, а не живем, чтобы работать.

OnAir.ru - 2001 г. - Татьяна Ломакина.






831 ONAIR.RU Прислать свою новость!




# РЕКОМЕНДУЕМ


# РЕКОМЕНДУЕМ



OnAir.ru

При полном или частичном использовании материалов активная индексируемая ссылка на сайт OnAir.Ru обязательна! Портал работает на PortalBuilder2 R5 HP.Свидетельство на товарный знак №264601, №264991 Российское агентство по патентам и товарным знакам.

Условия использования - Политика конфиденциальности - О защите персональных данных - О защите персональных данных - Публикационная этика

Мобильная версия сайта