Егор Серов. Программный директор радиостанции "Спорт-ФМ"

TEXT


Егор Серов. Программный директор радиостанции "Спорт-ФМ"

Спорт-ФМ - единственная радиостанция в России, специализирующаяся на спорте. До вашей станции было Радио Спорт, которое смогло просуществовать только год. Как Вы считаете, с чем связано отсутствие в России ажиотажа вокруг спортивного радио?

Спрос на радио подобного рода есть. Но поскольку спортивное радио – это разговорное радио, поднять егозначительно сложнее, нежели музыкальную станцию. Из-за относительной узости тем и строгой специализации, такое радио не может быть фоновым, его нужно слушать прицельно. А понятия «прицельно» и «долго» для радио несовместимы - человек не может в течение всего дня воспринимать только спортивную информацию. Поэтому возникает определенная ограниченность спроса, которая, в свою очередь, затрудняет привлечение рекламодателей. Если эти возможности ограничены, то ограничиваются и финансы. Потом, ажиотаж – это явление нездоровое, а мы – адепты здорового образа жизни.

Изначально в своих эфирах вы предлагали слушателям исключительно спорт. Теперь на станции звучит музыка, раз в час выходит информационный выпуск. Значит ли это, что только спортивные программы себя не оправдывают?

На такое изменение формата мы пошли сознательно. Ведь нормальный человек должен же получить какую-то другую информацию, помимо спортивной. Узнать об основных событиях дня. Существуют, конечно, фанаты, которые готовы часами слушать только спорт и больше ничего. Но мы должны предоставить слушателям еще и что-то другое, поэтому ввели в эфир и музыку, и выпуски новостей. Но, несмотря на это, мы остаемся спортивным информационным радио и при этом стараемся искать компромиссы, чтобы не давить на слушателя информацией, с одной стороны, и, с другой стороны, не делать спорт легковесным и второстепенным.

Сейчас у вас совсем нет соперников. Как бы Вы отнеслись к конкуренции?

Конкуренция – это всегда благо, в любом случае. И любой здравомыслящий человек, который хочет делать свое дело еще лучше, не может конкуренцию воспринимать плохо. Но, к сожалению, с учетом затратности подобного проекта, его сложности, я не представляю, кто теперь сможет реально этим заняться. То есть, хотелось бы, конечно, чтобы конкуренты были. Если говорить формально, то у нас есть конкурент, не вполне прямой, правда, но есть - радиостанция «Маяк». Но мне кажется, что у нас более современные подходы к спортивной информации. Хотя и сложностей достаточно.

А телевидение Вы вообще не рассматриваете как конкурента?

Когда мой сын был маленьким, он мне задавал замечательный вопрос: «Папа, а кто сильнее, кабан или троллейбус». Я думаю, что это похожая ситуация.

Но ведь существуют же какие-то преимущества у радио перед телевидением в представлении спортивной информации?

Да, конечно. Мы позволяем себе то, что телевидение по той или иной причине не делает или просто не может себе позволить. Мы эмоциональны. Мы не просто говорим «Сборная России обыграла сборную Югославии со счетом 1:0» бесстрастным голосом. Мы говорим: «Ребята, вчера-то наши такое заквасили!» А это заводит. Просто картинкой этого сделать нельзя. Мы должны своими эмоциями нарисовать картинку, показать слушателю, что происходит или происходило на поле. Мы не просто даем информацию человеку, мы заставляем его сопереживать, у нас нет стеклянной перегородки, экрана между нами и нашим слушателем, мы как бы вместе. Еще мы очень широко используем интерактивную форму. Сразу после матча нам в студию звонят болельщики и делятся своими эмоциями, впечатлениями, спорят. Но, несмотря на такие преимущества, мы не можем, да и не пытаемся конкурировать с телевидением. Телевидение очень часто нам помогает. Не далее как вчера во время матча мы использовали картинку НТВ+ и, благодаря ей, комментировали футбол. Мы говорим: «Люди, если у вас есть телевизор, включайте, смотрите, это же великолепно, а если вы в это время держите руль в руках и не можете смотреть телевизор, то ОРТ поможет нам рассказать вам о футболе». И мы комментируем матч, рисуем происходящее на поле до тех пор, пока человек не доберется до телевизора.

А Вы не боитесь, что эмоциональность комментаторов на радио приведет к увеличению дорожно-транспортных происшествий?

Число аварий увеличится тогда, когда по радио не будет трансляций. Тогда люди будут еще больше спешить, чтобы дома посмотреть очередной матч.

Ведущие и комментаторы во время матчей наверняка за кого-то болеют. Что делать с эмоциями, если играет любимая команда?

В любом случае надо быть объективным. Но объективность не отменяет эмоции - если играют команды, за которые комментатор не болеет, что же тогда, давать скучный комментарий? Спортивное радио не может быть неэмоциональным, потому что спорт, помимо профессионального занятия, должен еще и помочь отдохнуть. Почему мы ходим болеть за какую-то команду? Потому что хотим сбросить отрицательные эмоции, отдохнуть. Если эмоций нет, то это же не отдых тогда, а тренажерный зал какой-то.

Какая из программ на «Спорт-ФМ» сегодня – самая рейтинговая?

Очень популярная, совершенно сумасшедшая программа «Горячая линия». Мы приглашаем в студию таких людей, как главный тренер сборной России по хоккею Борис Михайлов, старший тренер московского «Спартака» Вячеслав Грозный, заранее предупреждая слушателей о госте, чтобы они готовили вопросы, звонили в прямой эфир. И – шквал звонков. Разговор получается очень живой, динамичный, быстрый, без манной каши.

Я знаю, что у Вас была идея сделать программу, ведущими которой были бы звезды российского спорта. Почему идея не осуществилась?

На сегодняшний день идея не осуществилась, и, честно говоря, в последнее время мы перестали к этому стремиться, потому что профессия радиоведущего и спортивный профессионализм, при всем моем уважении к известным и талантливым спортсменам, это, все-таки, вещи разные - все равно, что собрать из футбольной команды оркестр. Будет достаточно трудно из крайнего правого нападающего сделать альт.

Человек, работающий на Вашей станции, наверное, должен совмещать в себе и спортсмена и радиоведущего. Кем Вы себя ощущаете в большей степени?

В спорте, конечно, надо разбираться. Но радийные, журналистские навыки все-таки первичнее. В любом деле важен профессионализм и талант. Только при их соединении можно достичь заметного результата.

А каким видом спорта занимались?

Лень – двигатель прогресса. Когда я поступил в институт, мне страшно не хотелось заниматься общей физической подготовкой. Мне попалось на глаза объявление «Студенты, которые посещают секцию, от ОФП освобождаются». Я подошел к списку секций и стал читать. Дзюдо – не стоит, будут больно ронять, бокс – по такому длинному носу достаточно один раз ударить… И вдруг - можно заниматься стрельбой. Лежа! В тире! Где тихо, тепло, дождь не льет. Да и к тому же бегать не надо. Я и занимался - 4 года. Потом был футбол, я до сих пор в него играю. Еще очень люблю биллиард, играю в большой и настольный теннис, обожаю бадминтон. Спорта, в общем, в жизни хватает.

А не хотелось сделать свою авторскую программу об одном из видов спорта, которым увлекались?

Нет, таких мыслей не возникало. Но раз мы уж заговорили об авторских программах, то выходит моя авторская программа (совместно с Игорем Кирсановым) - о наших любимых, наших дорогих и, как правило, единственных… об автомобилях. Мы не просто говорим о них: «А сейчас внимательно записывайте. Автомобили бывают следующих марок, типы кузовов отличаются по таким-то показателям», мы рассказываем что-то интересное, живое. Нам звонят и спрашивают, как починить то или это. Стоит ли менять такую-то деталь. Как вести себя с гаишником. И так далее. Если вдруг человек остановился на дороге и не может завестись, он может позвонить нам, и мы попробуем реанимировать его автомобиль. Где страховать, какой маршрут лучше использовать, каким бензином заправлять и где – мы будем отвечать практически на все автомобильные вопросы.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что Вы из спортивной станции постепенно преобразовываетесь в мужскую.

Мы делаем это сознательно. У нас уникальная аудитория: 80% нашей аудитории - мужчины. Не 40%, даже не 60%. Именно поэтому сейчас мы делаем все, чтобы обеспечить мужскую аудиторию всей необходимой для нее информацией. Если бы мы узнали, что нас слушает 80% женщин, мы бы обсуждали выкройки из журналов мод.

Кстати, о женщинах… В России, как мне кажется, «болеть» считается сугубо мужской прерогативой, как и двигать мебель, ловить рыбу, забивать гвозди. Вам никогда не хотелось попробовать изменить это мнение и заставить женщину по-настоящему фанатеть от спорта?

О женщинах, конечно, всегда кстати. Но заставлять фанатеть никогда никого не хотелось.Заставить болеть, сопереживать. Это – другое дело. Хотелось, конечно. Но эта задача приблизительно такого же уровня сложности, как и задача привлечь мужчин на курсы кройки и шитья. Наших женщин привлечь к спорту вообще очень тяжело. Хотя, если брать те самые 20% нашей аудитории, то они дадут фору всем 80% мужчин. Женщины очень активно следят за событиями, они звонят, спорят. Иногда с утра пейджер атакуют вопросы от прекрасной половины человечества: «Почему ничего не говорите о «Формуле-1»? Я сижу, жду, а вы молчите». Кстати, моя мама – очень активный болельщик формульных автогонок.

На самом деле, на нашей радиостанции нет никакой дискриминации по половому признаку. Почему мы должны делать что-то специально для женщин? Мы делаем программы для всех, кто любит спорт, и пытаемся всех заразить бациллой спорта, здесь не должно быть специального разделения. Мы делаем программы для всех, кто способен принимать спорт, будь то мужчина или женщина, школьник или взрослый человек. Обычный звонок в студию: «Срочно сообщите, что там вчера произошло, а то я убегаю в школу».

Ваш прогноз, как программного директора единственной в России спортивной станции, кто выйдет в финал Лиги чемпионов, каким будет счет, и кто в результате победит?

Никогда не делал прогнозы и делать не буду, потому что это очень опасная процедура, особенно в связи с появлением тотализаторов. Я в прошлом году в начале чемпионата «Формулы-1» неудачно сделал прогноз, что наперекор всему Шумахер станет чемпионом. После этого меня сильно ругали, спрашивали, зачем я это сделал. А потом, когда Шумахер действительно стал чемпионом, все решили, что мы об этом договорились с ним у меня на даче, за шашлыком. Но я не виноват, в том, что он победил, и не хочу быть виноватым в том, что кто-то проиграет.

© 2001, OnAir.ru. Татьяна Ломакина.






432 ONAIR.RU Прислать свою новость!





OnAir.ru

При полном или частичном использовании материалов активная индексируемая ссылка на сайт OnAir.Ru обязательна! Портал работает на PortalBuilder2 R5 HP.Свидетельство на товарный знак №264601, №264991 Российское агентство по патентам и товарным знакам.

Условия использования - Политика конфиденциальности - О защите персональных данных - О защите персональных данных - Публикационная этика

Мобильная версия сайта