Владимир Бажин. Директор спец-проектов радио "Хит FM"
Владимир Бажин. Директор спец-проектов радио "Хит FM"
OnAir.ru: Прежде, чем прийти на радио, Вы освоили рок-сцену. А как Вы попали в шоу-бизнес?
Владимир Бажин: А я с детства был артистичным ребенком. Классе в пятом впервые услышал Beatles, и мне, конечно, "крышу" снесло. Потом Deep Purple, Uriah Heep, Led Zeppelin - и понеслось. Естественно, я сразу же научился играть на гитаре, начал петь, через месяц у меня уже была группа, и, хотя играть мы особо не умели, но зато делали это с удовольствием - в школе, на танцах. Потом была армия, где, под конец службы я с собранной группой разъезжал по округу с концертами - лучше же с гитарой ездить, чем с автоматом стоять.
Правда, после армии я с музыкой на какое-то время завязал, поскольку для меня пути на эстраду не было. Я приходил на прослушивания и начинал изображать из себя Яна Гиллана, да к тому же на английском - мне сразу же говорили: "Нам такой пень не нужен". Я плюнул и пошел учиться в институт нефти и газа им. Губкина, делать-то всё равно было нечего. Году в 82-м поиграл в одной андеграундной группе, которая стремительно развалилась, и из оставшегося состава я создал "Нюанс". Наш первый альбом назывался "Комета Галлея" - я прочитал о ней в газете и подумал: "О, идея!". Тут же накатал песняк. Сочинял я быстро - песен по пять в неделю, репетировали мы раз в неделю часов по 12, а потом слушали, отбрасывали "мусор". В рок-лаборатории мы на первом же концерте произвели фурор, нам даже сказали, что мы играем в духе Френка Заппы, потому что мешанина была жуткая. Но нам было всё равно. Мы ловили кайф от того, что просто играем.
Но вскоре я понял, что мне надо двигаться дальше, а молодёжь ещё может порезвиться. Я ушёл и спустя некоторое время собрал новую группу - "Тяжёлый день". Где-то за месяц сделали программу, отыграли первое выступление - и сразу успех. На этот раз мы играли уже конкретно тяжёлый рок, но и это мне года через четыре надоело, и я ушел. Тут же Валерий Гаина из "Круиза" пригласил меня в свой сольный проект "Гейн" вокалистом. Мы где-то за полгода сделали программу и, благодаря Борису Зосимову, у которого были свои выходы на американский шоу-бизнес, поехали записываться в Америку. За 2 месяца мы сделали альбом, который там не имел, конечно, никакого успеха, но мне было интересно просто посмотреть Америку, как там люди работают. Мы записывались в Нэшвилле, в 3-ей студии города по своему рангу. Нэшвилл, как известно, столица кантри-музыки, хотя и там есть металлисты. Но для американцев "хард-рок" - это попса, хотя многие команды играют очень прилично. Когда я им рассказывал, что я из группы "Тяжёлый день", и мы продали 2 миллиона виниловых пластинок, то на меня смотрели просто как на Bon Jovi: "Да это безумие! Да, вы миллионеры!" Ага. Я за эти два миллиона получил рублей 800 авторских, хотя 50% репертуара были мои.
Вернулся я в Россию, а ничего нет - ни работы, ни денег. И тут очень кстати Миша Борзин, который как-то приходил к Гаине брать интервью и даже замутил с ним программу о рок-музыке на радиостанции "Юность", позвал в эту программу меня - Гаина ведь остался в Америке, и потом, у него были проблемы с литературным русским языком, он же молдаванин. Так родился "Рок-наряд".
Я сразу предложил концепцию программы с двумя контрастными персонажами - добрым и злым. Я, естественно, злой, с рычащим голосом, такой крутой металюга, а Миша - белый и пушистый. Программа шла очень успешно, контрасты всегда выгодно смотрятся. Борзин в то время работал еще у Вани Демидова в "МузОбозе". Как-то прибегает Мишка ко мне и говорит: "Слушай, Ваня предложил мне делать телевизионную программу и дал 50 минут эфира, так как у них там дырка. Будешь со мной её делать?". Я согласился, тем более что придумывать ничего не надо было - ведь уже были наши контрастные роли, ну, я ещё придумал персонаж "БабулькА" - смешную старушку-уборщицу - и поставил сценические движения. После первого же выпуска "Хит-конвейера" мы проснулись звездами - ведь альтернативы нам не было и такого наше телевидение ещё не видело. А на праздновании первого дня рождения ВИДа в 91-ом году в "Олимпийском" мы просто купались в лучах славы. Кого мы только ни изображали в этой программе - и индейцев, и дембелей, и т.д. В итоге мы сделали 7 программ с моим участием, а потом мы с Мишкой разругались, и я ушёл. Кстати, мы с ним уже давно помирились, часто встречаемся в бане и вспоминаем, какими были дураками.
Где-то в это же время на радио "Юность" я стал делать программу "Марш-бросок", где один изображал 3 роли - ведущего, дядю Стёбу (от слов "стёб, стебать") и БабулькА. Большую часть времени Бабулёк и дядя Стёба разговаривали, вернее, "гнали пургу", а между ними ведущий обычным голосом читал новости и другую информацию. И всё это было в стихах, я к тому времени уже "чокнулся" на стихотворстве. Правда, рифма у меня довольно относительная - я фанат Маяковского, а иногда её (рифмы) вообще нет, но всё равно это стихи, в них есть своеобразная ритмика, а главное смысл.
И все это Вы делали сами?
Естественно, а кто же это ещё бы делал? Первые программы я сочинял часа по 4, а потом уже чуть ли не в прямом эфире стал всё делать, заранее только новости подготавливал да письма отбирал. Одновременно я продолжал выпускать "Рок-наряд" (уже без Миши Борзина, который полностью ушёл на телевидение). Программа была довольно простая - ведущий, информация, письма, но с ломовым драйвом. То есть в "Марш-броске" я отрывался полностью по-актёрски, а в "Рок-наряде" всё было чинно и ураганно-спокойно. Ещё у меня была интервьюшная программа "Курилка-Дурилка, Здоровья Вампирка", это когда ко мне приходили гости. Кстати, частым гостем у меня тогда был Кирилл Немоляев (группы "Карданный вал", "Бони НеМ"), который, ещё будучи тринадцатилетним мальчиком, с бабушкой ходил на концерты моего "Тяжёлого дня". Вообще на "Юности" у меня была масса программ - я там всё пробовал. Как возникнет какая-то идея - я иду к начальству, а оно мне даёт добро. Ещё я на "Надежде" работал какое-то время, делал детскую и музыкальную программы. А ещё одну я готовил с Аней Масловой (потом она довольно долго работала на "Русском Радио"). Ей тогда лет 18 было, она только что пришла из школы. Программа называлась "Коммуналка" - я опять изображал Бабулька, а Аня была за внучку, я её звал Анютой. Новости я подавал в виде сказок, а о группах рассказывал в виде притч, и всё это будто бы происходило в коммуналке, поэтому иногда появлялись соседи, гости, профессора, которых тоже изображал я. Внучка же время от времени предлагала включить радио, которое называлось "Радио Кокосы", на котором был просто отрыв полный, абсолютно безумные персонажи. То есть получалась матрёшка: программа на радио, а у неё внутри - ещё одно радио. Сейчас вспоминаю - как мы отрывались, делая эти программы! - и понимаю: вот где был творческий ураган, это было действительно творчество. Работали по выходным. Я тогда был просто маньяком работы…
А сейчас нет?
Сейчас я выступаю несколько в ином амплуа. Тогда-то я был просто изготовителем программ и их воплотителем. Платили-то мало, вот и метался, "Фигаро здесь - Фигаро там". Да, кстати, я ещё на "Роксе" работал…
Проще, наверное, перечислить, где Вы не работали.
Я был знатным "многостаночником". На "Роксе" меня, правда, узнать было невозможно. Там была программа "Памидор", а в ней - мультяшный персонаж, за которого я и говорил, и с помощью специального прибора голос становился мультяшным. Пурга смешная ещё та была!
Кроме того, я ещё с моим приятелем Сергеем Кастальским, известным рок-журналистом, делал программу "Рок-Цивилизация". Я договорился с начальством на "Надежде", так как на "Юности" уже больше не мог - я и так там делал 6 программ одновременно, перекрывал чуть ли не пол-эфира. После выпусков "Рок-Цивилизации" нам звонили и говорили: "Наконец-то у нас появилась настоящая рок-программа, и ведут её люди, которые знают в этом толк, они просто ходячие энциклопедии…". А Сергей Кастальский такой и есть - знает всё, ну или почти всё, о каких-то группах он знает даже, например, что их участники ели на обед.
Почему сейчас нет практически никаких рок-программ?
Сейчас это нерентабельно, так как ситуация на рынке изменилась. Рейтинг у подобных программ невысокий, спонсора найти трудно. А бесплатно работать дураков уже почти нет. Обычно бесплатную работу делают молодые, которым хочется засветиться. Их плюс - это молодость, но большой минус в том, что мозги пустые. Нужно какое-то время потратить, чтобы туда достаточно загрузить.
Кроме того, наше поколение (хотя это и звучит как-то по-стариковски) не имело ни Интернета, ни MTV, у нас смотреть особо нечего не было, и поэтому люди занимались самообразованием, что-то искали, а сейчас всё разжевывают - наливай да пей, поэтому почти вся молодёжь сейчас - общество потребителей. Конечно, есть ещё гении и таланты, но их надо выруливать. Сейчас молодёжь воспитывается на прагматизме, мы же были воспитаны на альтруизме, я, например, считал, что всё должно делаться на энтузиазме.
Как Вы попали на "Biz Enterprises"?
C Борисом Зосимовым я знаком с рок-фестиваля "Интер-Шанс-88", где выступал с группой "Тяжёлый день". После выступления он подошёл ко мне, познакомился и предложил поработать "под его крылом" в одной программе с "Землянами". "А сколько концертов?" - спросил я. "60 в месяц". Я говорю: "Нет, не потяну. Я могу только 5 в месяц". Мы же тогда только живьём играли, не "под фанеру", поэтому после концерта я был просто трупом, к тому же каждый концерт сопровождался акробатикой - шпагатами, кувырками, прыжками и плюс диким ором, так что глотка тоже уставала. Так что тогда я от сотрудничества отказался, но время от времени заходил к нему - поздороваться, поболтать, и меня периодически привлекали к разным проектам. Например, была у Бориса на "2х2" программа "Зелёный коридор", я же сделал свою - "Зелёный коридор плюс". Кстати, одна ведущая как-то её объявила: "А сейчас в эфире программа "Зелёный коридор Блюз", я тогда долго хохотал. Программа делалась по принципу "Хит-конвейера", там были и персонажи, и новости, и клипы.
Когда появился "Полиграм", я делал рекламные ролики, стал, так сказать, его фирменным голосом. Кстати, это я для рекламы первого альбома Влада Сташевского придумал рекламную фразу - "музыка в стиле евро-поп". Композитором у Сташевского был Владимир Матецкий, с которым я тогда был не близко знаком. Спустя какое-то время мы с ним случайно встретились в одной студии, он мне начал рассказывать о недавно вышедшем альбоме Сташевского и страшно возмущался: "И кто это делал рекламный текст? Ну надо же такое придумать - "евро-поп", что за бред такой! Посмотреть бы на этого человека". А я стою рядом, внутри хохочу, но не сознаюсь.
Вы так и не сознались?
Нет. И хотя сейчас мы с ним в приятельских отношениях, я ему до сих пор не рассказал. Сейчас-то ему, конечно, будет смешно.
Раз уж речь зашла об исполнителях: Вы же сами некоторое время назад выступили с сольным проектом, а на песню "Барон фон дер Пшик" был снят клип.
Да, осенью 95-ого года я сделал сольный проект. У меня накопились какие-то песни - я ведь время от времени брал в руки гитару. Потом появилось ощущение, что их надо записать, потому что эти песни всё время вертятся в голове, действуют на мозги - просто "крыша" начинает ехать. И к тому времени я устал немного от радио, от телевидения - ведь все приедается, хочется чего-то нового. Так что я зашёл на "Полиграм", записал демонстрационку, а потом принёс пару песен Зосимову. В итоге - альбом "Крути педали".
А сейчас спеть не хочется? Не накопился материал?
Хочется, конечно, и материала накопилась уже куча. Но пока денег не дают, а своих нет. Но ничего, что-нибудь придумаем.
Ваша должность раньше называлась "программный директор". Вы даже в 98-ом году получили премию Попова как лучший программный директор. Почему теперь Вы - директор по спец-проектам? Есть ли существенная разница между этими двумя должностями?
Разница в том, что теперь я к плей-листу не имею никакого отношения и занимаюсь только спец-акциями. Когда мы только появились, то кому-то надо было заниматься абсолютно всем, потому что ничего ещё не было, кроме названия и некоторой аппаратуры. Я наделал всяческих джинглов, придумал несколько акций, вроде "Хит-FM на колёсах". Аналогичная программа уже была, но ведь ничего нового нет, на каждой станции в основном программы одни и те же - везде разыгрывают деньги, призы, ведут программы по заявкам, отличаются друг от друга только названиями и некоторыми нюансами. На "Радио 101" (я ещё и там работал ночным ди-джеем) была программа "Формула-101". А потом эта "Формула" перекочевала на "Русское Радио" и называлась уже "Русская Формула". И мы на "Хит-FM" тоже сделали подобную программу, но немного по другому принципу. Если на "Русском Радио" и "Радио 101" ди-джеи куда-нибудь приезжали и говорили в эфир, где они стоят, то у нас сначала люди должны были наклеить на свои машины наклейки-стикеры, а потом уже мы выезжали на своей машине и искали первого встречного с нашим стикером. Позже эту фишку тоже кто-то взял на вооружение.
Потом мы решили выпускать диски с хитами, я придумал название "Стопудовый Хит". Всем понравилось - и понеслось.
Ещё премия у вас есть с таким названием…
Когда у нас родилась идея вручать какие-нибудь премии, "Стопудовый Хит" уже был, я и предложил, что надо вручать Гирю. Сначала мы задумывали эту церемонию как полустёб, а потом она вылилась в пафосную церемонию. Мы немного хотели у "Серебряной калоши" лавров забрать, нам нравилось, как там всех обстёбывают. Но люди восприняли это по-другому, видимо, мы так аккуратно, гладко весь стёб описывали, что никто его не понял. Поэтому сейчас у нас всё серьёзно.
А как прошла четвертая церемония? Сюрпризы были?
Самый большой сюрприз нам преподнёс Филипп Киркоров. Во время исполнения песни он "пошёл в народ", что вызвало легкий ажиотаж, переходящий местами в свалку. Причем двинулся он к режиссерскому пульту, и народ, сметая охрану, пытался прорваться и затоптать все провода на фиг. К счастью, супер-стар просёк ситуацию и вернулся на сцену - пульт и звукорежиссеры были спасены.
Главным отличием этой церемонии от предыдущих было то, что, во-первых, она проходила в Кремле, а не в "России", ну и, что отрадно, практически все артисты прониклись важностью события и за несколько дней до дня Х приехали, чтобы всё обсудить и все проблемы обговорить. В итоге не было бардака и форс-мажоров, а это, я вам скажу, просто кайф. И иностранцы тоже начинают въезжать, присылают своих журналистов, снимают сюжеты, хвалятся потом у себя на исторической родине.
Вы уже давно работаете на радио, а какие качества, по-вашему, важны в работе ди-джея?
Во-первых, ди-джей должен быть рождён артистом.
А ди-джей - это артист?
Естественно, а как же иначе? Просто у него несколько ограниченное амплуа по сравнению, например, с театральными артистами. Ди-джей-артист - это, конечно, идеальный вариант. В принципе же, любой может стать ди-джеем, если у него есть чуть-чуть мозгов, если у него склонность к гуманитарным наукам, то есть если он дружит с русским языком, литературой, причём чем больше читал, тем лучше - ведь надо очень быстро находить ассоциации, быстренько вспоминать какие-нибудь цитаты. Хотя сейчас ди-джеи все в основном молодые, а молодёжь мало читает…
У Вас, наверное, ляпов в эфире никогда и не было, потому что Вы всегда могли их обыграть.
Ляпы были, но я, естественно, их обыгрывал. Ляп в эфире - это нормально, надо просто уметь выкрутиться. Когда сидишь в прямом эфире, то в крови - повышенное содержание адреналина, и ты в таком состоянии, ну, как на сцене. Любая неожиданность, эмоциональный всплеск в эфире всегда воспринимается слушателями "на ура".
Чем Вы занимаетесь в свободное время, если такое выдаётся? Или Вы всё время работаете?
Свободного времени, конечно, мало, но оно есть. Я хожу в баню, занимаюсь физкультурой, сочиняю, люблю с компьютером подурачится.
Вы не курите, теперь не пьёте - у Вас вообще нет вредных привычек? Или какие-то маленькие слабости всё же есть?
Я сладкое люблю. А так действительно не курю, наркотиков ярый противник, не пью: раньше жестоко бухал, но сейчас завязал. Я недавно нашёл свои фотки полугодичной, годичной давности, когда я сильно "зашибал": такая пьяная рожа - отвратительно, гадость просто. Другое дело - сейчас: встал, зарядочку сделал и как молодой.
Вы перепробовали столько профессий. Осталось ли хоть что-нибудь, чего Вы ещё не пробовали, а хотелось бы?
Хотелось бы в кино сняться. У меня уже были предложения, правда, пока не конкретные. Мне хочется либо в комедии поучаствовать, либо сыграть какого-нибудь отрицательного гада. Мне и грим не нужен - я такую рожу сделаю, любой испугается. Мне уже говорили специалисты, что я фактурный. Так что кино - это ещё не пройденный этап. Да я бы и сам мог фильм снять, только спонсор нужен.
© 2001, OnAir.ru. Марина Стамбровская.
496 ONAIR