Николай Кендзиор. Программный директор "Радио-1"
Николай Кендзиор. Программный директор "Радио-1"
OnAir.ru: Как кандидат в мастера спорта по пятиборью оказался в радиобизнесе?
Николай Кендзиор: Началась эта история давно. В детстве я постоянно слушал радио - я знал почти всех дикторов и авторов по голосам, улавливал манеру подачи. Радио для меня было чем-то тайным и недостижимым. И, если бы не спорт, я, может быть, вообще не оказался бы на радио. Помог случай. В 1995 сложно было найти работу, связанную со спортом. Однажды, знакомясь с "творчеством" новых станций, я наткнулся на спортивный блок на "Авторадио", прослушал выпуск - один, другой, третий - и понял, что новости там читает человек, который ничего в спорте в принципе не понимает. Ну, и я, будучи на тот момент безработным, позвонил на "Авторадио" – чем черт не шутит: "Вы знаете, я рядовой слушатель, и, может быть, не имею права давать вам советы. Но то, как у вас читают новости спорта, - это же никуда не годится! Я могу сделать это лучше". На тот момент я не имел ни малейшего представления о том, как работает радио. Меня послушали, сказали, что у меня неплохо получается, и предложили готовить новости спорта. Первый свой выпуск я делал очень долго, поскольку был не очень продвинутым пользователем, да и об информационной ленте не имел ни малейшего представления. Каким-то образом я все-таки собрал выпуск, но, когда поставил точку, компьютер дал какой-то сбой, и мой выпуск полетел к чертям. Слава богу, тогда мне хотя бы не нужно было идти на эфир.
А как дела обстояли с постановкой голоса? Ведь в спорте не обучают "искусству звучащей речи"...
Сначала я в эфире не работал, тогда выпуски новостей читали дикторы. А потом настало время, когда должности редакторов и дикторов стали совмещать, и мне пришлось сесть к микрофону. Когда у меня был первый эфир, язык мой безнадежно прилип к нёбу, я не помню даже, как отчитал новости. Но мне это дело жутко нравилось, со временем я стал не только готовить новости и читать их в эфире, но и бегать по пресс-конференциям, заниматься репортерской работой. Даже когда я на какое-то время уехал в Эстонию, первое, что я сделал, прибыв на место, - пошел устраиваться работать на местную радиостанцию.
В результате ты пришел на "Радио-1"?
На "Авторадио" я работал вместе с главным редактором Дианой Иосифовной Берлин. Она отвечала за содержательную часть эфира, работала с ведущими, и, конечно, именно она познакомила меня с радио. Наше сотрудничество продолжилось и после работы на "Авторадио". Когда я вернулся из Таллинна, Диана Иосифовна мне позвонила и сказала: "Коля, не хотел бы ты вернуться на радио?" Это было как раз "Радио-1" - на тот момент уже негосударственная станция. Ну, и я, разумеется, вернулся. Я занимался исключительно спортом, с радио происходили какие-то масштабные изменения, станция несколько раз меняла своего покровителя, менялось все, кроме спортивных программ – поэтому я, не изменяя себе, оставался спортивным обозревателем.
А почему ты сразу не отправился на "профильные" станции - "Радио-Спорт" или "Спорт-ФМ"?
Трудно сказать. Наверное, потому, что меня целиком и полностью устраивало "Радио-1". Мне нравилось то, что я делал на этой станции, уходить куда-то не хотелось, тем более, что мне отчасти хотелось сделать спорт, спортивные программы и обозрения сильной стороной станции, ее коньком. Конечно, и "Радио-Спорт", и позже "Спорт-ФМ" я слушал очень внимательно, мне было интересно, как коллеги оценивали те или иные спортивные события.
Что за история произошла в стенах "Радио-1", в результате которой Диана Иосифовна покинула станцию, а ты стал программным директором?
Я не могу в деталях определить ситуацию по той простой причине, что не был участником этих событий. На тот момент я был рядовым работником, и меня не посвящали в конфликты руководящего состава. Могу сказать следующее. Диана Иосифовна приняла решение покинуть станцию, рассчитывая на то, что станцию вместе с ней, главным редактором, покинем и мы, подчиненные. И многие ее поддержали, но многие и остались. Что касается меня, то я решил, что буду работать здесь. Я взвесил все "за" и "против" и принял, как сейчас понимаю, правильное решение. Мы сделали станцию заново и, по-моему, у нас это получилось, хотя сложностей было много. Были люди, которые говорили, что прежнего "Радио-1" уже нет, что на старейшей станции остались люди с улицы, а у профессионалов хватило ума вовремя уйти. Мне, по большому счету, все равно, кто и почему это говорил. Но, как бы то ни было, на данный момент станция развивается и растет. Если бы тогда ушли мы все, то станцию "Радио-1" на тот момент можно было бы похоронить, потому что пришли бы действительно люди с улицы. Мы же станцию сохранили, мы не сделали ее хуже, мы, возможно, сделали ее лучше, судить не нам.
Главное, что мы четко понимаем, какое качество программ должно быть в эфире. У нас нет пошлости, нет переливающейся дешевки. Прости за исключительную скромность, но мне кажется, наша станция работает отчасти по принципу ВВС – мы сидим на заборе и видим, как дерутся кошка с собакой, и рассказываем, как они выясняют отношения, как кошка фыркнула на собаку, как собака укусила кошку, как пришел сторож и все это дело разогнал, мы рассказываем, что происходит, не поддерживая ни кошку, ни собаку, не становясь на сторону сторожа. Потом мы можем поинтересоваться у кошки, какая сволочь эта собака, мы спросим у собаки, насколько опасна кошка, и спросим у сторожа, что он думает по поводу всей этой заварухи. Решение же пусть принимает сам слушатель. Я думаю, что радио должно быть таким. Наш стержень состоит из нескольких компонентов: первое – объективность, второе – разносторонность, третье – мы не истина в последней инстанции, мы не даем советов, как жить.
Сегодня все говорят об исключительных преимуществах ФМ перед УКВ. Можешь ли ты, как программный директор УКВ-станции, выделить несколько "достоинств" диапазона, на котором вещает "Радио-1"?
Наверное, нет разницы между УКВ и ФМ, есть разница в том, что ты преподносишь людям. Когда у нас был железный занавес и времена застоя, люди при наличии хорошо звучащего УКВ-диапазона слушали коротковолновые станции, которые "глушили", жуткие по качеству сигнала, еле слышные. Получается, что людям все равно, какой диапазон слушать, важно, чтобы это удовлетворяло их потребности. Подведем итог: радио – это сфера услуг. Если услуга востребована, то её найдут где угодно, еще и знакомым посоветуют!
Идем дальше. Кто сказал, что ФМ-станции – это стеб, манерные ди-джеи, джинглы определенного посыла, программы определенной информационной насыщенности и так далее? У нас привыкли к тому, что ФМ-станция – это музыка. Но кто сказал, что, если на ФМ-станции пускать шедевры мировой литературы в исполнении известных актеров, это не станут слушать? Почему бы не послушать Табакова, который читает "Мастера и Маргариту" в хорошем качестве, в прекрасном исполнении? Уверяю вас, будут слушать, записывать, да еще и детей рядом посадят!
Теория теорией, а на практике - если "Радио-1" получит-таки ФМ-частоту, вы будете продолжать литературные чтения или все-таки не рискнете?
Ага, я сейчас тут расскажу тебе на популярном сайте, что мы будем делать, а завтра конкурентов догонять!? Не скажу! Конечно, планы и, что самое главное, возможности и желание у нас есть. Мы будем делом отстаивать нашу правоту.
К разговору об информационных станциях - насколько я знаю, сейчас радиостанция все больше и больше склоняется к информационному формату...
Да, действительно, сейчас "Радио-1" немного изменяет свой формат. В обновленном эфире мы планируем ввести круглосуточное информационное вещание, шаг (временной промежуток между новостными блоками) будет меняться в зависимости от времени суток и дней недели. Мы увеличиваем нашу информационную службу, набираем корреспондентов, мобильную репортерскую группу. Кроме того, мы сейчас связываемся с региональными корреспондентами, потому что подавляющая часть важных событий происходит в регионах, и потому очень важно быть в курсе и иметь достоверную и эксклюзивную информацию о происходящем.
Помимо всего прочего, сейчас у нас полным ходом идет раскрутка проекта "Радио пресс-центр". Это наше ноу-хау и наш копирайт. Мы приглашаем в студию гостей, журналистов различных информационных изданий и подключаем к эфиру радиослушателей, дабы все они могли активно подискутировать на заданную тему. Для нас это компетентное мнение экспертов, для журналистов это пресс-конференция на важные социально значимые вопросы с возможностью поучаствовать в дискуссии, для слушателей – исчерпывающий ответ на вопросы. События, которые происходили в "Радио пресс-центре", показали, что такая форма ведения дискуссии интересна, она будет жить, возможно, она будет изменяться, но я думаю, что это долгоиграющий проект.
На "Радио-1" ты продолжаешь отвечать за спорт, занимаешься программным директорством, ведешь другие информационные программы. Что делаешь с удовольствием, а что – по долгу службы?
Если говорить об эфире и административных функциях, то на эту тему существует два противоположных мнения. Одни считают, что программный директор не должен сидеть в эфире, потому что дел у него по горло, он должен программировать станцию, определять основные направления ее деятельности и т.д. Другая точка зрения – он должен сидеть в эфире, потому что, если он оторвется от эфира, он вообще потеряет нить, которая связывает его с людьми, работающими на станции. Наверное, в эфире программному директору находиться нужно. Радиоэфир – это то же, что водить машину или учить язык. Нужно все время поддерживать себя в тонусе, иначе забудешь, как это делается. Мне кажется, надо совмещать административные обязанности и эфир хотя бы для того, чтобы быть в форме, чтобы знать, чем живут твои ведущие, чтобы быть в курсе всех событий, которые проходят через эфир, все-таки ты – программный директор. Есть люди, которым нужно быть в эфире ради честолюбия, я не такой. Для меня это иногда похоже на некий отдых от бумаг, от административных дел. Всем известно, что самый лучший отдых – это активный отдых, вот считай, что работа в эфире – это мой активный отдых от программного директорства, а работа программного директора – это мой активный отдых от ведения эфира.
© 2002, OnAir.ru. Татьяна Ломакина.
544 ONAIR