Сергей Корзун. Главный редактор радио "Новости On Line"
Сергей Корзун. Главный редактор радио "Новости On Line".
OnAir.ru: Ещё до Вашего прихода на "Новостях On-Line" делались попытки построить вещание по принципу фаст-фуд. Расскажите, в чем было Ваше новаторство? Была ли это чисто технологическая революция?
Сергей Корзун: Пожалуй, да - технологическая. Дело в том, что мы не закрываем никаких возможностей для развития в дальнейшем. Сама по себе идея фаст-фуда может быть реализована как угодно. Например, музыкальное радио - это и есть фаст-фуд. Песни длительностью максимум 4 минуты – это уже продукт, готовый к употреблению. А моя идея заключалась в том, чтобы ввести в русло того же самого формата программы разговорные, для того чтобы они потреблялись так же легко, как музыкальные клипы.
Разговорные или информационные?
Какие угодно, потому что вещательной станции всё равно, что длится 2,5 минуты – музыка, комплект новостей, комментарий, или фрагмент беседы с гостем.
Почему я говорю, что мы не создали тупиков? Потому что мы не закрыли возможность выйти в прямой эфир, она осталась. Поэтому теперь, на автоматической вещательной системе, перестроив её, мы можем делать любое радио, которое будет нужно. И чисто разговорное, и чисто музыкальное, а можно смешать музыку и информацию в любой пропорции.
Почему я говорю что это - новое? Длинную беседу с гостем прервать даже новостями проблематично, а уж чем-то другим - совершенно невозможно. Общение со слушателями, заведенное на долгое время – то же самое. Если в едином выпуске новостей идёт московская погода, то, значит, в любом другом городе этот выпуск тоже никак не разделить без монтажа. А мы ни одну из этих возможностей не отрезаем.
Теперь к творческой части проекта. Пока реализована только одна его часть – это программа в Москве, и эта часть является главной, потому что это, помимо всего прочего, ещё и экономически обосновано. Имеет смысл создавать радиобизнес именно в Москве, потому что он вполне окупаем – в Москве ходит до 80% всех финансовых ресурсов страны, здесь же наиболее обеспеченная радиоаудитория, и за счет рекламы можно покрывать затраты по созданию программ. И если бы эта радиостанция была запущена в маленьком городе, она вряд ли могла бы существовать без подкармливания. Здесь она может быть самоокупаемой.
То есть в будущем основные региональные покупатели этого продукта - это крупные города?
Можно было бы сказать – да, если бы не одно но. Если бы мы брали, как это делают другие, всю нашу программу и передавали её в другой город целиком, то там люди получали бы со спутника неразъятый на части сигнал. Из него надо было бы вырезать московскую погоду, московские пробки и т.д. Неудобно.
Сегодня мы приняли – впервые это говорю, кстати – принципиально важное решение: сделать особую федеральную программу на базе программы "Новости On-Line". Т.е. то, что мы будем поставлять в регионы, будет отличаться от московской программы. Собрана она будет из тех же самых элементов, из которых сделана московская программа, за вычетом чисто московской информации, которая часто выступает раздражающим фактором. И вот в эту-то новую программу, которую мы будем ретранслировать на регионы, местные редакции смогут включать свои новости и дополнительные программы... Это огромные возможности для региональных вещателей: мы можем продавать выпуски новостей и даже отдельные новости из этих выпусков. Как именно им будет доставляться этот материал – на кассетах, дисках, мини-дисках либо через интернет – это уже не имеет значения.
Какое время потребуется, чтобы воплотить это решение в жизнь?
На этот вопрос более точно может ответить генеральный директор, но, по моей информации, выход на спутниковое вещание с новой программой будет осуществлен до конца этого года.
Возвращаясь к технологии. При всех преимуществах спродюсированного эфира Вы считаете важным, что остается возможность прямых включений. В каких же случаях это оправдано – вещать в реальном времени?
Первое, что приходит на ум - это спортивные матчи в прямом эфире. Понятно, что спродюсировать новости об окончании первого тайма или о текущем счете матча – это есть большой риск недоследить и повторить новость, когда матч уже закончен. Так что конечно, включения, когда что-то происходит здесь и сейчас, и масса слушателей об этом знают здесь и сейчас. Второе, что оправдывает прямой эфир – это непосредственный контакт со слушателем в виде викторин и розыгрышей призов...
Что касается последней возможности. Останутся ли в дальнейшем игры со слушателями, интерактива станет меньше или больше?
Это будет зависеть от того, что будет востребовано слушателем. В этом смысле мы готовы плясать под его дудку. На самом деле, в Москве очень много радиостанций предлагают интерактивную форму общения, в том числе через конкурсы, и исследования показывают, что количество игр на радио уже превышает разумные рамки. Поэтому мы остановились на восьми ежедневных коротких включениях с розыгрышем призов в течение утреннего эфира, которые идут с 7 до 11, плюс одна большая подробная игра в выходные. Это минимум, с которого мы стартовали, но он же может оказаться и максимумом. Если исследования покажут, что для того, чтобы радио было более приятным, нужно больше интерактива, его будет больше. Если нет – значит, их останется столько же или будет меньше.
Казалось бы, радиостанция с такой концепцией может обойтись и вовсе без них...
Может, но это будет скучновато. Всё-таки игра – необходимый элемент человеческой жизни.
Продукт "Новостей On-Line" кардинально отличается от эфира "Эха Москвы", у истоков которого Вы стояли. Какова природа этого различия? Было ли это стремлением создать противоположность "Эха", уйти от подхода, который Вы считали ошибочным?
На каком-то этапе мне показалось, что "Эхо Москвы" начинает стареть, не слишком хорошо адаптировано под быстро меняющееся современное. Я попытался на посту генерального продюсера произвести какие-то изменения, но понял, что это невозможно, потому что "Эхо" – это вполне сложившаяся и самодостаточная структура, её не надо ломать, чтобы она не потеряла своего слушателя. Отсюда вполне естественный второй шаг – сделать некое другое радио. Эту возможность я сначала попытался реализовать в рамках существовавшего тогда холдинга "Медиа-Мост", это не удалось, потом пытался сделать это самостоятельно, и, наконец, нашел замечательную возможность сделать это в холдинге "Проф-Медиа". Так что это естественное развитие моего понимания радиовещания.
Такое количество новостей на одной волне, такая динамичная подача – востребовано ли это?
На этом сегменте рынка работает несколько радиостанций, причем наши конкуренты – это не только "Эхо Москвы" или "Маяк". Наши конкуренты – это, в том числе, и "Серебряный дождь", и "Наше радио" в каком-то смысле. Это те станции, которые делают разговорные гостевые проекты. В этом смысле успехи, которых достигают другие, свидетельствуют о том, что спрос на это есть. И мы пытаемся экспроприировать у тех, кого я назвал, и части тех кого я не назвал, аудиторию, которая больше заинтересована в разговорном, новостном содержании, чем в музыкальном. А как же по другому, мы же входим на этот рынок, и, чтобы выжить, волей-неволей должны у кого-то отнять слушателей. Но мы же не силой будем их отнимать. Мы будем делать хорошие программы...
Другое дело, что мы сильно адаптативны. То есть, если жесткая информация не будет пользоваться спросом на этом рынке, мы вполне можем перейти на мягкую информацию, а если выяснится, что вообще информацией мало кто интересуется, то, может быть, впоследствии это и музыкальный формат, но пока, на ближайшие несколько лет как минимум, стратегическая цель – это информационно-справочно-развлекательное радио.
Какова судьба музыки на этот период? Насколько она важна, кто её подбирает?
Она важна, но мы можем не гнаться за максимумом аудитории, которая, судя по всему, слушает отечественные поп-хиты. Мы можем себе позволить то, чего другие в эфире не делают – музыку, которую, строго говоря, серьёзной назвать сложно, но которая чуть сложнее, чем поп-музыка. Это музыка из мьюзиклов, джаз, вообще музыка мягкого звучания.
Сейчас за создание нового музыкального образа радиостанции "Новости On-Line" взялся Игорь Овруцкий, в своё время он работал музредактором, а впоследствии - гендиректором радио "Ностальжи". Я очень рад этому, и у нас есть свежий и достаточно пижонский проект – "Ночной музыкальный On-Line", который пока с 0 до 2 ночи, а потом, наверное, и на всю ночь предложит нашему слушателю музыку, которую на других волнах он редко когда услышит или не услышит вообще. Мы не боимся, что у этой музыки не будет массовой аудитории, потому что ночное время вообще некоммерческое. Наоборот, мы хотим, чтобы люди, которые мыслят музыкально неординарно, переключались на нас, потому что это хорошая подпорка в дальнейшем – может быть, они останутся и на дневное время.
Радио в целом сейчас всё больше автоматизируется, обезличивается, продолжительность программ уменьшается... И "Новости On-Line" сейчас – самый яркий пример всего перечисленного. Приветствуете ли Вы эти тенденции и собираетесь ли продвигать их?
Я к этому не отношусь лично ни хорошо, ни плохо. Есть такие тенденции, они действительно замечаются с ускорением ритма жизни, с тем что новости в том числе потребляются быстрее. Те же комбинаты общественного питания: сколько бы ни ругали эти точки, тем не менее многие молодые люди именно там и питаются, чтобы не терять время. Тенденция есть, но я не настолько глуп или велик, чтобы думать, что наша радиостанция в одиночестве может её формировать. Можно придумать всё, что угодно, но если это не будет востребовано аудиторией, значит, это пустые умствования. А если это востребовано, значит тенденция уже до нас сформировалась, мы просто её углядели. Мы в данном случае следуем вполне в русле тенденции, потому что жизнь человека состоит из двух частей – из части, где он спешит, и из части где он не спешит. Спешить во сне, например, нельзя, да и во многих ситуациях достаточно вредно. Но мы стараемся удовлетворять одну функцию человека – спешащую. Неспешную, наверное, удовлетворяют другие. Просто за всё хвататься невозможно.
© 2002, OnAir.ru.
501 ONAIR