#HOT! Победители Национальной Премии «Радиомания 2024»Владимир Познер: «Я думал, что смогу открыть тайну мозга»Владимир Познер: «Я думал, что смогу открыть тайну мозга» OnAir.ru | Избранное в Telegram
«Родная газета» продолжает традицию «чистых четвергов». Герои этой рубрики — люди, известные в самых разных областях — в политике, экономике, искусстве, спорте. Они приходят в редакцию и на самые острые вопросы журналистов отвечают прямо и откровенно. Точность передачи их мыслей гарантируется. Сегодня гость редакции — президент академии российского телевидения Владимир Познер. Превращение в «диванную картошку» - Владимир Владимирович, еще сравнительно недавно хотелось смотреть информационные программы на разных каналах, сопоставлять, делать собственные выводы. Сейчас во всех новостях одно и то же. Как вы прокомментируете эти изменения? - Это не так, точнее — не совсем так. На первых двух — федеральных каналах, действительно, информация и по тональности, и по ее подбору весьма сходна. А вот НТВ, по-моему, сохраняет некогда завоеванные позиции, у программы «Сегодня» в 22.00", скажем, есть свое лицо. Очень свежо и по-своему действует в этом направлении REN TV. Так что оценивать тут надо дифференцированно. Одно очевидно: там, где вмешивается власть, — там происходит нивелировка оригинальности, информация оказывается сходной, облики каналов теряют своеобразие. В целом же у нашего телевидения сегодня просматриваются две задачи: давать определенного рода информацию и, развлекая, отвлекать. При этом государственное телевидение полностью приобрело коммерческий характер. А потому и Первый канал, и «Россия» попадают в сильную зависимость от рекламы, а стоимость рекламы зависит от рейтинга, а рейтинг зависит от того, сколько народу смотрит. Значит, хочется привлечь максимальное количество зрителей. Отсюда этот соответствующий юмор, ставка на удовлетворение низменных инстинктов. Происходит превращение зрителя в то, что в Америке называют «диванной картошкой», то есть человек сидит на диване и просто всасывает предлагаемое ему, без всяких эмоциональных, а тем более интеллектуальных затрат и усилий. Идет дебилизация. Не могу сказать, что я часто согласен с тем, что говорит министр обороны Сергей Иванов, но, когда он говорил о дебилизации населения, я с ним был абсолютно согласен. Это чрезвычайно опасно. Дебилизированное население ведет себя неадекватно. Многие начинают это понимать — разговоры о необходимости так называемого «Общественного телевидения» не случайны. Не знаю, насколько у власти хватит политической воли. Надеюсь, что хватит. Ситуация с телевидением очень тяжелая. - Но по тому же пути, что вы только что описали, может пойти и общественное телевидение. - «Общественное телевидение» по определению таким быть не может. Это другое телевидение. Оно не заинтересовано в рекламе. Оно не ищет рейтингов. Опыт такого телевидения есть уже в 49 странах, есть в Америке, Англии, Германии. - На какой же сейчас стадии находится формирование «Общественного телевидения»? - На стадии разговоров и обсуждения. - Положа руку на сердце, вы всерьез верите, что «Общественное телевидение» в России возможно? - Не сомневаюсь в этом ни на минуту. Достаточно, чтобы Владимир Владимирович Путин сказал: «Это нам нужно». У нас же без указания первого лица ничто с места не сдвигается. - Когда обсуждаются подобного рода новые проекты, сразу встает вопрос об источниках финансирования. Как у нас это будет происходить не ясно, а что известно о зарубежном опыте? - В мире существует телевидение, живущее на абонентскую плату. В Англии, например, владелец одного телевизора платит за него в год 180 фунтов. Причем есть закон, по которому эти деньги поступают только на счет Би-би-си и больше никто ими распоряжаться не может. Мы при наших доходах населения этого себе позволить не можем. В США другая структура. Там примерно 15 процентов средств телевидение получает из государственного бюджета, 25 процентов — от зрителей, остальные — от крупных корпораций, которые финансируют тот или иной телевизионный проект. Есть еще канадская система. Там телевидение полностью финансируется из бюджета. И тоже есть закон, по которому власть не имеет права вмешиваться в вещательную политику, не имеет права даже руководителя назначать. Думаю, что в России должно быть разумное сочетание бюджетного финансирования и абонентской платы. Пусть платы минимальной, но важно, что человек понимает: это его телевидение, он за него платит. Это принципиально. Законопроект об «Общественном телевидении» уже существует, разработан, все ясно. Дело, повторюсь, за политической волей. - А может быть, не только? Может быть, это и от конкретных людей зависит, рядовых, так сказать, от их воли и способности действовать? - Конечно, и от них. Тут есть над чем подумать. Вот есть такое расхожее мнение -русские и американцы похожи. Да совершенно они непохожи! Знаете, в чем разница, по моим наблюдениям? Если американцу сказать: «Давай сделаем то-то!» — он начнет думать, как сделать. Наш человек, скорее всего, скажет: «Нет, это невозможно!» Потом, возможно, сделает, сделает потрясающе, но начнет обязательно с сомнений. Таков уж менталитет. Потому и говорю: пусть президент решит для начала. А дальше пойдет. Я ВОЛК-ОДИНОЧКА - А вы бы согласились возглавить российское «Общественное телевидение»? - Ни в коем случае. Я волк-одиночка. Люблю отвечать только за себя. Некоторый опыт руководящей работы у меня, правда, есть: был ответственным секретарем журнала «Soviet life», потом — журнала «Спутник». Между прочим, единственного тогда издания, которое продавалось и покупалось за реальные деньги в Англии, во Франции, в Испании, в Германии и в Японии. Потом перешел на радио, в иновещание, где стал комментатором. Вот с того момента и стал отвечать только за себя. Вплоть до 1985 года, когда вместе с Филом Донахью провел телемост. Проснулся знаменитым! Меня срочно сделали политобозревателем на телевидении, дали кабинет, секретаря, право посещать столовую для начальства. А в 1990 году все закончилось. Давал интервью американскому журналисту и сказал, что в случае президентских выборов проголосовал бы за Ельцина. Я, мол, горячий поклонник Михаила Сергеевича, но после событий в Вильнюсе, Риге, Баку, Тбилиси перестал его понимать. Разразился дикий скандал. Пошел я домой и написал развернутое заявление об уходе по собственному желанию. И поклялся себе, что никогда не буду служить вообще, ни власти, ни какой-либо партии. Вот и не служу. - Но вы же работаете на Первом канале? - Нет, не работаю. Я делаю программу в сотрудничестве с производственной компанией, а канал ее покупает. Я не в штате. Я автор и ведущий. - Вас устраивает, что «Времена» выходят именно на Первом канале? - Очень. Именно здесь самая большая аудитория. Да и с Константином Эрнстом, руководителем канала, мне работать нравится. Он человек умный, увлекающийся, творческий. Дело не в том, что максимальный охват зрителей ласкает мое самолюбие, а в том, что своей программой я пытаюсь чего-то добиться. Больше народа посмотрело, больше шансов, что я донесу свои мысли. - Добиться чего именно? - Хочу внушить, что каждый в ответе за свою страну, что если лично ты ничего не будешь делать, то никогда ничего и не случится. С этой целью я выбираю события, которые мы обсуждаем в передаче, убеждаем в их важности. А одновременно все видят и слушают людей, которых они наняли и вправе с них спрашивать: членов правительства, думских депутатов, всех других. И делают свои выводы. - Много говорят об открытой вами Школе телевизионного мастерства. Чему вы там учите? - Уточняю. Десять лет назад моя супруга Екатерина Михайловна Орлова предложила создать школу для телевизионщиков, работающих в регионах. В 1997 году начали. Отбираем по конкурсу не более 12 человек. И интенсивно занимаемся с ними в течение пяти недель. Устраиваем мастер-классы. Обычно за своих сотрудников платят компании, которые их к нам направляют. Как раз сейчас идут занятия в Доме журналиста. Но, надеюсь, к середине следующего года обзаведемся собственным помещением. - 18 ноября в 11-й раз пройдет финал национального телевизионного конкурса «ТЭФИ». Снова десятки победителей, множество программ, номинаций, персон. С каждым годом число отмечаемых наградами увеличивается. Уже много тех, кто получал статуэтки по нескольку раз. Вас это не смущает? - Да нисколько. Никого же не смущает, что Ирина Роднина трижды побеждала на Олимпийских играх, а Александр Карелин тоже трижды? Сколько раз они были сильнейшими, столько раз их и награждали. У «ТЭФИ» тот же принцип — побеждает сильнейший, это справедливо. Надо учитывать и еще одно обстоятельство. Любой телевизионный продукт — плод труда множества людей. Каждый из них — профессионал в своем деле. В каждой профессии свои лидеры. Чтобы я мог появиться на экране и провести передачу, должны немало потрудиться многие, начиная с осветителей, кончая продюсерами. Хочу вам сказать, что в США в телевизионной академии 15 тысяч человек. У них называют лучших по 450 номинациям. У нас поначалу в академии было 12 человек. И они не хотели расширяться. Слава богу, что такая точка зрения не победила. Академия растет. Сейчас в ней 128 членов. Чем больше профессионалов будут принимать участие в определении лучших, тем более справедливым окажется решение. * * * Государственное телевидение приобрело коммерческий характер. Погоня за рекламой и рейтингами ведет к дебилизации населения. Это опасно. * * * Для создания «Общественного телевидения» все готово. Нужна политическая воля. Если Путин скажет: «Это нам нужно», — дело пойдет. * * * Чем больше будет телеакадемиков, тем справедливее станет определение победителей «ТЭФИ». * * * Между тем Маршак приобщал к поэзии… - Известно, что в молодости вы работали литературным секретарем у знаменитого поэта и переводчика Самуила Маршака. Как случилось, что вы оказались с ним рядом? - Когда наша семья приехала из США в Советский Союз, мне шел девятнадцатый год. Куда поступать учиться? Выбрал биофак МГУ. В то время меня невероятно увлекало устройство человеческого мозга. Мне казалось, что если буду стараться, то в конце концов раскрою все его тайны. Там было пять экзаменов. Из 25 баллов набрал 24 — прохожу! А когда вывесили списки, меня в них не оказалось. Добрая женщина из деканата тайно пояснила: «Вы бы, конечно, прошли… Но фамилия неподходящая, да и биография…» Пошел к папе, который и привез нас в страну рабоче-крестьянского рая: «Куда ты меня привез? Там мне били морду за то, что я защищал негров, и за то, что я красный. А тут меня не принимают в университет за фамилию Познер!» …а мама — к травам и меду - Судя по тому как трудно до вас дозвониться, а тем более встретиться, вы основательно загружены. Телевидение — нелегкий хлеб. А вы еще и пишете, книги издаете, преподаете. А выглядите очень бодро. Возраста не видно. Как это удается? - Отчасти, наверное, благодаря генам. Некоторые в нашей семье живут долго. Наверное, имеет значение и питание. Мама -француженка, с детства приучила к французской кухне. А французы живут дольше всех в мире, после японцев. Важно, чтобы завтрак, обед и ужин были в строго определенное время. Французы никогда не спешат, для них еда — это культурное мероприятие, от которого надо получать удовольствие. Меня рано отправляли спать. Мне было 16 лет, когда разрешили ложиться в десять вечера. Никогда не давали мне лекарств — лечили травами и медом. А несколько лет назад произошла история, которая в какой-то мере изменила мою жизнь. У меня есть собака по имени Султан. Исключительно умный восьмилетний пес. Вдруг заболел, взяли биопсию — рак, сказали, надо усыпить. Я ответил: «Только через мой труп». И тут порекомендовали одну женщину-гомеопата. Она, мол, лечит детей и собак. Данное сообщение не является рекламой и носит исключительно информационный характер. •• А.А. Венедиктов внесен Минюстом РФ в реестр СМИ-иноагентов. ••• Генеральная прокуратура России признала нежелательной в РФ деятельность иностранной неправительственной организации Medusa Project (владельца интернет-издания "Медуза"/Meduza), которая ранее была признана иноагентом Минюстом РФ. #1094 ONAIR
|
Торжественная церемония награждения состоялась 22 ноября в Radisson Collection Hotel
«Радиомания - 2024». Итоги. В Москве вручили золотые микрофоны
«Радиомания» учреждена с целью повышения престижа Радио, демонстрации достижений отрасли, обмена опытом и повышения профессионального уровня работников радиовещания
«Радиомания-2024». Онлайн-трансляция церемонии вручения национальной Премии
Смотрите прямой эфир церемонии вручения главной награды в сфере радиовещания в России
Смотреть онлайн! Прямая трансляция «Ээхх, Разгуляй! 2024» из Москвы
Будем петь, танцевать и зажигать под лучшие хиты «Радио Шансон»
Онлайн-трансляция «Радио в глобальной медиаконкуренции - 2024». 2-й день
В Москве проходит одно из значимых событий радиоиндустрии
Далее