#HOT! Денис Сериков присоединился к команде Русской Медиагруппы


Какие ветры дуют в российском океане СМИ?


Какие ветры дуют в <strong>российском океане СМИ</strong>? - Новости радио OnAir.ru

Какие ветры дуют в российском океане СМИ?


На днях в Москве, в МГУ, завершила работу научно-практическая конференция "Журналистика в 2005 году: трансформация моделей СМИ в постсоветском информационном пространстве".
В представительном форуме принимали участие наряду с образовательной элитой страны - деканами и преподавателями факультетов журналистики (была здесь и делегация Казанского госуниверситета) - также и журналисты-практики из различных СМИ. Разговор шел не только о проблемах подготовки квалифицированных кадров, но и о современном состоянии медиа-пространства России, о ветрах перемен, направление и силу которых необходимо четко знать, чтобы правильно анализировать ситуацию и быть готовым к любым сюрпризам на рынке отечественных СМИ. Ведь если раньше мы получали информацию, образно выражаясь, через соломинку, то сейчас ее нам закачивают брандспойтом. Кстати, одна из особенностей российской модели СМИ по сравнению с мировыми аналогами - у нас активно развивается и считается традиционно сильной региональная пресса, в том числе радио и телевидение.
Мы привыкли читать газеты (и это неудивительно, ведь они существуют в России уже 400 лет), мы слушаем радио, смотрим телевизор, теперь вот Интернет как источник информации прочно внедрился в нашу жизнь. Наконец, все более активно распространяется в обществе мобильная связь. А ведь по большому счету это тоже средство информации, причем весьма оригинальное. Сегодня в России насчитывается в общей сложности 120 миллионов сотовых телефонов, это больше, чем телевизоров.
В этом плане весьма интересно прозвучало на конференции выступление мэтра отечественной журналистики, автора многих учебников, профессора, декана факультета журналистики МГУ Ясена Засурского.
- Когда журналистика только зарождалась, ее основой были... обычные письма. Сегодня сотовые телефоны, "СМСки" стали самым массовым средством личного общения, в результате происходит как бы персонализация доставки информации. Но это новое средство общения особенно трудно контролируется, даже по сравнению с Интернетом, - считает Ясен Засурский.
А каково будущее газет, как им сегодня выживать среди процветающих электронных СМИ? Этот животрепещущий вопрос обсуждался как на пленарном заседании конференции, так и на проходивших в ее рамках многочисленных "круглых столах". Есть такой грустный прогноз, что газеты сегодня испытывают период угасания и уже к 2018 году отомрут. Об этом говорит и тот факт, что с 2004 года совокупный тираж газет в мире практически не растет, правда, и не падает... Но, по словам вице-президента Гильдии издателей периодической печати, вице-президента Всемирной газетной ассоциации Евгения Абова, несмотря на то, что рекламная доля газет на медиа-рынке сократилась, их доходы от рекламы... выросли. Так что рано говорить, что отрасль умирает, она просто трансформируется под напором принципиально новых медиа-каналов. Об этом, в частности, свидетельствует популярность онлайновских версий газет в Интернете. В обществе разворачивается новое направление - мобильная передача информации, которую предоставляют своим читателям издатели. Неуклонно растет и доля цветных изданий. Газеты подвергаются и внутренним изменениям - они реформируются, меняют дизайн, чтобы выжить в конкурентной схватке, чтобы держать нынешние и привлекать новые категории читателей. Да, сегодня газетам стало трудно удерживать молодых читателей. И это проблема. Интересно, что угасание испытывает в основном так называемая "желтая", или бульварная, пресса. Что же касается серьезных, качественных газет, то они, наоборот, набирают обороты.
Среди участников конференции была большая группа преподавателей Казанского госуниверситета во главе с деканом факультета журналистики КГУ профессором Василем Гарифуллиным. Мы попросили его поделиться впечатлениями:
- Ежегодно участвуем в подобных встречах, которые организовывает МГУ. Здесь фиксируются результаты журналистского года, подводятся итоги развития журналистского образования. У нас солидная делегация, интересные доклады, в которых мы обобщаем опыт своей работы по подготовке журналистских кадров. Как и в целом по России, происходит трансформация наших татарстанских СМИ, которая, бесспорно, предполагает изменения и в журналистском образовании, и в подготовке молодых журналистов. К сожалению, факультеты и отделения журналистики не всегда поспевают за этими процессами, особенно в сфере технологизации. Каким образом ликвидировать это отставание? Необходимо готовить журналистов, которые умеют работать в разных СМИ, в том числе в электронных. Но для этого надо и преподавателям владеть новыми технологиями. С этой целью в прошлом году в МГУ было создано некоммерческое партнерство, в которое вошли 13 ведущих факультетов журналистики России, в том числе и из Казанского госуниверситета. В рамках партнерства проводятся зимние и летние школы для молодых преподавателей с тренингами по самым современным направлениям и технологиям журналистского образования. Кстати, что касается казанской школы, то у нас есть хорошие традиции, связанные в первую очередь с газетной журналистикой. И не случайно Татарстан - один из самых насыщенных печатной периодикой регионов России.
Молодой журналист сегодня должен владеть также и новыми технологиями, техникой, уметь работать в Интернете. То есть уметь обрабатывать информацию разными средствами. В этом плане в Казани на факультете создана лаборатория интернет-журналистики. Кстати, на конференции был рассмотрен вопрос о введении в КГУ специализации международной журналистики, что для нашего региона очень актуально, здесь никогда прежде специалистов этого профиля не готовили.


Людмила КАРТАШОВА “РТ”



Данное сообщение не является рекламой и носит исключительно информационный характер.



• Деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена в России как экстремистская.
•• А.А. Венедиктов внесен Минюстом РФ в реестр СМИ-иноагентов.
••• Генеральная прокуратура России признала нежелательной в РФ деятельность иностранной неправительственной организации Medusa Project (владельца интернет-издания "Медуза"/Meduza), которая ранее была признана иноагентом Минюстом РФ.


#959 ONAIR.RU 17.02.2006


Далее


Ведущая JOYСТИКОВ Саша Маслакова выйдет на подиум третьей Московской недели моды
Модель и ведущая утреннего шоу на ENERGY примет участие в модном показе бренда SVALE
В клубе Base в Москве при поддержке Rock FM пройдет The Beatles Festival
Гостей ждут шесть часов живой музыки
«Элементарно, Хадсон! Дело о собаке Б.» – «Юмор FM» рекомендует
5 октября при поддержке «Юмор FM» в театре «Маска» стартует музыкальный спектакль от создателей хитового мюзикла «МАММА МИМО!»
«Восток FM» принимает гостей: GAZAN в шоу «Восточный экспресс»
Музыкант расскажет слушателям о своей новой песне
Новая музыкальная постановка Детского радио стартует 5 октября
Детское радио приглашает на премьеру «ХРУМ. Что случилось в Лукоморье?» в БКЗ «Космос»

RSS E-Mail ВКонтакте

Далее новости за этот день

OnAir.ru

При полном или частичном использовании материалов активная индексируемая ссылка на сайт OnAir.Ru обязательна! Портал работает на PortalBuilder2 R5 HP.Свидетельство на товарный знак №264601, №264991 Российское агентство по патентам и товарным знакам.

Условия использования - Политика конфиденциальности - О защите персональных данных - О защите персональных данных - Публикационная этика

Мобильная версия сайта