#HOT! Шорт–лист Национальной Премии «Радиомания 2024»Юрий Метелкин, проект «Старое радио»: Деньги — это субстанция тупая...В сентябре в Москве произошло необычное культурное событие. «Старому радио» был передан уникальный архив Иркутского радио, который насчитывает около 80 тысяч фонограмм на катушках и бобинах OnAir.ru | Избранное в Telegram
Проект «Старое радио» появился в сети Интернет пять лет назад и был создан как эксперимент — попытка в одиночку запустить радиовещание. Однако очень быстро ностальгическое радио, передающее советские передачи и радиоспектакли, приобрело широкую аудиторию, как в России, так и за рубежом. О том, почему спасением исторических материалов в России занимаются энтузиасты и волонтеры рассказал основатель «Старого радио» Юрий Метелкин. В сентябре в Москве произошло необычное культурное событие. «Старому радио» был передан уникальный архив Иркутского радио, который насчитывает около 80 тысяч фонограмм на катушках и бобинах. В результате 20 тыс. записей будут оцифрованы и снова выпущены в эфир. Деньги на транспортировку архива были собраны слушателями «Старого радио» при помощи известных блогеров. Среди записей есть уникальные документы времен Великой отечественной войны, например, пленка, которая сохранила интервью неизвестного немецкого офицера соотечественнику-репортеру в окопе под Сталинградом. Судя по ее плохому состоянию, запись так и не попала в эфир, а оба собеседника, скорее всего, погибли в Сталинградской битве. В чем заключается ценность архива Иркутского радио, почему ради его доставки в Москву была организована целая кампания в Интернете, и самое главное — как он вам достался? Архив Иркутского радио нам передал бывший директор радио «Восток» Андрей Чернов, которому удалось собрать огромную фонотеку во время распада СССР. [Трансляция радио «Восток», существовавшего при радиоламповом заводе (ПО "Восток"), велась с 1994 года. Сейчас радио не существует - прим. РП]. Немалую часть архива составляют радиопередачи Всесоюзного радио — это очень редкий формат. Если спектакли еще хоть как-то удалось сохранить в небольшом количестве, то передачи практически полностью исчезли. Дело в том, что все передачи Всесоюзного радио размагничивались через месяц после выхода в эфир, а сами пленки продавались в специальном магазине как бывшие в употреблении. То, что нам удалось их получить — настоящее чудо. Я все время везде пишу, что «Старое радио» ищет архивы, не уничтожайте, мы попробуем как-то спасти их — в итоге отозвался Иркутск, мы собрали деньги, устроили акцию в интернете. Большое участие приняло НП «Спас», некоммерческая организация, организующая защиту пользователей от правообладателей. Куратор организации Анатолий Семенов связался со мной и предложил помощь в доставке Иркутского архива в Москву. Вам удалось найти что-нибудь настолько же ценное? Я пытался найти архивные материалы «Голоса Америки» и так и не отыскал до сих пор, так как для американцев русскоязычные архивы не представляют ценности. Но эта проблема существует и в России. На всем пространстве огромной России люди не понимают, что они теряют. Пока я оцифровал архивы Центрального дома литераторов, дома-музея Марины Цветаевой, Центрального дома работников искусств, сейчас начнется сотрудничество с архивами Гостелерадиофонда. Например, оцифрованные пленки Иркутского архива мы будем передавать в Гостелерадиофонд, скорее всего, многого у них нет. Почему вы вдруг решили собирать все эти радиопередачи? Как родился проект «Старого радио»? Просто возникла идея создать площадку в такой незатейливой форме, чтобы аудиофонд, который в свое время ушел из эфира, вернулся в радиооборот. Изначально я хотел создать средневолновое радио, но денег в Роспечати нам не дали, хотя мою заявку поддержали Александр Калягин и Давид Смелянский. Глава Роспечати Михаил Сеславинский заявил тогда, что они не будут финансировать эти древние передачи, что грядет «цифровизация». На тот момент существовал только небольшой массив радиоспектаклей в Интернете и все, а ведь есть еще воспоминания, свидетельства живых участников или уже ушедших, лекции, встречи, беседы, капустники, театральные посиделки. Люди приходят и получают те материалы, которые они давно отчаялись найти или даже не знали об их существовании. На «Старом радио» существует три потока: детское, взрослое и музыкальное радио, а домен зарегистрирован в зоне .su – это то самое время, о котором мы, собственно, и заботимся. Вы как-то рекламировали свое радио? Я никак не рекламировал проект. Бюджет, который я выделил на его содержание, достаточно емкий для одного человека, но затраты не восполняются. При этом все фонографическое наследие должно быть доступно в любую минуту из любой точки мира бесплатно любому человеку. Эта задача, в принципе, выполнена. Сейчас у нас происходят только количественные изменения, например, пополнение коллекции. С начала октября я добавил в коллекцию около двух с половиной тысяч фонограмм — это очень большое количество, и работа над обработкой этих материалов заняла несколько месяцев. Мне хотелось сделать такую площадку в Интернете, где люди могли бы найти материалы, которые почти не передаются в СМИ. Сегодняшнее радио очень сильно трансформировалось – оно ушло в коммерческий формат полностью, и здесь все регулируют деньги, а деньги – это субстанция тупая. Эта погоня за рублем девальвирует культуру. На Западе, к счастью, уже давно очнулись и не полагаются исключительно на финансовые отношения, и там есть тренд: бесплатные музеи, бесплатные виртуальные экскурсии. Практически все крупные коллекции, галереи, библиотеки оцифрованы и представлены в Интернете. Они уже поняли, что только человеческий фактор, личные усилия каждого смогут сохранить то штучное, редкое, которое само себе дорогу в информационном потоке не пробьет. Информационная поверхность забита, забетонирована новостями типа «убили, ограбили» и прочее, и прорезать эту поверхность каким-то эксклюзивным материалом, не прилагая специальных усилий, невозможно. Удалось ли вам как-то повлиять на положение дел, изменилась ли ситуация на рынке радио за то время, что существует ваш проект? Во-первых, мы не можем говорить ни о каком рынке, поскольку проект «Старого радио» не является коммерческим проектом. Мы говорим о частной инициативе одного человека, в данном случае меня. У меня есть всего несколько помощников-волонтеров. Шесть лет назад фактически проект был создан: начало было положено в марте 2007 года. Таким образом, в следующем марте ему будет шесть лет, а в этом году мы отмечали пятилетие. Отмечали – это громко сказано, я просто опубликовал на сайте сообщение о том, что «Старое радио» пять лет в эфире. Я начинал этот проект как развлечение, как игрушечку, а теперь это радио, которое входит в двадцатку самых крупных русскоязычных радиостанций, представленных в Интернете, и собирает сотни тысяч слушателей в сутки по всему миру. Это колоссальное количество в формате радиовещания. Вы собираете уникальные архивы. Удалось ли вам в рамках этой работы наладить сотрудничество с Гостелерадиофондом? Нет, с Гостелерадиофондом я не сотрудничаю, поскольку мой формат коммерчески не востребован. Наша российская проблема заключается в том, что мы несемся за деньгами, как голодная лошадь за морковью, а о своем культурном поражении не думаем. В результате от нас закрыто все наше наследие. Сегодня вы не можете создать радио-спектакль такого уровня, как это делали в золотой век радио-театра, это будет стоить десятки тысяч долларов и никогда не окупится, а тогда все лучшие актеры приходили и записывали сказки. В мире есть много механизмов, позволяющих создавать качественный контент и бесплатно его экспонировать, что-то вроде грантовой системы, в России ее не существует. Более того, ее нет в общественном, деловом и культурном сознании, а закон об авторском праве применяется у нас во зло Чем, по вашему мнению, плох действующий в России закон об авторском праве? Объясню вам на примере. Есть военное окопное интервью — мы не можем установить, кто разговаривал, фамилию корреспондента, название редакции. Но у нас есть фрагмент бесценного материала – это называется сиротское произведение, а, значит, вы не имеете права это произведение транслировать. Таких примеров километры и миллионы. Во Франции сейчас эти произведения разрешили транслировать, а у нас нет. Я считаю, надо вернуться к ситуации, когда авторское право действовало ограниченное время. А действующий в России закон, регулирующий авторские и смежные права, был принят как калька с американского, но в США люди зарабатывают в разы больше и могут позволить себе потреблять свое лучшее культурное наследие, а у нас нет. Ольга Зябко. Фотографии Михаила Федина, Radioportal.ru Данное сообщение не является рекламой и носит исключительно информационный характер. •• А.А. Венедиктов внесен Минюстом РФ в реестр СМИ-иноагентов. ••• Генеральная прокуратура России признала нежелательной в РФ деятельность иностранной неправительственной организации Medusa Project (владельца интернет-издания "Медуза"/Meduza), которая ранее была признана иноагентом Минюстом РФ. #2260 ONAIR
|
Смотрите прямой эфир церемонии вручения главной награды в сфере радиовещания в России
Онлайн-трансляция «Радио в глобальной медиаконкуренции - 2024». 2-й день
В Москве проходит одно из значимых событий радиоиндустрии
Ведущая радио Хит FM Диана Терешкова рассказала на конференции РАР – кем для слушателей должен являться радиоведущий
Утренние шоу должны делать люди счастливые, веселые, умные, обладающие ценностями
На Детском радио в Санкт-Петербурге завершился конкурс «Мой классный – классный!»
Для класса-победителя и его учительницы прошла Дискотека Детского радио
Радио и Digital: дальнейшие пути взаимного развития коллаборации
Радиостанции уже «научили» слушателей настраиваться на любимую волну на ПК или смартфоне, запускать радио в умных колонках, слушать подкасты
Далее