#HOT! Шорт–лист Национальной Премии «Радиомания 2024»


Кипрас Мажейка: «Радио никогда не уступит телевидению»


Кипрас Мажейка: «Радио никогда не уступит телевидению» - Новости радио OnAir.ru

Этика радиовещания и вообще вещания — это особая специфика


OnAir.ru | Избранное в Telegram

В рамках проведения студенческого фестиваля российско-таджикской дружбы, посвящённого 25-летию установления дипломатических отношений между Таджикистаном и Россией, в республику приехал вице-президент Международной Евразийской Академии телевидения, радио и печати, академик РАЕН, профессор Кипрас Мажейка. 14 февраля в Таджикском национальном университете он провел мастер-класс для студентов факультета журналистики Таджикского национального университета и приглашенных журналистов СМИ Таджикистана. Корреспондент НИАТ «Ховар» встретилась с ним и задала несколько вопросов, касающихся развития радиожурналистики.

— 13 февраля международное сообщество отметило Всемирный день радио. Какова сегодня роль радио, чем отличается современное радиовещание от радиовещания прошлых лет?

— Современное радиовещание сильно отличается не только от радиовещания прошлых лет, но и от всех средств массовой информации. Радио является самым быстрым, самым оперативным источником информации, оно не требует каких-то особых условий. Домохозяйка может готовить борщ, смотреть телевизор и при этом слушать радио и получать информацию. Кроме того, радио в отличие от телевидения можно слушать в автомобиле, что я регулярно делаю. Я слушаю три радиостанции – «Эхо Москвы», «Бизнес FМ» и «Радио Джаз» для души. Радио никогда не уступит телевидению. Современное радиовещание превращается уже в микротелевидение. Например, «Эхо Москвы» организует экскурсию своего корреспондента в Музей национальных изобразительных искусств имени А. Пушкина, там он надевает специальную шапочку, на которой есть антенна с видеокамерой. И вот корреспондент ходит по залам, антенна получает запросы радиослушателей, он их прослушивает в наушниках и обращается к экскурсоводу, например, с просьбой: «Покажите мне картину Мане, расскажите мне об импрессионизме». И через это устройство радиослушателю рассказывается вся необходимая информация. Вот это уже микротелевидение — новая ступень радио. У нас в России сейчас организовали мощную радиостанцию, радиопулы, такие, как профмедиа, и многие другие, которые сегодня задают тон на рынке применения новых технологий. Я сам всю жизнь был телевизионщиком, но прошёл хорошую школу на радиостанции «Маяк», я один из первых журналистов, который придумал авторскую передачу «Зарубежный гость в советской стране». Мне было интересно знать, а что же думают туристы, когда приезжают к нам в Советский Союз? И вот я с репортёром их караулил у гостиницы, в аэропорту и везде, где они могли бы поделиться своими первыми свежими впечатлениями. Это были очень интересные передачи. Теперь у современного журналиста, радиожурналиста совсем другие условия работы. Я сужу даже по вашей технике, вы свой маленький диктофончик можете положить в дамскую сумочку, взять интервью и сделать очень качественную передачу. Раньше с техникой было сложнее. Поэтому радио не умрёт. Как бы ни старались приписывать все заслуги телевидению и говорить, что радио со временем исчезнет, ничего подобного не произойдёт. Радио никуда не исчезнет, оно будет «идти в ногу с эпохой».
Чтобы вы знали, в США радиостанций в три раза больше по количеству, чем телевизионных студий, а уж что касается политического вещания, то радио как раз даже более подходяще в этом плане, чем телевидение.

— Что Вы можете сказать об этике радиовещания?

— Этика радиовещания и вообще вещания — это особая специфика. Я думаю, что этика радиовещания, по крайней мере, должна соблюдаться именно в таком качестве, в котором соблюдается этика телевещания. Другое дело, что этика нарушается. И мы это часто видим. Знаете, я не хочу сейчас приводить примеры, у меня их много. И надувать щёки. Но я могу сказать, что это поле, на котором ещё во многих случаях нужно применять Кодекс профессиональной этики. В вашем случае — Кодекс профессиональной этики Таджикистана, если таковой имеется. Так вот когда такого Кодекса профессиональной этики нет, то в любом случае журналист должен исходить из главного принципа – самоцензуры. Вот я 13 лет проработал в Брюсселе, не прочитав Кодекса чести российского журналиста, прекрасно знал, что могу делать, а что не могу, потому что для меня главное — самоцензура. Так и каждый журналист должен отдавать себе отчёт в том, что можно, а что нельзя, должен быть список табу. Неслучайно у нас сейчас набирает скорость такая сфера, как когнитивная психология, особенно в плане воздействия в СМИ на детей, мы это не учитываем. Поэтому эта проблема будет очень остро стоять на повестке дня ещё длительное время.

— Как Вы считаете, позиция журналиста должна отличаться от гражданской позиции?

— Позиция журналиста не должна расходиться с гражданской позицией. Насколько это возможно — другой вопрос. Я ещё раз повторюсь, есть Кодекс профессиональной этики журналиста. С ним, на мой взгляд, необходимо ознакомиться каждому представителю профессии. Работа журналиста всегда сопряжена с массой соблазнов. И всё зависит от самого человека. От того, в какой степени журналист заинтересован в своей самореализации и сохранении своего доброго имени.

— Какими качествами должен сегодня обладать радиожурналист?

— Любой журналист должен терпеливо ждать, быть настойчивым, профессиональным, много знать, задавать вопросы, готовиться к интервью заранее и быть компетентным. А радиожурналист должен быть ещё и сдержанным. Если вы вышли на ринг, в данном случае в эфир, вы должны представлять отчётливо кто ваш радиослушатель, к кому вы обращаетесь. Понимаете, к каждому слушателю должен быть подход. Сегодня мы живём в эпоху гиперболизированного отношения к аудитории. И если ваша аудитория 80-летняя – это одно, а если она 60-летняя – это совсем другое.

Кипрас Мажейка — журналист-международник, вице-президент МЕАТР по региональному развитию, действительный член МЕАТР, заведующий кафедрой Интернета и радиожурналистики, профессор Академии медиаиндустрии. Родился 8 марта 1944 года в Каунасе (Литовская ССР, ныне – Литовская Республика).

Окончил факультет журналистики МГУ имени М. Ломоносова и аспирантуру Академии общественных наук при ЦК КПСС (ныне – Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации). На телевидении и радио с 1967 года. За 30 лет работы в системе Гостелерадио СССР и ВГТРК прошел все ступени журналистской карьеры: от редактора отдела совместных съемок с зарубежными странами и специального корреспондента международного отдела радиостанции «Маяк» до внешнеполитического комментатора Иновещания. В 1976–1981 годах – заведующий корпунктом Гостелерадио СССР в странах Северной Африки (Алжир). В 1985–1997 годах – заведующий корпунктом Гостелерадио, а затем и корпунктом ВГТРК в странах Западной Европы (Брюссель).

Принимал участие в освещении важнейших событий международной жизни. На советском и российском телевидении известен как первооткрыватель новых (не освещенных) тем стран и регионов: ЮАР, Аргентины, Турции, стран Бенилюкса и Магриба. Подготовил к эфиру около тысячи информационных телесюжетов и радиорепортажей. Автор и ведущий свыше 150 телевизионных передач. Ряд программ, подготовленных К. Мажейкой, — «Репортажи из НАТО», «Репортажи из «малой Европы», «Репортажи с Юга Африки», «Репортажи из Калифорнии», «Параллели» – были новаторскими по форме и содержанию, ломали устоявшиеся пропагандистские клише эпохи «холодной войны».

Вместе с телеоператором В. Галочкиным внедрил в практику работы российского телевидения модель «мобильного корпункта», деятельность которого охватывала огромную территорию: от стран Скандинавии и Средиземноморья (включая точки базирования ударного авианосца 6 флота ВМФ США «Америка») до Японии, Сингапура, Австралии и США.

В 2004–2006 годах – заместитель генерального директора PR-агентства «Интермедиа-М». В 2011–2012 годах – советник ректора, профессор кафедры электронных и печатных СМИ Института повышения квалификации работников телевидения и радиовещания (ныне – Академия медиаиндустрии). С сентября 2012 года – заведующий кафедрой Интернета и радиожурналистики, профессор Академии медиаиндустрии.

Преподает и в ряде других столичных вузов, в том числе на факультете политологии МГУ имени М. Ломоносова, в Институте международного права и экономики имени А. Грибоедова, в Останкинском институте телевидения и радиовещания (ОИТиР) и в Институте современного искусства. Регулярно проводит выездные семинары и мастер-классы в регионах Российской Федерации (основные темы: «Профессиональная этика и правовые нормы в журналистике», «Репортерское мастерство», «Основы Интернета и радиожурналистики», «Информационная безопасность», «Политика и масс-медиа», «Современные политтехнологии», «Специфика российского PR», «Современные зарубежные СМИ»).

В 2009 году создал и возглавил региональную общественную организацию «Союз литовцев». Член Межнационального консультативного совета при Правительстве Москвы, член Общественного совета Московского дома национальностей. Член Международной федерации журналистов.


Кристина Эрлих, khovar.tj



Данное сообщение не является рекламой и носит исключительно информационный характер.



• Деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена в России как экстремистская.
•• А.А. Венедиктов внесен Минюстом РФ в реестр СМИ-иноагентов.
••• Генеральная прокуратура России признала нежелательной в РФ деятельность иностранной неправительственной организации Medusa Project (владельца интернет-издания "Медуза"/Meduza), которая ранее была признана иноагентом Минюстом РФ.


#1535 ONAIR.RU 16.02.2017


Далее


Десять проектов ГПМ Радио получили золотые микрофоны «Радиомании»
Торжественная церемония награждения состоялась 22 ноября в Radisson Collection Hotel
«Радиомания - 2024». Итоги. В Москве вручили золотые микрофоны
«Радиомания» учреждена с целью повышения престижа Радио, демонстрации достижений отрасли, обмена опытом и повышения профессионального уровня работников радиовещания
«Радиомания-2024». Онлайн-трансляция церемонии вручения национальной Премии
Смотрите прямой эфир церемонии вручения главной награды в сфере радиовещания в России
Смотреть онлайн! Прямая трансляция «Ээхх, Разгуляй! 2024» из Москвы
Будем петь, танцевать и зажигать под лучшие хиты «Радио Шансон»
Онлайн-трансляция «Радио в глобальной медиаконкуренции - 2024». 2-й день
В Москве проходит одно из значимых событий радиоиндустрии

RSS E-Mail ВКонтакте

Далее новости за этот день

OnAir.ru

При полном или частичном использовании материалов активная индексируемая ссылка на сайт OnAir.Ru обязательна! Портал работает на PortalBuilder2 R5 HP.Свидетельство на товарный знак №264601, №264991 Российское агентство по патентам и товарным знакам.

Условия использования - Политика конфиденциальности - О защите персональных данных - О защите персональных данных - Публикационная этика

Мобильная версия сайта