#HOT! Шорт–лист Национальной Премии «Радиомания 2024»Вячеслав Попов: «Творческая работа на радио мне нравилась»О том, как строилась работа раньше — во времена, когда радио обязательно было в каждом доме OnAir.ru | Избранное в Telegram
13 февраля отмечается Всемирный день радио. В преддверии этой даты мне и главному редактору газеты «Мичуринская правда» Вадиму Гранитову удалось пообщаться с редактором мичуринского радио Вячеславом Поповым. О том, как строилась работа раньше — во времена, когда радио обязательно было в каждом доме, — наш разговор. Начал его Вячеслав Владимирович… — В Советском Союзе был Государственный комитет СССР по телевидению и радиовещанию — Гостелерадио СССР. В рамках этой организации работала тамбовская радиокомпания, одно звено которой — наше мичуринское радио. Ответственным редактором тогда был Виктор Григорьевич Блудов — человек с опытом журналистской работы, в своё время трудился в районной газете. А я был молодым и ершистым, казалось, что всё знаю. На самом деле у Виктора Григорьевича можно было многому научиться, и он с удовольствием делился своими знаниями и опытом. Со временем мне удалось заслужить его уважение. В редакции я работал до ноября 1996 года. На смену пришёл профессиональный и талантливый человек — Анатолий Николаевич Горбачёв. — Вячеслав Владимирович, вы 11 лет проработали ответственным редактором… — Безответственным (смеётся). Ответственным был Виктор Григорьевич, он и предложил мне работу. Не было смысла отказываться, захотелось проявить себя. А до меня «безответственным» редактором был Александр Бабайцев, который решил уйти по семейным обстоятельствам. Мы подбирали музыкальные поздравления для именинников, встречались с интересными людьми, которых в то время было очень много в Мичуринске. Жалею, что многие материалы не сохранились: это воспоминания Аркадия Васильевича Платицына, фронтовиков — о битве советской и немецкой подводных лодок, о боях и победе в Великой Отечественной войне. Нужно было каждое слово записывать на бумагу и создавать собственный архив мичуринского радио. — Что входило в ваши должностные обязанности? Чем вы непосредственно занимались? — Добывал материалы, делал репортажи, брал интервью, ходил по предприятиям, а затем обобщал собранные сведения. И всё это происходило под наблюдением ответственного редактора. — Сколько человек работало в редакции в то время? — Две штатные единицы. Диктором, к слову, работала моя жена Галина Николаевна (в настоящее время директор Мичуринского театра, в то время специалист отдела культуры горкома партии – авт.). — А технический персонал был? Кто записывал, монтировал? — Всю основную работу выполняли Виктор Григорьевич и я. Мне, безусловно, приходилось заниматься рутинной работой. В редакции были такие интересные магнитофоны, назывались «МЭЗ» (профессиональный стационарный двухскоростной магнитофон, предназначен для работы в студиях звукозаписи, радиовещания, кино, при проведении научно-исследовательских работ; обеспечивает: высококачественную запись и воспроизведение фонограмм, их перезапись на другой аппарат и с него; допускается совместная работа двух или более магнитофонов без переходных устройств – авт.). Ламповый, с запасными блоками, которые можно быстро поменять. У меня сохранился каркас магнитофона на память о том времени. — Были бобины? — Да, в тех магнитофонах были бобины километровые, с 38-ю скоростями для лучшего качества звучания. Тут уместно вспомнить такой курьёзный случай. Однажды мне пришлось брать интервью у главы города Николая Михайловича Антонова. Это был человек с необузданной фантазией, и даже ругался он художественно, образно, ярко. Свою речь Антонов пересыпал поговорками, мог ввернуть и крепкое словцо. И чтобы удалить из записанной речи «шероховатости», пришлось очень и очень постараться. — Как же вы это делали? Ведь ещё не было компьютеров? — Сейчас, конечно же, всё делается значительно проще. А тогда по слуху было необходимо все такие моменты вырезать, а потом соединить фрагменты плёнки между собой. — Вячеслав Владимирович, а сколько времени занимал монтаж городского выпуска? — Бывало по-разному. Мне и сейчас иногда снится страшный сон, в котором я боюсь не подготовить передачу к нужному времени. И хотя прошло много лет, всё равно становится не по себе. Как говорится, чтобы писать, нужно сокращать и сокращать, а у нас — вырезать и вырезать. Бывало, до эфира оставалось пять-десять минут, и начиналась лихорадка: успеем или нет, уместимся ли в отведённое время… Но, несмотря на все волнения, творческая и интересная работа на радио мне нравилась. — Расскажите, как был организован рабочий день? Во сколько начиналось вещание радио Мичуринска? Какова сетка? — После блока утренних шестичасовых новостей начинался наш эфир. Затем — новости в 8:00, иногда вечерние новости в 18:40. Иногда приходилось начинать работу очень рано. А иногда оставались монтировать даже ночью. Выходили в эфир три раза в неделю по утрам, бывали и вечерние новости. — Кто монтировал программы, вы или Блудов? — Вместе. Рутинная работа была на мне, а он, обладая большим опытом, мог что-то подредактировать. — Была у вас своя фонотека? — Да. Музыку я сам подбирал, а позывные придумали ещё до меня. — Вячеслав Владимирович, вы как редактор сами готовили новости и сами же выпускали их в эфир? — Техническое обеспечение эфира (в то время оно проходило по проводам) осуществлялось через узел связи. Дежурство на радиоузле было круглосуточным. Мы созванивались с дежурными и просили оставить окошко на определённое время. Самостоятельно выйти в эфир не могли. У нас был вещательный пульт, от которого сигнал шёл по проводам. Нам нужно было установить необходимую громкость, отрегулировать тембр, и всё. — У городского и районного радио были разные редакции? — Да. Редактором радио Мичуринского района был Владимир Чувахов, его верные помощницы — Татьяна Кузнецова и Наталья Сысоева. Наша редакция располагалась на улице Советской, их — на Революционной. А студия была общая. Мы обменивались интересной информацией с коллегами из районного радио. — Материалы согласовывали? — Заранее никто наши материалы не читал, но за тем, что выходило в эфир, внимательно наблюдали. Отвечал за это отдел пропаганды при горкоме партии. Мы из рамок не выходили, так что это было и не нужно. — А прямые эфиры были? — Да, это практиковалось. Например, эфир с Александром Любимовым (советский и российский журналист и телеведущий, один из создателей и ведущих программы «Взгляд» телекомпании «ВИД» - ред.) прошёл в то время, когда он баллотировался в депутаты Верховного Совета РСФСР от Мичуринска. Он запомнился мне очень умным, симпатичным, открытым человеком. — Сами искали собеседников в свои программы или кто-то подсказывал? И письма получали от радиослушателей? — Бывало по-разному. Иногда слушатели находили героев наших радиопередач. А писем порой по 15-20 в неделю получали — и позитивных, и проблемных. Старались реагировать на них. За разрешением проблемы обращались в руководящие органы. — Расскажите, какие программы были на мичуринском радио? — «Новости культуры», «За трезвый образ жизни». Подготовка программы о культуре позволяла быть в курсе всех культурных событий в городе, помогала встретиться с интересными людьми. Я подружился с гостями из немецкого города Мунстера (побратим Мичуринска), даже участвовал в велопробеге «Мичуринск - Мунстер». В то время в Мичуринске существовал клуб «Пой, играй, моя гармонь!» под руководством Николая Еремеева. Он объединил любителей народной музыки, которые часто собирались у нас в студии, играли, рассказывали что-то интересное. Частыми гостями были актёры из театральной студии Плодоовощного института (сейчас – МичГАУ). Прямо в студии разыгрывались радиоспектакли. Было много встреч с интересными людьми. Среди них Валерий Аршанский, Надежда Ралдугина, Виктор Кострикин. Бывали и рок-музыканты у нас в гостях, мы брали у них короткие интервью. Ансамбль «Современник» оставил след в культурной жизни Мичуринска — участники его сами делали электрогитары. — Вячеслав Владимирович, а помните городских радиохулиганов, выходивших на средних волнах? — А как же, конечно, помню. Среди них были мои друзья. В их эфире иногда звучали и мои песни под гитару. Они нам не мешали, мы даже дружили. А милиция пыталась их найти. — Можете сказать, когда закончилась эпоха проводного радио в Мичуринске? — В это время я уже ушёл из редакции. Столбов, проводов, а вместе с ними и радиоточек становилось всё меньше. Стало появляться больше радиоприёмников, работающих на волнах. — Как вы думаете, почему ушло время радио? — Времена другие. Раньше радио слушали все. А сейчас интернет постепенно вытесняет и радио, и телевидение, и книги. Всему есть место в нашей жизни… Андрей Ковальков, exemplaire.ru Данное сообщение не является рекламой и носит исключительно информационный характер. •• А.А. Венедиктов внесен Минюстом РФ в реестр СМИ-иноагентов. ••• Генеральная прокуратура России признала нежелательной в РФ деятельность иностранной неправительственной организации Medusa Project (владельца интернет-издания "Медуза"/Meduza), которая ранее была признана иноагентом Минюстом РФ. #1486 ONAIR
|
«Радиомания» учреждена с целью повышения престижа Радио, демонстрации достижений отрасли, обмена опытом и повышения профессионального уровня работников радиовещания
«Радиомания-2024». Онлайн-трансляция церемонии вручения национальной Премии
Смотрите прямой эфир церемонии вручения главной награды в сфере радиовещания в России
Онлайн-трансляция «Радио в глобальной медиаконкуренции - 2024». 2-й день
В Москве проходит одно из значимых событий радиоиндустрии
Ведущая радио Хит FM Диана Терешкова рассказала на конференции РАР – кем для слушателей должен являться радиоведущий
Утренние шоу должны делать люди счастливые, веселые, умные, обладающие ценностями
На Детском радио в Санкт-Петербурге завершился конкурс «Мой классный – классный!»
Для класса-победителя и его учительницы прошла Дискотека Детского радио
Далее