#HOT! Шорт–лист Национальной Премии «Радиомания 2024»Звукооператор в эру цифровых технологийКак изменилась роль и задачи звукооператора с приходом радиовизуализации и развитием социальных сетей? Какие умения и навыки необходимы звукооператору сегодня OnAir.ru | Избранное в Telegram
Как изменилась роль и задачи звукооператора с приходом радиовизуализации и развитием социальных сетей? Какие умения и навыки необходимы звукооператору сегодня. Звукооператор (или студийный менеджер) отвечает за технические аспекты предзаписанной радиопрограммы или же прямого эфира. Его задача – обеспечить оптимальное качество звука или видео, если программа визуализируется. Несмотря на то, что работа на микшерном пульте – это, по-прежнему, основное его занятие, сейчас его функции включают в себя производство мультиплатформного и цифрового контента. Благодаря предпочтениям аудитории произошел сдвиг в сторону радиовизуализации, то есть радиопрограмм с видео элементом. Этот новый подход к радио изменил требования ко всей продюсерской команде, но здесь мы сосредоточимся на наборе навыков и подходе, которые необходимо иметь звукооператору. Мы поговорили со звукооператорами Всемирной службы Би-би-си и получили актуальный список знаний и навыков, необходимых на сегодняшний день. Подготовка - это главное. Как можно скорее выясните, что потребуется для следующей программы. Технические задачи для каждой программы различны, поэтому следует знать заранее, что будет происходить во время записи и что вам нужно будет подготовить до ее начала. Если планируется радиовизуализация, вам необходимо выяснить, будет ли программа транслироваться в социальных сетях или же видео делается для других целей. Вы несете ответственность за проверку работы всего оборудования до прибытия команды. Звукооператор также отвечает за обеспечение безопасности в студии, устранение каких-либо опасностей, за свою собственную и безопасность всех присутствующих. Какой бы важной, интересной или сложной ни была передача, безопасность всегда должна быть на первом месте! Выясните заранее, где именно вам надо быть и в какое время. Когда начинается репетиция, а когда прямой эфир или запись? Будьте на месте за 5-10 минут до того, как соберутся все остальные, чтобы проверить технику и изучить план программы. Если сессия включает в себя радиовизуализацию, то на подготовку потребуется еще больше времени. Лучше выделить на нее еще 20-30 минут, это позволить вам спокойно и тщательно подготовиться. Дополнительная информация – в разделе "Визуализация". • Если у вас прямой эфир – когда он должен начаться и когда закончиться • Сколько человек будет в студии • Есть ли у вас копия окончательного плана программы (со всеми последними изменениями)? • Есть ли какие-то дополнительные элементы программы, о которых вам нужно знать до начала сессии? • Нужно ли вам обсудить что-либо с продюсером? Техника В ваши обязанности входит проверка работы всей техники в студии, необходимой для сессии. Вы должны делать это перед любой трансляцией, даже если вы были в студии совсем недавно – кто-то вполне мог за это время поменять установки. Убедитесь, что ваши треки и джинглы обрабатываются и звучат так, как вам нужно. Сразу сообщайте соответствующим службам о любых технических проблемах или проблемах обеспечения безопасности, которые необходимо устранить. Подключите или подготовьте подключение всех необходимых внешних источников к микшерному пульту. Для прямой трансляции хорошо иметь основную и резервную линии. Постарайтесь подключить участников как можно скорее. Как только произойдет соединение, проверьте качество звука – некоторые телефонные линии работают со сбоями. • Ожидаете ли вы в эфире участников, находящихся вне студии (по телефону и/или Skype, и/или линии ISDN) или даете их в записи? • Все ваши аудиоклипы и звуковые эффекты звучат как надо? • Будет ли во время сессии запись видео или трансляция в социальные сети? Визуализация. Радиовизуализация может быть очень эффективной, особенно если речь идет о международной аудитории, которая предпочитает смотреть трансляцию на "Фейсбуке" или Youtube. В практике Всемирной службы были случаи, когда радиостанции, на которых ретранслировалась программа, пропадали из эфира по техническим или политическим причинам. В таких случаях единственный способ "доставить" программу аудитории – это стриминг (потоковое онлайн-вещание) в социальных сетях. Визуализация должна быть продумана и подготовлена задолго до начала записи – вам должны сообщить все детали, чтобы вы знали, как настроить студию. Визуализация на радио, ее стиль, отличается от телевидения. Многие студии уже оснащены камерами для визуализации, а также автоматической системой переключения между камерами. Типичная настройка – это общий план на одной камере, чтобы захватить всю студию, и еще 3 камеры, которые направлены на ведущего и на каждого из гостей. Если планируется съемка, вы опять-таки отвечаете за работу техники и оборудования: убедитесь, что камеры работают в нужном режиме и подают сигнал для записи или стриминга, а освещение (если оно необходимо) включено. Необходимо помнить, что для визуализированной радиопрограммы радиосоставляющая всегда имеет приоритет. Программу формируют редакционные радиорешения, но вам нужно настроиться на телевизионный или визуальный "лад", чтобы продумать, как наиболее эффектно "преподнести" участников и студию с помощью камер. • Знают ли ведущие, какие камеры направлены на них и где эти камеры находятся? • Можно ли переставить микрофоны, чтобы лучше видеть ведущих / участников (без ущерба для качества звука)? • Следует ли сделать освещение более или менее ярким, чтобы добиться лучшего визуального эффекта? • Есть ли в кадре брэндинг радиостанции? Эти решения, по большей части, должен принимать продюсер, но вам полезно знать о них и понимать, как они могут повлиять на технические аспекты программы. Общение. Общение с командой крайне важно для вашей работы. У каждой программы есть свои особенности, по поводу которых вам нужно будет проконсультироваться с продюсером, и лучше всего прояснить моменты до начала сессии. Во время программы у продюсера очень много дел, поэтому очень важно выбрать время, когда вы можете задать вопрос или указать на проблему. Постарайтесь сделать так, чтобы, по крайней мере, за 5 минут до начала программы вы четко знали, что вы должны делать в ходе сессии. Вы сможете разговаривать с ведущими в ходе программы - они слышат вас через наушники. Но поскольку микрофон у них обычно отрыт, а они находятся в прямом эфире, постарайтесь не отвлекать их без необходимости. Лучше всего выдавать краткую информацию; например, сообщите им, через сколько секунд снова заработает их микрофон. Опять же, вам нужно внимательно выбирать моменты. • Изучите план программы: нужна ли вам дополнительная информация о какой-либо части или элементе программы? Вам понятно, что от вас нужно продюсеру? • В какое время ведущие хотят, что вы дали им обратный отсчет до включения микрофона? Гибкость. Во время эфира самое главное - знать, что происходит дальше. Иногда план полностью меняется уже в ходе программы. Например, интервьюируемый может не явиться в студию, или же может поступить срочная новость. В это время вам нужно узнать у продюсера, что будет происходить дальше, чтобы подготовить свой пульт. На радио есть одно золотое правило – в эфире не должно быть тишины. Достаточно нескольких секунд молчания, чтобы зрители начали раздражаться и, возможно, даже отключились. Так что вы должны знать, что вы будете делать, если не сможете ничего выдать в эфир из студии. Возможно, у ведущего случился приступ смеха, или, может быть, кто-то в студии заболел. Ваша задача заключается в том, чтобы в эфир в этот момент шло что-то подходящее. В самом крайнем случае - запустите повторяющееся объявление-извинение на музыкальном фоне. Вам следует ознакомиться с соответствующими процедурами для каждых конкретных ситуаций (например, эвакуация зданий, определенные новости, некрологи). Возможно, заготовлен какой-то материал, который вы должны играть в разных ситуациях. • Если вам нужно отключить студийные микрофоны, что вы будете давать в эфир? Это уже загружено в систему? Расчет времени. Отслеживание времени в программе – это в основном работа продюсера. Но если вы заметили, что что-то идет не так, вмешайтесь: доведите это до сведения продюсера. Потренируйтесь складывать в минутах и секундах, это будет вам очень полезно, так как тогда вы будете подсчитывать, сколько времени у вас осталось до следующего сегмента. Внимательность. На то, насколько вы внимательны в студии, может влиять множество факторов. Это может быть длинная программа, выходящая глубокой ночью, или программа на иностранном языке, на которых может быть очень трудно концентрироваться все время. Вот несколько советов о том, как сконцентрироваться: пейте побольше жидкостей, вставайте и ходите во время перерыва. Главное - следить за тем, что вы делаете в студии сейчас, поэтому очень важно, чтобы ваш телефон и другие отвлекающие факторы были в стороне. Первый раз. Конечно же, во время своего первого самостоятельного эфира или даже предзаписи вы будете нервничать. Старайтесь сохранять спокойствие даже под давлением. С течением времени вы привыкнете к своей новой роли звукооператора и "управляющего студией", а, как известно, привычка - вторая натура. И когда ваша работа станет больше искусством, чем наукой, вы в полной мере начнете получать от нее удовольствие. А это придет с опытом, так что продолжайте его набирать. Данное сообщение не является рекламой и носит исключительно информационный характер. •• А.А. Венедиктов внесен Минюстом РФ в реестр СМИ-иноагентов. ••• Генеральная прокуратура России признала нежелательной в РФ деятельность иностранной неправительственной организации Medusa Project (владельца интернет-издания "Медуза"/Meduza), которая ранее была признана иноагентом Минюстом РФ. #1510 ONAIR
|
Смотрите прямой эфир церемонии вручения главной награды в сфере радиовещания в России
Онлайн-трансляция «Радио в глобальной медиаконкуренции - 2024». 2-й день
В Москве проходит одно из значимых событий радиоиндустрии
Ведущая радио Хит FM Диана Терешкова рассказала на конференции РАР – кем для слушателей должен являться радиоведущий
Утренние шоу должны делать люди счастливые, веселые, умные, обладающие ценностями
На Детском радио в Санкт-Петербурге завершился конкурс «Мой классный – классный!»
Для класса-победителя и его учительницы прошла Дискотека Детского радио
Радио и Digital: дальнейшие пути взаимного развития коллаборации
Радиостанции уже «научили» слушателей настраиваться на любимую волну на ПК или смартфоне, запускать радио в умных колонках, слушать подкасты
Далее