#HOT! Шорт–лист Национальной Премии «Радиомания 2024»Пять причин посетить Музей радио имени Попова в ЕкатеринбургеВы узнаете, что же еще интересного помимо правды можно узнать в музее о средствах связи OnAir.ru | Избранное в Telegram
«Кто изобрел радио?» – этот вопрос долгое время является почвой для многочисленных споров во всем мире. Называют разные имена: немцы считают первым Генриха Герца, французы – Эдуарда Бранли, англичане – Оливера Лоджа, а русские, конечно, Александра Попова. В поисках правды мы отправились в Музей радио. В нашем спецпроекте вы узнаете, что же еще интересного помимо правды можно узнать в музее о средствах связи. «Приемник» жизни Попова. Музей радио располагается в здании на Розы Люксембург, 9. Со старинной архитектурой, выделяющееся, слегка отреставрированное. «Наш музей совсем молоденький: в конце января мы отметили его 34-летие!» – рассказывает экскурсовод Борис Михайлович. Тем не менее, само здание довольно старое, 1830 года постройки. 40 лет, вплоть до 1986 года, за создание музея в доме боролась внучатая племянница Александра Попова Маргарита Гуляева. «Но ни в коем случае не называйте нас музеем Попова. Мы лишь носим имя великого физика. Малышам объясняем: кроватка – там, а приемник – здесь», – улыбается экскурсовод. Действительно, все комнаты и коридоры уставлены разнообразной техникой, а не портретами Александра Степановича. Возникает логичный вопрос: «Откуда такое обилие экспонатов?» Борис Михайлович отвечает: «Город помогает. С переходом на новые частоты многое устарело, вот люди и несут. Уже и не знаешь, куда выставлять. Наша коллекция пополняется в режиме реального времени. Вот даже вчера принесли два проигрывателя!». Звонок, возвестивший о рождении. Следующий зал (правильней сказать – уголок) расскажет и покажет изобретения, созданные буквально друг за другом. Каждое из них уникально, а вместе и есть радио! Вот и первый приемник, умевший ловить искры благодаря Александру Попову. Думаете, он сразу заговорил? Нет. Но ведь и вы не сразу запели: родились и плакали. Так и изобретение физика, результат его пятилетней работы, 7 мая 1895 года зазвенело, возвестив о своем рождении. Буквально через несколько недель был создан новый прибор – грозоотметчик. Уже в июле 1895 года он улавливал грозы на расстоянии 40 километров и стал первым в мире средством, упростившим работу флота. Также здесь представлен первый телеграф. Своим созданием он обязан художнику (да-да, не удивляйтесь!) Морзе. Именно этот прибор более ста лет назад принял телеграмму из Петербурга о начале революции. Громоздкие, сложные, грубые – с первых минут эти приборы едва ли вызовут у вас симпатию. Но они знают, чем подкупить даже «гуманитарное» сердце: возможность показать их в действии завлекает и простым языком объясняет сложные физические процессы. Тот, чье имя носит… Связь Александра Попова с этим домом длилась лишь два года. Сашура (так звали мальчика в детстве) жил в нем во время своего обучения в третьем и четвертом классах. Но Борис Михайлович все равно с трепетом и уважением рассказывает историю жизни изобретателя. Мальчик родился и рос в религиозной семье и должен был стать священником в десятом поколении, но Сашуру увлекла техника. В первом-втором классах он собрал электрические звонки, хотя мир тогда и лампочки не видел! В четвертом-пятом классах Попов включил свое изобретение в будильник. Самодельный аппарат иногда давал сбой и звонил в ненужное время. Заметили: это происходило лишь во время грозы. За объяснением мальчик отправился к взрослым и услышал: «Ну, кажется, это весточка от Бога». Учился Саша в церковной школе, так как денег на гимназию у семьи не было. В третьем классе он ходил в духовное училище Екатеринбурга, а жил у своей сестры Марии. Здесь же мальчик впервые познакомился с физикой – это была любовь с первой формулы. И здесь на руку сыграл случай: найдя французский учебник, он повторил из него все опыты. Есть контакт! «В нашем менталитете есть черта, от которой нужно избавляться. Мы восхваляем иностранное и скромничаем о своем. А нам есть чем похвастаться за века!» – с досадой говорит Борис Михайлович. И правда, в истории внедрения радио в нашу жизнь не раз упоминается СССР. Первая говорящая радиостанция появилась именно у нас. До этого никто в мире не умел «говорить». В 1921 году СССР пытался организовать радиомост с Германией. Но получился монолог: немцы прекрасно слышали наш голос, а вот ответить так и не смогли из-за технических неполадок. В 20-е годы ХХ века мы опережали весь мир, но уткнулись в экономическую проблему. Станции есть, «голос» – тоже, а вот приемников практически ни у кого не было. «Пришлось самим их собирать; я уже в пятом классе делал!» – рассказывает экскурсовод. В 1935 году заработала первая и самая мощная в мире средневолновая станция в Сокольниках. СССР создавал и внедрял все то, чем мир пользуется и сегодня. Наша миссия – не забывать и рассказывать младшим поколениям о достижениях Родины. Музей с задачей справляется «на отлично». 20 килограмм победы за спиной. Здание музея небольшое, комнаты крохотные, но история в них живет, окутывает, впечатляет. Перед нами зал военной техники. «Без связи воевать нельзя, – начинает рассказ Борис Михайлович, – а наша страна сильно отставала в этом плане. Несмотря на мощнейшее оружие, в СССР тогда не было связи. Командирам приходилось отдавать приказы флажками, что чревато прямым попаданием и мгновенной смертью. Позже радисты начнут носить за спиной переносные станции по 20 килограмм. Их нагрузка превышала солдатскую, хоть и не предполагала участие в прямых боевых действиях. Большинство радистов были девушками, поэтому их любимой станцией была «Север» весом в два кило. Для скрытности все надписи на ее лицевой стороне делали на английском языке. В этом же зале представлены станции 60-70-х годов. Они в несколько раз меньше своих «военных» братьев, но при этом гораздо мощнее. Такой диссонанс лишний раз напоминает о том, как тяжело далась победа нашим предкам. Кто же был первым? Время, проведенное в этих залах, летит. Настает пора уходить, но, спохватившись, мы задаем главный вопрос: «Так кто же был первым?» Борис Михайлович улыбается и предупреждает, что придется задержаться еще ненадолго: «А что для вас радио? Кто-то ограничивается узким определением репродуктора с кухни, а кто-то, напротив, расширяет его до масштабов науки. Каждый из изобретателей вносил ценный вклад в развитие этой сферы. Про Александра Попова правильней говорить как о человеке, создавшем первый в мире радиоприемник». Вот только изобретение Попова стремительно утрачивает свою значимость. Раньше это был источник культурного воспитания. Разнообразие передач объединяло народ: «Крестьянская газета», «Солдатская», «Рабочая»; для детей по воскресеньям – «Пионерская зорька». Радио учило разговаривать, слушать и слышать. Посещение музея наталкивает на мысль: а как обстоят дела с нашим культурным фундаментом? Впрочем, это уже совсем другая история. Дух того времени. Перед нами комната памяти семьи Левитских (сестры Сашуры и ее мужа). На стене их портреты. Мебель под стать 19 веку. Борис Михайлович недовольно говорит: «Мы стараемся сохранить дух того времени, но реставрации и модернизации дают о себе знать». Кажется, экскурсовод слишком самокритичен: в углу стоит… нет, не пианино, как говорят маленькие гости музея, а фисгармония – «лежащий аккордеон». А на столе красуется недавно приобретенный экспонат: граммофон братьев Пате. Памятью об изобретателе наполнен каждый метр музея, отчего изучать его становится интересней. Теле- и радиореволюция. Входим в последний зал. Его действительно можно назвать уникальным: на своей маленькой площади он уместил целую техническую революцию. Особенно ценно, что все экспонаты здесь тоже подарки. Борис Михайлович обращает наше внимание на приемник, отличающийся от других. Он подарочный, сделан по французскому прототипу. Предназначался для высшего партийного руководства страны, чтобы его можно было вручать иностранным гостям. Но Иосиф Сталин, запустивший процесс создания этих приемников, так и не смог подарить ни одного. Он скончался в 1953 году, тогда как радио было изготовлено лишь в 1954 году. Все приемники разделяются на классы: нулевой, первый, второй, третий... Почему же отчет начался с нуля? В 1957 году в Москве проходил Шестой Всемирный фестиваль студентов и молодежи. К этому событию выпустили приемник «Фестиваль», превосходящий по своим параметрам даже первый класс. Среди телевизоров также есть уникальные экземпляры. Один из них – «КВН-49», первый массовый телевизор СССР. Он представлял собой крохотный экран, к которому дополнительно выпускали линзы: стекла, заполненные водой. Они увеличивали изображение в полтора раза. Название модели неспроста напомнило всем известную игру. Юные Масляков и Гусман взяли эту аббревиатуру, которая на самом деле скрывает имена создателей «КВН-49»: Кенигсон, Варшавский, Николаевский. Удивительно видеть рядом два совершенно непохожих телевизора и понимать, что между ними разница не в 100, не в 50, а всего 20 лет! фото: ekmap.ru | текст: Снежана Воробьева, eburg.mk.ru Данное сообщение не является рекламой и носит исключительно информационный характер. •• А.А. Венедиктов внесен Минюстом РФ в реестр СМИ-иноагентов. ••• Генеральная прокуратура России признала нежелательной в РФ деятельность иностранной неправительственной организации Medusa Project (владельца интернет-издания "Медуза"/Meduza), которая ранее была признана иноагентом Минюстом РФ. #1273 ONAIR
|
Смотрите прямой эфир церемонии вручения главной награды в сфере радиовещания в России
Онлайн-трансляция «Радио в глобальной медиаконкуренции - 2024». 2-й день
В Москве проходит одно из значимых событий радиоиндустрии
Ведущая радио Хит FM Диана Терешкова рассказала на конференции РАР – кем для слушателей должен являться радиоведущий
Утренние шоу должны делать люди счастливые, веселые, умные, обладающие ценностями
На Детском радио в Санкт-Петербурге завершился конкурс «Мой классный – классный!»
Для класса-победителя и его учительницы прошла Дискотека Детского радио
Радио и Digital: дальнейшие пути взаимного развития коллаборации
Радиостанции уже «научили» слушателей настраиваться на любимую волну на ПК или смартфоне, запускать радио в умных колонках, слушать подкасты
Далее