#HOT! Шорт–лист Национальной Премии «Радиомания 2024»


#ИСТОРИЯРАДИО Радиоглобализация


#ИСТОРИЯРАДИО Радиоглобализация - Новости радио OnAir.ru

Глобализационные процессы, в которые все больше втягивается наша планета, подобно буржуйскому каблуку с советского плаката растаптывают ставшие привычными вещи, предлагая взамен все новые и новые инструменты, средства и привычки


OnAir.ru | Избранное в Telegram

#ИСТОРИЯРАДИО - OnAir.ru - 17.09.2008 года

Пока историки продолжают споры о том, кто же все-таки изобрел радиосвязь ― русский физик Попов или итальянец Маркони, специалисты, спустя 100 лет с начала практического применения радио, уже предвещают скорую кончину этого средства массовой коммуникации.

Глобализационные процессы, в которые все больше втягивается наша планета, подобно буржуйскому каблуку с советского плаката растаптывают ставшие привычными вещи, предлагая взамен все новые и новые инструменты, средства и привычки.

В ту пору, когда глобальная сеть Интернет только начинала свое существование, многие аналитики предвещали закат эпохи бумажных носителей. Говорили, что в скором будущем не станет ни газет, ни журналов, ни книг. Полки освободятся от макулатуры (кстати, под этим подразумевалась даже литературная классика). Вся ленинская библиотека будет умещаться в небольшом гаджете, доступном всегда ― в любое время и в любом месте. А радио в том виде, в каком мы привыкли его слушать сегодня, останется лишь историей.

Прошло более 15 лет с момента появления этих утопичных слухов. Бессмертная «Война и мир» все так же собирает пыль на книжных стеллажах, газеты и журналы по-прежнему имеют популярность и печатаются все большими тиражами, а люди по старинке продолжают слушать радио в автомобильной пробке или во время утренней пробежки ― посредством миниатюрных приемников или сотовых телефонов.

ОБ ИНТЕРНЕТЕ

Думается, абсурдно предположение, что Интернет каким-то образом займет место радио, потеснит его. Глобальную сеть можно рассматривать лишь как еще один канал трансляции радиосигнала, но никак не конкурирующую схему доставки информации. Очень многие предрекали конец эры телефонной связи, причем эти утверждения ни на чем не основывались ― ведь нельзя делать вывод о завершении эпохи, не видя наступления другой или хотя бы ее предпосылок. На самом деле Интернет послужил телефонной связи лишь в качестве дополнительного канала ― Интернет-телефония сегодня столь же популярна, как и проводной телефон, однако принцип работы остался неизменным. Есть телевизор, и он тоже многое потеснил, но ничего не заменил. Так же будет с радио.

Уже сейчас шум вокруг Глобальной сети успокаивается ― компьютер, частично заменяющий радио, телефонную связь и телевидение, стал привычной вещью. Однако по-прежнему в большом количестве выпускаются сотовые телефоны с возможностью прослушивания FM-радиостанций.

Следует полагать, что к тому времени, когда Интернет займет собственную нишу и окончательно обоснуется в информационном обществе, им будут пользоваться значительно больше людей, но, опять-таки, не во всех случаях и не по всем поводам. Голос никогда не заменит написанный текст. Кроме того, говорящий по радио всегда чувствует гораздо большую ответственность и передает слушателям большую часть своей души. Причем он никогда не бывает анонимным ― всегда узнается по голосу, особому стилю подачи информации и энергетике.

Если же вдаваться в техническую сторону взаимодействия радио и Глобальной сети ― точечные опыты по разработке исключительно сетевых радиостанций уже были. Первый опыт профессионального применения интернет-радио с учетом коммерческой составляющей был у одного из белорусских интернет-провайдеров. Правда, услуга эта стала доступна только его клиентам, но и это позволило расширить количество пользователей.

Суть концепции одной из первых славянских интернет-радиостанций была проста: каждый пользователь имеет право заказать ту музыку, которую любит. В результате здесь не оказалось четкого формата, к которому, как правило, привязан FM-диапазон. Получилось именно народное радио, без ежечасных повторов и коммерческого навязывания заведомо оплаченных исполнителей. Впрочем, стоит помнить, что подобный подход ― всего лишь дополнительная бесплатная услуга провайдера для своих клиентов. Услуга, которую обслуживает всего один человек.

В массовом FM-диапазоне такого подхода ждать не стоит: постоянная миграция аудитории из-за ежеминутной смены стиля радиостанции на пользу не пойдет ― это немедленно повлечет за собой неизбежное банкротство радиостанции, живущей лишь за счет рекламы. Кроме того, интернет-радио менее ответственно перед слушателем, чем обыкновенная радиостанция. По сути, его нельзя даже официально зарегистрировать как средство массовой информации ― наши законодатели лишь недавно обратили взор на сетевые СМИ, а об интернет-радио разговоры и вовсе не ведутся.

О КОСМОСЕ

В 1990-х годах у радиостанций начались не самые лучшие времена: в СССР радио никогда не являлось коммерческим и было на полном попечении у государства, поэтому переход на коммерческие рельсы в странах СНГ едва не прекратил там существование радио как такового.

После этого трудного периода на российские радиостанции обрушился еще один удар: по планете шагал Интернет, а телевидение переживало бурную революцию ― эти средства коммуникации съели львиную долю рекламных средств, за счет которых существует коммерческое радио.

Над проблемой задумались уже давно, причем в США. Единственный путь избежать спада прибыли от рекламы ― сделать радио платным. Каким образом? Этого до последнего времени никто не знал. Существовали даже проекты по взаимодействию с сотовыми сетями, но такая перспектива никого не вдохновила.

Единственным способом решения проблемы стала идея спутникового радио. Но, в отличие от телевидения, где подписка на каналы давно является традицией, платное радио никак не найдет понимания среди слушателей, оставаясь в привычном вещательном формате. Радио изначально — бесплатное СМИ, и даже американцев трудно заставить свыкнуться с мыслью, что за прослушивание музыки, новостей и других радиопередач придется платить.

Впрочем, реформа уже переходит границы Нового Света и находит понимание в Европе. Повсеместный переход от FM к DAB и SAT, по сути, убьет бесплатное радио. Инвесторы почти наверняка кинутся вкладывать деньги в развитие новой технологии. Вслед за тем и реклама постепенно станет переходить в новое информационное поле. По оценкам специалистов, эта революция произойдет не так скоро, но ее предпосылки уже наблюдаются в США.

Можно сказать, что переход на спутниковое радио ― еще одна очень важная веха развития радио как такового. Если сегодня радиостанции могут позволить себе некоторые вольности в отношении контента и подхода к тому или иному формату, то на платном радио рамки будут в некотором смысле даже жестче, чем на телевидении. Ведь люди, которые платят за прослушивание радиостанции, априори будут крайне требовательны к тому, что и в каком качестве они слушают и насколько профессионально подготовлены передачи.

С другой стороны, спутниковое радио ― веха глобализации. Сегодня в отдаленных уголках планеты вряд ли можно поймать любимую радиостанцию ― в России даже в нескольких километрах от города радио уже перестает работать. При переезде из одного города в другой так или иначе меняется частота передачи. SAT, в отличие от FM-диапазона, уничтожит эти недостатки на корню. Единожды настроив приемник на любимую частоту, можно будет слушать ее без помех и шумов и на Крайнем Севере, и даже на Северном полюсе. Все зависит лишь от того, сколько ретрансляционных спутников находится в ведении радиостанции.

О ДУХОВНОСТИ

Людям свойственно общаться ― это закон природы. В последние годы средств коммуникации появилось бесчисленное количество, и расстояние уже не имеет особого значения. Однако каждый человек испытывает особую любовь к радио как к средству общения с миром. В России оно неразрывно связано с голосом Левитана, звучание которого во время Великой Отечественной войны заставляло сердца учащенно биться.

Именно после Великой Отечественной войны радио стало открыто всем людям и в какой-то мере даже потеснило развивавшееся в то время телевидение.

В одном из интервью радио «Маяк» лидер партии «Яблоко» Григорий Явлинский очень четко определил отношение людей к радио: «Телевидение ― это такое ощущение, будто сидишь в огромном зале ожидания на Казанском вокзале, ждешь поезда, и в это время с тобой кто-то о чем-то разговаривает. А радио слушаешь лично. И с тобой разговаривают лично. Мне кажется, что когда люди что-то обсуждают по радио, это гораздо более близко, понятно, доходчиво. То есть никакое развитие телевидения или компьютеров не может заменить радио».

Категоричность политика вполне обоснованна: радио, в отличие от того же телевидения, слишком интимное средство коммуникации. Не видя картинки, каждый человек чувствует себя непосредственным участником обсуждения. Речь даже не о том, что каждый желающий может позвонить на радиостанцию и задать вопрос непосредственно в эфире. Прослушивание радио заставляет человека думать вместе с людьми, которых он не видит, ― соглашаться или спорить.

Радио как средство коммуникации ― вечный диалог слушателя и ведущего.

О БУДУЩЕМ

Несомненно, все течет, все меняется. Но в жизни каждого человека есть вещи, без которых он не мыслит своего существования. Возможно, когда-нибудь мир действительно перейдет на цифровые носители данных и книги останутся лишь историей, хранящейся на книжных стеллажах. Телевизионные антенны в привычном нам виде ― «две палочки и медяшка» ― тоже покинут крыши домов, и на всю многоэтажку будет достаточно одной спутниковой тарелки.

Но с трудом верится, что радио безвестно канет в Лету. Скорее, в ближайшие несколько лет оно просто сменит метод передачи данных, расширятся медийные функции, а взаимодействие со слушателем станет более плотным и интерактивным.

С большой долей уверенности можно предполагать что радио никогда не покинет нашу жизнь. Как не покинет сердца россиян и голос Левитана ― человека, подарившего радиоволнам душу.

РАДИО В ЛИЦАХ

Говард Стерн.

«Когда у вас был первый секс в жизни?» ― спросил как-то во время радиоэфира Говард Стерн у одной из американских поп-звезд. Вопрос поверг общественность Нового Света, мягко говоря, в шок.

Что о нем говорят? Наглый. Прямолинейный. Беспринципный. Амбициозный. Эпитетов много. Но самый главный ― «дорогой». Самый дорогой диджей. В мире.

Родился 12 января 1954 года в Нью-Йорке. С 1982 года работает на крупных радиостанциях США. В 1997-м получил главную роль в автобиографическом фильме «Части тела».

В 2002 году удостоен премии Billboard Magazine’s в номинации «Персона года на радио».

Известен своей скандальностью, откровенностью и прямолинейными вопросами в эфире.

Приверженцы Стерна считают его самым правдивым радиоведущим в мире. Вместе с тем в США существуют тысячи организаций, выступающих против выхода Стерна в эфир.

Начал карьеру как музыкальный ведущий на радио. Впоследствии приглашал в студию порнозвезд, рэперов, ветеранов войны во Вьетнаме, Джорджа Буша и писателей.

В 1994 году Стерн настолько обнаглел, что провозгласил себя королем медиа и является им по сей день. Более 20 лет лидирует в американских рейтингах как лучший радиоведущий США. Входит в сотню самых влиятельных людей мира по версии журнала Time.

В 2006 году вошел в десятку популярнейших знаменитостей по версии журнала Forbes, заняв 7-е место.

В разводе с Элисон Стерн. Женат, судя по всему, на радиоэфире.

Василий Стрельников.

Будучи уроженцем Нью-Йорка, Василий Стрельников посещал обыкновенную американскую школу в Чеви-Чейзе. Его отец был советским корреспондентом, и семья больше 10 лет прожила в США. В возрасте 13 лет Вася приезжает на родину предков, где некоторое время «проходит акклиматизацию».

1980 год становится переломным: Василия берут в созданную тогда Всемирную службу радио Москвы англоговорящим ведущим. Вскоре появляется программа «Уикенд Василия». Позже он становится автором первого в России хит-парада TASS TOP 20, результаты которого публикуются в газетах.

Имея за плечами опыт многолетней работы на, возможно, лучшей станции (тогда уже бывшего) СССР, Стрельников в начале 1990-х становится диджеем и программным директором «Радио 7 Москва». После работы на «Европе Плюс», куда Василий ушел в 1996-м, он переместился на созданное тогда «Радио Классика» и стал его программным директором.

В 1998 году Василий Стрельников на российском MTV запустил программу «Weekend'ный Каприз». Действо на экране, которое характеризуется самим ведущим как «оздоровительный маразм», становится сенсационно популярным. Сегодня Стрельников посвящает себя интернет-радиовещанию, он причастен к развитию подкастов в России.

Михаил Козырев.

Родился в 1967 году в Свердловске (ныне Екатеринбург). Окончил факультет общей терапии Свердловского государственного медицинского института. В 1992–1994 годах ― студент отделения масс-медиа Помонского колледжа (Pomona College), Клермонт, Калифорния. В это же время стал автором идеи и ведущим программы «Музыка большевистских детей и бабушек» на станции KSPC 88,7 FM в Лос-Анджелесе.

После переезда в Москву Козырев сделался достаточно востребованным ведущим и занял пост программного директора Радио Maximum в Москве и Санкт-Петербурге. Он, можно сказать, явился одним из участников первого радиоэшелона ― когда от советских форматов пришлось резко отказаться, а о зарубежных, коммерческих форматах в России никто не знал.

Позже Михаил занимал многочисленные ответственные посты ― например, был руководителем радионаправления в холдинге Logovaz News Corporation, генеральным директором компании по производству радиопрограмм «Ультра Продакшн», генеральным продюсером радиостанции «Наше Радио 101.7 FM» и радиостанции «ULTRA 100.5 FM».

За относительно недолгое время Михаил Козырев удостоился многих премий, в том числе получил престижную награду ― почетный диплом Национальной ассоциации телерадиовещателей (НАТ) в категории «развлекательные форматы» в номинации «Лучшая сетевая радиостанция года» (радиостанция «Наше Радио»).

ВОЙНА МИРОВ

Тридцатые годы ― время, которое можно назвать «днями радио». Приемник стоял в каждом американском доме, поэтому нет ничего удивительного в том, что о постигшем бедствии нация узнала по радио. Воскресным вечером американцы включили канал CBS. Из сообщений можно было заключить, что на Восточном побережье что-то происходит. И это «что-то» явно не предвещает ничего хорошего.

Радиопостановка Орсона Уэлса по известному роману Герберта Уэльса «Война миров» повергла в панику едва ли не половину Америки. Практически все люди, слушавшие в тот момент радио, восприняли спектакль как информационное сообщение. В панике были и обыкновенные граждане, и полиция с правительством.

АЛЬТЕРНАТИВНАЯ СТОРОНА РАДИО: QSL-КОНТАКТЫ

Технология передачи информации по радиоканалу использовалась не только с целью трансляции сообщений на всю страну, но и для переговоров отдельных людей, живущих в разных частях планеты. Подтверждением состоявшихся контактов радиолюбителей являлись особые QSL-карты, формально выглядевшие как обычные почтовые открытки, но с указанием «координат» конкретного связиста. Отправить после разговора визитку на адрес радиовизави было правилом хорошего тона. С развитием Интернета такая практика, похоже, канула в Лету. Однако не вспомнить про этот этап развития радио было бы просто преступлением.


Михаил Мельников, Максим Макаренков | rdig.ru



Данное сообщение не является рекламой и носит исключительно информационный характер.



• Деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена в России как экстремистская.
•• А.А. Венедиктов внесен Минюстом РФ в реестр СМИ-иноагентов.
••• Генеральная прокуратура России признала нежелательной в РФ деятельность иностранной неправительственной организации Medusa Project (владельца интернет-издания "Медуза"/Meduza), которая ранее была признана иноагентом Минюстом РФ.


#1433 ONAIR.RU 25.05.2020


Далее


«Радиомания-2024». Онлайн-трансляция церемонии вручения национальной Премии
Смотрите прямой эфир церемонии вручения главной награды в сфере радиовещания в России
Онлайн-трансляция «Радио в глобальной медиаконкуренции - 2024». 2-й день
В Москве проходит одно из значимых событий радиоиндустрии
Ведущая радио Хит FM Диана Терешкова рассказала на конференции РАР – кем для слушателей должен являться радиоведущий
Утренние шоу должны делать люди счастливые, веселые, умные, обладающие ценностями
На Детском радио в Санкт-Петербурге завершился конкурс «Мой классный – классный!»
Для класса-победителя и его учительницы прошла Дискотека Детского радио
Радио и Digital: дальнейшие пути взаимного развития коллаборации
Радиостанции уже «научили» слушателей настраиваться на любимую волну на ПК или смартфоне, запускать радио в умных колонках, слушать подкасты

RSS E-Mail ВКонтакте

Далее новости за этот день

# РЕКОМЕНДУЕМ


# РЕКОМЕНДУЕМ



OnAir.ru

При полном или частичном использовании материалов активная индексируемая ссылка на сайт OnAir.Ru обязательна! Портал работает на PortalBuilder2 R5 HP.Свидетельство на товарный знак №264601, №264991 Российское агентство по патентам и товарным знакам.

Условия использования - Политика конфиденциальности - О защите персональных данных - О защите персональных данных - Публикационная этика

Мобильная версия сайта

оборудование для переработки макулатуры