#HOT! Шорт–лист Национальной Премии «Радиомания 2024»


«Стриминг-сервисы — это те же музыкальные автоматы». Борис Барабанов — об истории музыкальных чартов


«Стриминг-сервисы — это те же музыкальные автоматы». Борис Барабанов — об истории музыкальных чартов - Новости радио OnAir.ru

65 лет назад американский журнал Billboard представил первый еженедельный рейтинг 100 лучших песен


OnAir.ru | Избранное в Telegram

65 лет назад американский журнал Billboard представил первый еженедельный рейтинг 100 лучших песен. Изначально журнал писал не о музыке, а о рекламе. Возможно, это и помогло ему создать самый престижный хит-парад.

Billboard Hot 100, ведущий свою историю с ноября 1955 года, появился после объединения трех разных списков популярности: продаж синглов, показателей ротации на радио и чарта прокруток в музыкальных автоматах (так называемых джукбоксах, англ. jukebox). Ранее эти рейтинги подсчитывались отдельно.

К 1955 году история журнала Billboard насчитывала более 60 лет. Он появился до массового производства грампластинок, и задолго до начала коммерческого радиовещания.

В начале своего существования издание освещало по большей части новости рекламной индустрии.

Фактически Billboard был вестником афишного дела. Рекламные щиты, афиши и листовки были не просто самым действенным инструментом рекламы. Они были главным носителем визуальной информации. До появления доступного телевидения афиши кино, цирка, ярмарок и варьете были тем местом, где рождались самые актуальные образы. С начала 1900-х журнал стал все больше писать о новых фильмах и спектаклях.

В 1920-е годы, когда начало стремительно развиваться радиовещание, аудиообразы стали отвоевывать место в сознании аудитории у визуальных. Billboard, стремившийся идти в ногу со временем, запустил собственную радиостанцию. Но станций было много, и конкурировать на этом рынке было тяжело.

А вот чего точно не было ни у кого, так это постоянно обновляющейся информации о популярности песен. Журнал занялся сбором такой информации у локальных станций и формированием списков самых популярных композиций.

Тем временем в период Великой депрессии серьезно вырос рынок музыкальных автоматов. У людей не было денег на покупку собственных звуковоспроизводящих устройств, но очень хотелось отвлечься от суровой реальности. Бары с джукбоксами предоставляли такую возможность.

К середине 1940-х три четверти пластинок в США продавались для использования в музыкальных автоматах. Billboard отреагировал на рост этого сегмента публикацией соответствующего чарта.

Первый хит-парад был опубликован в журнале 4 января 1936 года. В 1939 году на страницах издания появился «Гид по музыкальным магазинам», а в 1940 году — первый чарт продаж дисков.

В 1955 году журнал решил создать единый индикатор популярности музыки. Сегментированный подход был чреват подтасовками. В индустрии стала процветать «пэйола» (англ. payola, от pay — платить и Victrola — торговая марка фонографов) — подкуп радиодиджеев с целью более активной ротации песен. Не было никакой возможности проверить, сколько раз на самом деле заказали провинциальной станции ту или иную композицию. Да и прокрутки на джукбоксах было не так просто контролировать.

И вот появился Billboard Hot 100, позволявший сбалансировать все возможные уловки и погрешности и получить более или менее убедительную картину.

В изначальном виде чарт просуществовал всего три года. В 1958 году радиотрансляции и использование в музыкальных автоматах были выведены из расчетов Hot 100. На протяжении нескольких последующих десятилетий чарт предлагал результаты продаж синглов на физических носителях. Ненадолго слившись в одной таблице, ротации на радио и физические продажи стали развиваться по своим сценариям.

С появлением The Beatles и The Rolling Stones на сцену вышел его величество Альбом. При этом большинство джукбоксов могли проглотить только виниловые сорокапятки — «синглы» (англ. Single) — с одной песней на каждой стороне. А по мере того, как домашние виниловые проигрыватели становились доступнее, музыкальные автоматы все больше превращались в ретрозабаву.

Звукозаписывающие компании зарабатывали огромные деньги на альбомах. К 1980–1990-м, в период вхождения в обиход удобных компакт-дисков с высоким качеством звука, именно они стали главным источником денег для индустрии. А в Billboard Hot 100 все еще считали продажи синглов.

Характерный пример — песня группы No Doubt «Don`t Speak» (1996), которая стала большим хитом на радио и ТВ, но не была выпущена в формате сингла. Как следствие, она не сертифицировалась для Billboard Hot 100.

Только в 1998 году было принято решение переформатировать список из чарта синглов в чарт песен. Тогда же при составлении рейтинга снова стали учитывать количество трансляций на радио.

В 2005 году в методике подсчетов появились загрузки с цифровых площадок, а в 2007-м — стриминг.

Начиная с 2013 года формула составления Billboard Hot 100 включает в себя продажу физических и цифровых копий (35–45%), радиоэфиры (30–40%) и стриминг (20–30%).

Главная особенность музыкальной индустрии сегодняшнего дня — мгновенный доступ к любой музыке в любой точке мира благодаря интернету. Однако при желании можно обнаружить, что в основе своей бытование музыки описывается в похожих категориях.

Сегодняшние стриминг-сервисы Apple Music, Spoify и другие — это те же музыкальные автоматы, только предоставляющие мгновенный доступ не к одной из 100 или 200 песен, а к миллионам. Сегодняшнее скачивание контента — тот же пластиночный магазин на углу. Маленький, загибающийся, но все еще работающий. Радио тоже все еще существует. Теперь не только на FM-частотах, но и в интернете.

Пока существует музыка, все примерно так и будет.


фото: Дмитрий Лебедев / Коммерсантъ | текст: Борис Барабанов, kommersant.ru



Данное сообщение не является рекламой и носит исключительно информационный характер.



• Деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена в России как экстремистская.
•• А.А. Венедиктов внесен Минюстом РФ в реестр СМИ-иноагентов.
••• Генеральная прокуратура России признала нежелательной в РФ деятельность иностранной неправительственной организации Medusa Project (владельца интернет-издания "Медуза"/Meduza), которая ранее была признана иноагентом Минюстом РФ.


#2822 ONAIR.RU 17.11.2020


Далее


Онлайн-трансляция «Радио в глобальной медиаконкуренции - 2024». 2-й день
В Москве проходит одно из значимых событий радиоиндустрии
Ведущая радио Хит FM Диана Терешкова рассказала на конференции РАР – кем для слушателей должен являться радиоведущий
Утренние шоу должны делать люди счастливые, веселые, умные, обладающие ценностями
На Детском радио в Санкт-Петербурге завершился конкурс «Мой классный – классный!»
Для класса-победителя и его учительницы прошла Дискотека Детского радио
Радио и Digital: дальнейшие пути взаимного развития коллаборации
Радиостанции уже «научили» слушателей настраиваться на любимую волну на ПК или смартфоне, запускать радио в умных колонках, слушать подкасты
«Европа Плюс Челябинск» дарит слушателям 40 тыс. рублей на отдых от городской суеты
В эфирном проекте радиостанции нет проигравших

RSS E-Mail ВКонтакте

Далее новости за этот день

# РЕКОМЕНДУЕМ


# РЕКОМЕНДУЕМ



OnAir.ru

При полном или частичном использовании материалов активная индексируемая ссылка на сайт OnAir.Ru обязательна! Портал работает на PortalBuilder2 R5 HP.Свидетельство на товарный знак №264601, №264991 Российское агентство по патентам и товарным знакам.

Условия использования - Политика конфиденциальности - О защите персональных данных - О защите персональных данных - Публикационная этика

Мобильная версия сайта